Понятие и цели государственной социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Хочу предоставить вашему вниманию свою работу, посвященная задачам рационального использования и воплощения в жизнь конституционных принципов, гарантирующих социальное обеспечение.
Социально-экономические реформы проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полина.docx

— 76.68 Кб (Скачать файл)

Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться  при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться  доходы, какие именно должны быть эти  доходы и как рассчитывать среднедушевой  доход малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего человека за необходимый  расчётный период.

Среди нормативных актов  необходимо обратить внимание на Федеральный  закон «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации» от 27 октября 1999 года.

Данный Федеральный закон  устанавливает потребительскую  корзину для основных социально-демографических  групп населения в целом по России, а также определяет, что  потребительская корзина для  основных социально-демографических  групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и  устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных  показателях).

 


3 Федеральный закон от 10 октября 1997г. “ О прожиточном минимуме в РФ” //Собрание законодательства РФ, 1997, №43

Предоставление государственной  социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из всего этого, можно сказать, что на сегодняшний  день система законодательства о  государственной социальной помощи достаточно обширна, что обусловлено  характером правового регулирования  в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи

2.1. Виды государственной  социальной помощи

Законом «О государственной  социальной помощи» 1999 г. установлены  два вида (формы) государственной  социальной помощи:4

денежные выплаты —  социальные пособия, субсидии, компенсации  и другие выплаты (социальным пособием по данному закону считается безвозмездное  предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих  бюджетов бюджетной системы РФ, субсидией  называется имеющая целевое назначение оплата представляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, компенсацией — возмещение гражданам произведенных  ими расходов);

натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты  и другие виды натуральной помощи).

Преобладающим видом станут, видимо, денежные социальные пособия. Социальными пособиями принято  называть все пособия. Они устанавливаются, согласно Конституции РФ, законом. Данное пособие, как и другие, установлено  законом. Как уже говорилось, его  можно назвать социальным пособием малоимущим гражданам или социальным пособием по бедности.

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется  по месту жительства либо по месту  пребывания малообеспеченной семьи  или малообеспеченного одиноко  проживающего гражданина. Решение о  ее назначении принимает орган социальной защиты населения. Она может оказываться  единовременно или на период не менее  трех месяцев.

Заявление о предоставлении государственной помощи подается в  письменной форме (от имени семьи  — ее законным представителем: одним  из родителей, опекуном и т.д.). В нем  указываются сведения о составе  семьи, доходах и принадлежащем  имуществе на праве собственности. Сведения, указанные в заявлении, могут быть проверены органом  социальной защиты населения, принявшим  заявление.

Решение о назначении государственной  социальной помощи или об отказе в  такой помощи направляется заявителю  в письменной форме не позднее 


 

4 Закон «О государственной социальной помощи» 1999 г.

чем через 10 дней после обращения  заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости  проведения дополнительной проверки (комплексного обследования) представленных заявителем сведений орган социальной защиты населения  обязан в указанный срок дать предварительный  ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный  ответ должен быть дан не позднее  чем через 30 дней после подачи заявления.

Решение об отказе в предоставлении государственной помощи принимается  в случае предоставления недостоверных  сведений о составе семьи, доходах  и принадлежащем имуществе на праве собственности.

В период получения государственной  помощи заявитель обязан извещать орган, назначивший ему государственную  помощь, обо всех изменениях, которые  произошли в составе семьи, доходах  и имуществе, отразившихся на праве  получать помощь или ее размере. Срок для сообщения — две недели со дня произошедших изменений.

В случаях выявления недостоверности  сообщенных сведений для назначения государственной социальной помощи или несвоевременного извещения  о произошедших изменениях, отражающихся на праве получать помощь или ее размере, заявитель (его семья) может  быть лишен права на получение  государственной социальной помощи, но не более чем на период, в течение  которого такая помощь оказывалась  незаконно.

Отказ в назначении государственной  помощи и прекращение этой помощи могут быть обжалованы в вышестоящий  орган социальной защиты населения  и в суд на общих основаниях.

Данный вид социального  обеспечения, как отмечалось, новый. Поскольку преимущественно государственная  социальная помощь будет оказываться  в виде выплаты социального пособия  по бедности, эта помощь рассматривается  в данном разделе настоящего учебника. Некоторые вопросы, касающиеся этого  вида помощи, не урегулированы в  полном объеме законом. В связи с этим в ближайшее время появятся, видимо, дополнительные нормативные правовые акты, хотя в законе содержится лишь одно поручение Правительству РФ — установить до издания федерального закона порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества.

