Поликультурность как фактор повышения эффективности образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:37, реферат

Краткое описание

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы — образование в контексте поликультурности. Уточняется понятие «поликультурное образование», выделяются его цели и задачи в качестве фактора повышения эффективности отечественного образования.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, культурологический подход к образованию, культурное самоопределение личности, культурно-образовательная среда, поликультурное образовательное пространство.

Вложенные файлы: 1 файл

06_статья_Полянкиной_в_Сиби.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Цели и задачи поликультурного образования реализуются в рамках  поликультурного образовательного пространства (В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, 2004) с учётом образовательных возможностей культурно-образовательной среды (Э. В. Загвязинская, 2007).  

Культурно-образовательная среда представляет собой совокупность социальной, культурной и образовательной среды, которая имеет не суммарный характер, а приобретает качественно иной содержание, выступая той неравновесной системой, в которой индивид осуществляет собственную социальность и индивидуальность; пространство, где осуществляется социокультурное воспроизводство общности. Данная позиция актуализируется в культурологическом подходе к образованию. Автор термина особо подчёркивает, что культурно-образовательные среды должны быть адекватны культурным потребностям населения и «культурному возрасту реципиентов образовательных услуг» [11]. Такие среды должны отличаться гуманистической направленностью образования, чтобы человек становился субъектом собственной жизнедеятельности, был способен к самоорганизации, выбору и ответственности за него.

Поликультурное образовательное пространство, по признанию автора его прогностической модели О. В. Гукаленко, отнюдь не замыкается на специально созданных и предназначенных для воспитания и образования подрастающего поколения учреждениях (детские сады, школы, училища, техникумы и т.д.), но включает также социальные системы и явления (люди, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации, всё то, что обусловливает глубокие изменения в поликультурном обществе). В его рамках реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим автор модели предлагает внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных социокультурных практик: 1) активизирующих процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии; 2) направленных на выявление важнейших потребностей субъектов образования и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия; 3) направленных на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера [5].

Завершая рассматривать актуальные аспекты отечественного образования в контексте поликультурности, подчеркнём, что мы разграничиваем понятия «мультикультурное образование» и «поликультурное образование», трактуя последнее как образование в русле культурологического подхода,  призванное:

  • способствовать культурному самоопределению личности, проявляющегося в актуализации национального самосознания и социального выбора человека, владеющего языками культуры и применяющего их в процессе освоения и сохранения культурных ценностей в целях осознания смысла человеческого бытия и самореализации;
  • обогатить концептосферы обучающихся соответствующими культурными концептами для осознания и описания современной социокультурной ситуации и  многообразия типов культур (этнический, социальный, гендерный, религиозный, профессиональный, территориальный, лингвокультура, культура граждан с альтернативными способностями и т. д.), а их речевой  репертуар — коммуникативными стратегиями для обсуждения явлений культуры;
  • утвердить культурные различия обучающихся посредством участия в различных культурных практиках, предполагающих активную позицию участников межкультурного общения;
  • сформировать у обучающихся умения и навыки межкультурного общения, ознакомить их со способами деятельности в поликультурном обществе и помочь приобрести опыт межкультурного взаимодействия.

На наш взгляд,  образование в контексте поликультурности выступает прогрессивным и перспективным веянием в современной педагогической  теории, обладающим потенциалом повышения эффективности современного образования, т. к. оно является отражением гуманистической направленности процессов глобализации: способствует самоопределению личности в культуре, развитию адаптационных и творческих качеств личности в условиях поликультурного социума и многообразия информационных потоков.

 

Список использованных материалов:

 

  1. Абрамова, М. А. Мировоззренческие предпосылки формирования в России мультикультурного сообщества. // Философия  образования. — 2008. —№2. — с. 44 — 50.
  2. Аракелян, О. В. Поликультурное образование: сущность и содержание. — М.: Грааль, 2001.  — 80 с.
  3. Белогуров, А. Ю. Идея поликультурности в образовательном процессе / А. Белогуров ; А. Белогуров // Высшее образование в России. — 2005. — № 3. — С. 109—112. — Библиогр.: с. 112 (5 назв. ).
  4. Бондаревская, Е. В. Единое образовательное пространство Северного Кавказа как среда воспитания человека культуры и нравственности // Интеграция культур в смылосозидающем образовании: Материалы всероссийской конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — 225 с.
  5. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России : история, теория, основы проектирования : монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко , А. Я. Данилюк ; ред. И. Д. Святская ; РАО, Междунар. славянская акад. образования. — Москва ; Ростов-на-Дону : РГПУ, 2004. —  576 с.
  6. Буланкина, Н. Е. Философия эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. // Сибирский учитель.  —  2003.  — №4. — с. 10—15.
  7. Быховская И. М. Личность в условиях встречи культур: векторы и некоторые методологические основания анализа проблемы. / И. М.  Быховская // Личность в социокультурном измерении: история и современность. —  М.: «Индрик», 2007. —  с. 13— 21.
  8. Данилюк, А. Я. Принцип культурогенеза в образовании / А. Я. Данилюк ; А. Я. Данилюк // Педагогика. — 2008. — № 10. — с. 3—8.
  9. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование — М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  10. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. — СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
  11. Загвязинская, Э. В. Культурно-образовательная среда и социально-педагогическое проектирование / Э. В. Загвязинская // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007. — с. 250—254.
  12. Зарецкая, И. И. Культурологический аспект в пространстве непрерывного образования / И. И. Зарецкая // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007.  — с. 223—227.
  13. Колобова, Л. В. Поликультурное образование как педагогический феномен. // Вестник ОГУ.  — 2006. — №6. — с. 28—32.
  14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р.
  15. Крылова, Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. / Н. Б. Соколова // // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007. — с. 132—139.
  16. Кузьмин, М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика.— 1999. — № 6. — с. 3—11.
  17. Макаев, В. В., Малькова, З. А., Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование − актуальные проблемы современной школы // Педагогика.— 1999. — № 4. — с. 3—10.
  18. Менская, Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. // В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М.: 1993.  — с. 56 – 69.
  19. Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. — 2002. — №5. — с. 41—47.
  20. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. Слово», 2005. — 720 с.
  21. Словарь иностранных слов. —14-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1987. — 608 с.
  22. Соколова, А. А. Поликультурное образование как одно из условий получения качественного современного образования// Педагогическое образование. — 2009. — №1. — с. 83 — 93.
  23.   Розин, В. М. Социальные практики как условие становления и развития личности. / В. М. Розин // // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007. — с. 21—29
  24. Этнические группы сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. — Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003. — 176 с.
  25. The International Encyclopedia of Education. Vol.7. — Oxford: Pergamon Press. 1994.— P. 3963

 


Информация о работе Поликультурность как фактор повышения эффективности образования