Подростки и социальные сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 86.33 Кб (Скачать файл)

     Для младших подростков также характерно стремление к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности младшего подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой младшего подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте этом особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.[7]

      Младший подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Причины общения  младших подростков в социальных сетях

     Говоря  о гранях социальных сетей, подросток  видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов "Вконтакте", "Одноклассники" и других социальных сетей); возможность отличаться ото всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр). Таким образом, подросток находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет огромный шанс отличатся от своих сверстников. 
Ещё одна важная вещь, которая привлекает младших подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта, которая раньше достигалась долгим путём проб и ошибок: очень легко было вдруг обнаружить себя, любителя попсы, в компании заядлых рокеров. На сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Девочки хвастаются нарядами и лаком для ногтей, мальчики — мышцами и велосипедами. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте. Всё это настолько облегчает процесс утверждения себя в стае, что становится своеобразным наркотиком, как становится наркотиком всё, что доставляет быстрое удовольствие.[15]

     Но  современных подростков отличает то, что компьютер для них привычная и давно знакомая в обиходе вещь. Поэтому многие к старшим классам уже начинают программировать, рисовать в достаточно сложных графических программах и создавать свои сообщества по интересам.

     Общение посредством  интернета, а в частности социальных сетей,  имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей И.Шевченко отмечает следующие :

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в  сети  проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в  сети  может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие  протекания процессов межличностного  восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное  влияние  на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность  и желательность  контактов . Пользователь добровольно завязывает  контакты  или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность  эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному  поведению . Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне  сети  роли, сценарии, ненормативного поведения.[18]

Исходя  из вышеназванных особенностей, вытекает проблема виртуальной идентичности младшего подростка. Восприятие человека человеком в  интернете  оказывается отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает феномен конструирования виртуальных личностей. В текстовой коммуникации в  интернете  люди часто создают себе так называемые "виртуальные личности», описывая себя определенным образом.[9] Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется «nick» (от «nickname» - псевдоним) или «label» - «лейбл», «ярлык». Конечно, не все создают себе образ в  интернете , отличный от реального образа и стиля  поведения . Гипотетическим объяснением того, почему одни подростки конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть, степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность «Я» - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, «упорствует в определенных видах ролевого  поведения ». Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах).

     Конструирование виртуальных личностей носит возрастной характер и связано с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное «Я» представляется  подростку  размытым. Конструирование виртуальных личностей в  интернете  – это отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений.  

     Среди причин обращения к   социальным сетям  как инструменту общения выделяют :

1. Недостаточное  насыщение общением в реальных   контактах . В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность  реализации качеств личности, проигрывания  ролей, переживания эмоций, по  тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством  сети  - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.[23]

      Что касается стремления подростков к общению  «он-лайн», то оно является нормативным явлением, удовлетворяющем потребность подростка в том ведущем виде деятельности, который соответствует возрастному периоду подростничества- это деятельность общения.[16] Благодаря такой своей особенности как анонимность, интернет позволяет  подросткам , имеющим проблемы с общением в реальной жизни реализовать свою потребность в коммуникации виртуально. Подросткам,  не испытывающим таких проблем в реальной жизни,  интернет  дает дополнительные возможности развития  коммуникативных способностей.

     Таким образом, видно, что социальные сети является новой социальной средой, в рамках которой появились новые средства, возможности для личностного развития человека. Особенную значимость социальная сеть может приобретать для тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения.

 
 
 
 
 

Глава 3.  Экспериментальное исследование по выявлению влияния социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе 

3.1. Характеристика базы  исследования 

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ  СОШ №9 г.Архангельска в марте 2011 года в 6 «а» классе. В классе 25 учащихся, в исследовании принимало участие 22 человека, из них 13 мальчиков и 9 девочек в возрасте 12-13 лет.  

3.2.Результаты  исследования и  их интерпретация   

Целью нашего исследования было выявить влияние  социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе, для этого были использованы следующие методы:

- метод социометрических измерений (социометрия), который позволяет выявить социальные статуса учащихся экспериментальной группы и проанализировать их межличностные отношения (Приложение 1);

-  метод анкетирования, который позволяет выявить интерес учащихся экспериментальной группы к социальным сетям и проанализировать их личное отношение к современному развитию возможностей интернета (Приложение2);

-  метод  наблюдения, который позволяет анализировать  поведение, действия, общение учащихся  на протяжении всего исследования (Приложение3). 