 

2.1 Размер государственной социальной помощи

Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что  нормативные акты не указывали в каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение определённого конкретного минимума.

В настоящее время с  принятием Федерального закона “  О государственной социальной помощи”  данный пробел устранён, так как  им предусмотрен размер оказания социальной помощи.

Размер государственной  социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам, среднедушевой доход  которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко  проживающего гражданина.

В тоже время принятый закон, не предусматривал как должен рассчитываться среднедушевой доход претендующих на государственную помощь граждан.

Однако этот недостаток был  устранён Правительством России. Так  было принято Постановление Правительства  “ О порядке учёта доходов  и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко  проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи”  от 22 февраля 2000 года №152.5

Это Постановление указывает, что расчёт среднедушевого дохода для  предоставления государственной помощи производится органом социальной защиты на основании сведений предоставляемых  гражданами. Данный момент является существенным дополнением к реализации на практике закона “ О государственной социальной помощи”, так как этот закон не предусматривал, кто именно должен осуществлять необходимый расчёт, ставя под двоякое понимание эту процедуру, т.е. не было достаточно чётко закреплено, за гражданином или за самим органом социальной защиты стоит обязанность данного исчисления. Определяет данное постановление кто именно должен включаться в состав семьи и кто напротив не должен быть принят за такового при расчёте среднедушевого дохода малоимущей семьи.


5 Постановление Правительства “ О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи” от 22 февраля 2000 года №152

Виды доходов для решения  вопроса о предоставлении помощи, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, определяются в соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 29 сентября 1996 года “ Порядком учёта и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение  ежемесячного пособия на ребёнка”. Данный шаг предпринятый Правительством, можно смело считать удачным и обоснованным, так как к сожалению ещё не принят закон о порядке расчёта среднедушевого дохода и учёта доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, порядок установленный вышеназванным Постановлением Правительства является наиболее приемлемым в сложившейся ситуации.

В соответствии с действующим  законодательством, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все  виды заработной платы ( денежного вознаграждения содержания ) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:

1. а) суммы, начисленные  по тарифным ставкам, должностным  окладам, сдельным расценкам или  исходя из выручки от реализации  продукции (выполнении работ и  оказания услуг ),

б) все виды доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным  окладам (за работу на тяжёлых работах, на работах с вредными условиями  труда и на работах в местностях с тяжёлыми климатическими условиями, в ночное время, занятым на подземных  работах, за квалификацию, совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, со сведениями, составляющими государственную  тайну, учёную степень и учёное звание, выслугу лет и стаж работы );

в) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

г) суммы, начисленные за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

д) заработная плата, сохраняемая  на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

е) средняя заработная плата, сохраняемая на время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством  о труде;

ж) выходное пособие, выплачиваемое, при увольнении, а также компенсация  при выходе в отставку;

з) заработная плата, сохраняемая  на период трудоустройства после  увольнения в связи с ликвидацией  организации, осуществлением мероприятий  по сокращению численности или штата  работников;

и) дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх  сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством  её субъектов.

2. К доходу семьи, учитываемому  при исчислении величины среднедушевого  дохода, законодатель также относит:

а) денежное довольствие  военнослужащих, сотрудников органов  внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов и органов  уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и федеральных  органов налоговой полиции, а  также дополнительные выплаты, носящие  постоянный характер, и продовольственное  обеспечение, установленные действующим  законодательством;

б) единовременное пособие  при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и федеральных  органов налоговой полиции.

3. В доход семьи, учитываемый  при исчислении величины среднедушевого  дохода, включаются следующие выплаты:

а) все виды пенсий (кроме  надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером ), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;

б) ежемесячное пожизненное  содержание судей вышедших в отставку; системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции

3. В доход семьи, учитываемый  при исчислении величины среднедушевого  дохода, включаются следующие выплаты:  а) все виды пенсий ( кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером ), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям; б) ежемесячное пожизненное содержание судей вышедших в отставку; в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты названным категориям граждан в период нахождения их в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г) пособие по безработице, а также стипендия получаемая безработным в период профессионального  обучения и переобучения;

д) пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности;

е) ежемесячные пособия  на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и  ежемесячные компенсации выплаты  гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся  в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста;

Информация о работе Понятие и цели государственной социальной помощи