Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:34, курсовая работа
Актуальность и новизна данного исследования вызвана немногочисленностью работ в этой сфере, а также практической необходимостью проанализировать результаты Пермской культурной революции.
Объектом исследования будет являться культурная политика государства.
Предметом исследования будет служить культурная политика властей и её продуктивность в отдельном регионе (Пермский край).
Цель исследования - определить эффективность Пермской культурной революции.
Введение…………………………………………………………………………
1.Глава первая: Влияние государственной политики на культурную сферу советского и постсоветского периодов………………………………………………………………………..
1.1. Государство и культура как два взаимодополняющих понятия………
1.2. Культура как проводник официальной государственной идеологии…….
1.3 Культура как коммерческая реализация продукции массового потребления ……………………………………………………………………..
2. Пермский культурный проект: эффективность и итоги
2.1. Основание Перми как промышленной столицы Урала
2.2. Окультуривание Перми посредством советской идеологии начала XX века
2.3. Пермский культурный проект: цели и итоги
2.4. Контент-анализ эффективности проводимой культурной политики и итоги Пермской культурной революции
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Территория, на которой расположен город Пермь, заселена человеком с древнейших времён.
9 марта 1720 года по приказу
Петра I капитан-поручик артиллерии
Василий Никитич Татищев, управляющий
Уральскими казёнными заводами,
известный русский историк и
географ, отправился в Сибирскую
губернию для постройки
Днём основания Перми считается официальная дата начала строительства Егошихинского медеплавильного завода — 4 мая 1723 года.
[Верхоланцев 1913. C.21]
Первоначально Пермь была рассчитана как промышленный город, заполненный заводами и рабочими, поэтому кроме прибыли от города можно было мало что ожидать.
В 1931 году Мотовилиху отделили от Перми в отдельный населенный пункт Молотов, где бурно развивается промышленность. Однако, как в Перми, так и в Молотово, процветала антисанитария, рабочие бараки и общежития были переполнены. [Корчагин 2006. С. 35]
Постепенно ситуация
2.2. Окультуривание Перми посредством советской идеологии начала XX века
Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции.
Первая конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года. (википедия).
Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры, и обеспечение просветительского материла широким массам общественности.
Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Они даже лозунг выбрали подходящий - «Искусство прошлого — на свалку!». Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.
После Октябрьской революции Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои организации в ряде городов. Промышленный центр Урала на то время – город Пермь – не стал исключением.
Уже 6 января 1918 года в Перми прошёл первый спектакль, устроенный драматическим кружком профсоюза рабочих печатного дела, который, как отмечала газета «Известия Пермского губисполкома», является «пионером в деле постановки народных спектаклей". Позже, к подобным мероприятиям стала присоединяться и молодёжь, считая народные постановки неким развлечением и приобщением себя к жизни края. Конечно. Репертуар для спектаклей был определён идеологическими установками, в основном ставились работы пролетариатских писателей.
Огромный вклад в развитие пермской культуры оказал коми-пермяцкий художник П.И. Субботин-Пермяк. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь, а его педагогическая, организаторская, теоретическая и художническая деятельность оставила яркий след в истории культуры Пермского края.
Субботин - Пермяк был сторонником авангарда, но был увлечен поиском новых путей в искусстве и убежден в том, что только в борьбе можно добиться положительных результатов в «новом» искусстве. Себя он ощущал ниспровергателем обывательщины и потребительства в искусстве. Свои представления об этом «Новом и Небывалом» он стремился воплощать в жизни — в делах, действиях. Смело отрицая все традиции и старые верования, как и говорит нам лозунг большевиков, он создавал свою собственную концепцию развития культуры.
В начале 1918 он организовал в Усолье передвижной театр. Делу сопутствовал громкий успех — не было отбоя от желающих играть в нём, молодёжь хлынула в мастерскую. В августе 1918 года он открыл театральную мастерскую в Кудымкаре. Спектакли показывались не только для населения Кудымкара, но и для жителей окрестных сёл — Юсьвы, Верх-Иньвы, Кувы и др. Деньги от сборов за спектакли, а стоимость билетов была пять копеек, шли на нужды самого любительского кружка, для приобретения костюмов и декораций, а также для пополнение местной библиотек. [Власова 1959. С. 30–33.]