Исследование  проводилось на протяжении трёх недель, во второй половине учебного года. Для  проверки гипотезы были проведены метод  социометрии для выявления особенностей взаимоотношений и социального статуса каждого испытуемого в группе. 

   Полученные  данные, в результате социометрии, представлены в приложении1.

   На  основании подсчётов мы определили статусные группы учащихся:

   - «лидеры» - 0 человек (17-16 «+» выборов и 0 «-» выборов)

   - «звёзды» - 2 человекa (11 «+» выборов)

   - «принятые» - 8 человек (9-8 «+» выборов)

   - «непринятые» - 14 человек (4-1 «+» выборов)

   - «отверженные» - 1 человек ( о «+» выборов)

   В результате было выявлено, что лидера в данном классе нет, а число «непринятых» превышает число «принятых». Отсутствие авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение детей, свидетельствует о том, что в данном классе большое количество «непринятых». В ходе исследования можно предположить, что в классе нет сформировавшегося коллектива, нет «сцепления» между детьми. Возможно это объясняется тем, что учащиеся в данном классе обучаются первый учебный год вместе. По причине неуспеваемости определенного количества учеников был сформирован специальный класс для их обучения, а остальные учащиеся были объединены в один классный коллектив на 2010-2011 учебный год.

   Подсчитанные  проценты соотношения социальных статусов  учащихся можно проиллюстрировать  в виде диаграммы 1. 

                                                                                                           
 
 
 
 
 
 

                                                                                                          Диаграммa 1

 

Примечание: 56%- непринятые, 32%- принятые, 0%-лидеры, 8%-звёзды, 4%- отверженные.

Из диаграммы  видно, что в группе большой процент  учащихся со статусом «непринятые» и  лишь  32%  учащихся приняты группой. 

      Также для выявления  личного интереса учащихся экспериментальной группы к социальным сетям мы использовали авторскую анкету «Социальные сети».  Полученные данные, в результате анкетирования, представлены в Приложении2. Анализ полученных результатов анкетирования свидетельствует о том, что в социальной сети «Вконтакте» зарегистрировано 20 человек экспериментальной группы (91%), из них 5 человек также зарегистрированы в социальной сети «Fasebook» (23%) и еще 2 человека в социальной сети «mail.ru» (9%), а  2 человека экспериментальной группы не зарегистрированы в социальных сетях (9%).

По результатам  анкетирования мы выявили, что главной  целью посещения социальных сетей учащимися является общение и знакомство с новыми людьми. Выяснилось, что в большинстве случаев(65%) люди из списка друзей действительно друзьями не являются. Также по результатам анкетирования мы выявили, что 35% учащихся экспериментальной группы проводят в социальных сетях несколько часов в день, 25%  учащихся заходят в социальные сети раз в неделю, а 40% младших подростков проводят в социальных сетях все свободное время. Также половина учащихся (50%) считают, что социальные сети способствуют их самовыражению.

 С  помощью метода наблюдения удалось  проанализировать поведение, действия, общение учащихся экспериментальной  группы на протяжении всего  исследования. Бланк наблюдения  представлен в Приложении3.

Проанализировав полученные результаты по всем методам, мы получили данные, которые позволяют  обобщить все результаты нашего исследования. Учащиеся, которые зарегистрированы  в социальных сетях и активно посещающие их имеют статус «принятых» и «звезд» в классном коллективе, также группа этих учащихся, по результатам наблюдения, хорошо общаются между собой, коммуникативные, но не стремятся к общению с другими одноклассниками, на уроках отвлекаются, нарушая дисциплину в классе. Также данная группа школьников, по результатам наблюдения, посещает социальные сети («Вконтакте», ICQ, «mail.ru») во время учебного процесса (на уроках), тем самым концентрируя свое внимание не на учебном предмете.  В число «непринятых» также входят учащиеся, посещающие социальные сети, но с меньшей активностью, при этом их поведение в классном коллективе положительное:  не нарушают дисциплину, не отвлекаются, свое внимание концентрируют на учебном процессе. Также в «отвергнутых» оказался человек, активно посещающий социальную сеть «Вконтакте». 
 
 
 
 

Информация о работе Подростки и социальные сети