Политика социального партнерства в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:54, реферат

Краткое описание

В данной работе представлен анализ понятия социального партнерства, а также рассмотрено его развитие на современном этапе в ряде западных стран и в России.

Содержание

Введение
Глава 1. История и понятие социального партнерства……………...…4-7
1.1 Истоки зарождения понятия «социальное партнерство»………...…4-5
1.2 Предпосылки возникновения социального партнерства……….....5-7
Глава 2. Социальное партнерство в России и в зарубежных странах….......................................................................................................8-17
2.1 Особенности развития социального партнерства в России……….8-10
2.2 Развитие социального партнерства в странах Западной Европы...............................................................................................................10-14
2.3 Модели социального партнерства в зарубежных странах…….…14-17
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политика социального партнерства в развитых странах.docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.

Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными.

Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им.

Одной из форм реализации такой модели является так называемое "образцовое" соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других.

Эта модель также широко применяется в Голландии и Швейцарии. В Голландии 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их работников. В Швейцарии принимают около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые охватывают почти 1,5 млн работников.

Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом первую, т. е. трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС (без Великобритании) был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

Модель трипартизма была поддержана и на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение полной занятости, а также борьба с бедностью. Средством для этого названы вложения в "развитие человеческих ресурсов".

Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как обязанность государства зафиксирована в целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать следующие права граждан: на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.

В 1998 г. по инициативе Дании состоялась интересная международная конференция по проблемам социального партнерства, в которой участвовали более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждалась модель социального партнерства для обеспечения социального благосостояния в третьем тысячелетии. Большое внимание уделялось новым инициативам по снижению уровня безработицы, повышению занятости людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и компаний. По вопросу о социальной ответственности был предварительно проведен специальный анализ, включавший социологический опрос. Он показал рост числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, ибо эти меры влекут за собой рост производительности труда работников, их творческую отдачу, повышение репутации фирмы и, как следствие, ее прибыльность.

Если первым критерием классификации социального партнерства является уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников по представительству их интересов в партнерских отношениях. Здесь тоже выделяются три основные модели.

Модель профсоюзного представительства характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель представлена в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах.

Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда:

  • профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью;
  • профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.

Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Однако, в основном, такой совет имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением.

Например, во Франции глава предприятия по закону обязан ежегодно представлять комитету доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом, оно может быть аннулировано в судебном порядке.

Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран.12

Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций ХХI века.

  
Заключение

В данном реферате была рассмотрена тема социального партнерства в развитых странах и, также, в России. Предпосылки возникновения категории социального партнерства существовали с давних пор, поэтому можно с уверенностью сказать, что возникновение этого рода взаимоотношений работодателя и работника логично.

Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства призвана регулировать отношения всех членов его общества. Благодаря установлению строгих регламентированных взаимоотношений между всеми членами трудовых отношений становится возможным успешное функционирование компаний и государства в целом.

В России эта  категория еще до конца не изучена. Нам предстоит долгий путь в совершенствовании полученных знаний и опыта относительно социальной политики зарубежных стран, так успешно развивающейся во всем мире. Однако нашей стране не стоит полностью повторять модели, созданные и применяемые в Европе, так как каждая страна имеет свою неповторимую специфику.  
Список литературы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_партнёрство
  2. http://evolutio.info/content/view/616/54/ - Журнал международного права и международных отношений, статья «Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки)» Э. Лутохина
  3. http://webarhimed.ru/page-634.html - «Лекции по основам социального государства», Лекция №15: Социальное партнерство
  4. http://society.polbu.ru/alisova_politsociology/ch36_all.html - «Политическая социология» Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова – Модели социального партнерства
  5. http://www.lawinrussia.ru/node/25216 - Статья «Социальное партнерство и модернизация в России»
  6. http://www.fondedin.ru/dok/doc310505.pdf - «Социальное партнерство: мировой опыт и российская специфика» Гринберг Р.С., Чубарова Т.В. (ИМЭПИ РАН)
  7. http://menedzhmenti.ru/page375/page429/index.html - Статья «Цели социального партнерства  в практике развитых стран»

 

 

1 «Лекции по основам социального государства», лекция №15: «Социальное партнерство»

2 Журнал международного права и международных отношений, статья «Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки)» Э. Лутохина

3 «Лекции по основам социального государства», лекция №15: «Социальное партнерство»

4 Журнал международного права и международных отношений, статья «Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки)» Э. Лутохина

5 «Политическая социология» Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова – Модели социального партнерства

6 Журнал международного права и международных отношений, статья «Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки)» Э. Лутохина

7 Статья «Социальное партнерство и модернизация в России»

8 «Политическая социология» Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова – Модели социального партнерства

9 «Лекции по основам социального государства», лекция №15: «Социальное партнерство»

10 «Лекции по основам социального государства», лекция №15: «Социальное партнерство»

11 Статья «Социальное партнерство и модернизация в России»

12 «Политическая социология» Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова – Модели социального партнерства

 

 


Информация о работе Политика социального партнерства в развитых странах