В июле 1919 года Субботин начал свою деятельность по коренной реорганизации культуры Пермской губернии. Он стал претворять в жизнь идеи Народного комиссариата просвещения по глобальной перестройке культуры и искусства, в основе которых лежала «новая единая система художественного образования для воспитания Нового человека».
Идея «создать Нового человека посредством Нового искусства», разработанная Коллегией изобразительных искусств Наркомпроса, была настолько же грандиозна, насколько утопична и не выполнима. Сложно предоставить человеку информацию посредством навязывания и невыяснения его интересов, уж тем более, когда речь шла о молодом населении. С целью полностью контролировать процесс обучения стали потихоньку закрываться высшие художественные заведения по всей стране.
В 1919–1920 годах Субботину – Пермяку удалось организовать художественно-промышленные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре. Мастерские были «базой художественного воспитания местного края». Перед ними ставились задачи: поднять общий культурный уровень народа, дать элементарное художественное образование путем школьного и внешкольного воздействия. Все испытывали трудности того голодного времени: не хватало продовольствия, топлива, не было квалифицированных преподавателей и денег для оплаты их труда.
Как уполномоченный Пермского губоно, П. И. Субботин-Пермяк постоянно контролировал работу мастерских, оказывал творческую помощь, заботился о приглашении преподавателей. Он писал программы для обучения, разрабатывал методические пособия, сам ездил по губернии и читал лекции, агитируя за «новое» искусство. «Необходимо заинтересовать и знакомить молодежь с вопросами искусства», — считал художник. Он призывал своих учеников и преподавателей работать и работать, чтобы «окрылить народные массы на большие дела». [Специализированный сайт Личности Перми 2007]
Отдельное значение художник придавал как раз-таки живописи и направлению, близкому к футуристическому. Полагая, что картины могут отражать идеи и смысл его жизни, он старался вселять в них движение – то, чего так хотели большевики по отношению к просвещению, экономике и равенству классов.
Активную позицию большевиков навязать свою идеологию народу, в том числе и культурное просвещение, можно проследить через простые письма и послания.
Доктор филологических наук, профессор двух гуманитарных кафедр С.С. Шляхова пишет в своей статье «Азбука Пермских улиц», что ситуация с буквами резко изменилась сразу после революции 1917 года. Идеологические буквы и предписания буквально накрыли город. [Интернет-журнал Филолог ГОД]
Постоянные шествия, митинги, пикеты, забастовки профсоюзов приводили город в массовое скопление плакатов и фотографий – покровителей того времени.
В 1932 г. все важные здания города украсили праздничные лозунги и надписи, портреты вождей, картины пролетарской жизни. На здании горкома ВКП(б) – портреты Сталина, Ленина, картины индустриализации. Все эти буквы – не что иное, как Первая Пермская культурная революция [Интернет-журнал Филолог ГОД], где государство навязывает свою историю, идеи с помощью культуры, пыталась расположить к себе народ и усилить свою значимость и силу.
Можно сказать, что все театрализованные выставки, проводимые в начале XX века, тайные мастерские, сборище поэтов на улицах, организация праздников, фестивалей, «бунтующие» дети, культурные революционеры – всё это и есть основа революции.
Каковы итоги этой самой Первой культурной революции можно определить через следующие факты: как известно, через 11 лет после своего основания исчез Пролеткульт, большевистский режим ослабевал, а вскоре и совсем пал, на смену одним направлениям в живописи, литературе и архитектуре пришли другие. Формирование того самого, «нового человека», с новыми традициями и мировоззрением не дошло до своего задуманного конца. Власть в очередной раз попыталась воздействовать на человека посредством не грамотных постепенных реформ, а быстрого и активного натиска с «культурной изюминкой».
Проблема опять-таки сложилась из-за неучёта русского менталитета. Судя по историческим фактам, нам требуется немало времени, чтобы привыкнуть к новому, отбросив старое. Было язычество, стало христианство, но как быстро каждый смог «привыкнуть» к существованию Бога – вопрос, отмена крепостного права тоже вызвала бурную реакцию народа и ещё некоторое время крепостные не могли привыкнуть к своей свободе и не знали, куда им деться.
Наглядный данный пример большевиков не учитывать характеристики, признаки и предрасположение населения к таким переменам показал сложность ситуации, а главное её отрицательный результат, который, к сожалению, повторился спустя примерно сто лет.
2.3. Пермский культурный проект: цели и итоги
В XXI веке во многих развитых странах культура часто выступает главным компонентом экономической модернизации и социального развития. Ключевой фактор развития здесь – творческий человеческий потенциал.
Пермский край, безусловно, богат талантливыми и умными людьми, поэтому с помощью общих усилий решил спозиционировать себя не только как промышленный, но и культурный центр России, а также поднять туристическую посещаемость города за счёт внедрения культурных проектов.
Для этого в 2008 был разработан «Пермский культурный проект», целью которого было развитие региона и сообществ на основе актуализации и воспроизводства культурных ресурсов – изменение перспективы развития Пермского края на основе возможностей, которые порождает и предоставляет постиндустриальная эпоха. (Пермский культур. Проект, ссылка) Не приспособление к ситуации, а ее осмысление и практическое преобразование в интересах конкретных сообществ и людей, живущих на территории края.
Основными опорными точками для реализации проекта создатели отмечают:
Главным усилителем для осуществления
проекта стала авторитетная позиция бывшего
губернатора Пермского края – Олега Чиркунова
о поддержании воплощения Пермского культурного
проекта. Он видел в нём немало положительных
моментов, и ставил значительные цели:
оперативное управление учреждениями
культуры и дополнительного образования;
взаимодействие с органами федеральной
власти по вопросам реализации культурной
политики; организация системного мониторинга
культурного развития города; пропаганда
исторического наследия; модернизация
экономики посредством проводимой культурной
политики. (http://www.gorodperm.ru/
Для реализации проекта в Пермь
был приглашён известный галерист из Москвы
– Марат Гельман. Первое, что было сделано
с приездом москвича – открытие первого
музея современного искусства PERMM за пределами
двух столиц России. Музей современного
искусства PERMM ставил перед собой задачу
в преобразовании городского пространства,
очеловечивании промзон, формировании
культурного досуга, повышении туристической
привлекательности города. Проекты, спровоцированные
музеем, будоражат общество, создают уникальный
социальный фон, вовлекая в дискуссию
каждого жителя и гостя Перми. (сайт музея http://permm.ru/info/museum.
Пермская культурная революция началась осенью 2008 года с открытия глобальной выставки современного искусства «Русское бедное», выставка получила огромный резонанс, её посетило более 50 тысяч человек, а главное – она положила начало масштабному проекту «Пермь – культурная столица». После успеха, в городе стали появляться «непонятные» арт-объекты, которые будоражили сознание пермяка. Появилась огромная буква «П» рядом с железнодорожным вокзалом, разработанная дизайн - студией немалоизвестного Артемия Лебедева, «раскиданные» по центру города красные человечки без голов от арт-группы Professors, резиновый жук - скарабей из шин и покрышек, надкушенное яблоко Жанны Кадыровой напротив главной библиотеки города. Конечно, всё внимание неравнодушных горожан, в том числе и пожилых, было приковано к обновлению фасада города. Были организованы и небольшие пикеты «за» и «против» новых поселенцев. Несмотря на это в 2010 году на VI Пермском экономическом форуме была официально представлена концепция культурной политики Пермского края, которую вскоре поддержал сам В.В. Путин: «Хороший проект, будем поддерживать!»
Основная идея идеологов и разработчиков
новой культурной политики состояла в
том, чтобы культуру из социального блока
перевести в экономический и сделать её
одним из двигателей экономического развития
края. (статья http://urbanurban.ru/blog/
Информация о работе Пермский культурный проект: эффективность и итоги