Понятие молодежной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ современного понимания молодежных субкультур, их видов и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Анализ понятия молодежных субкультур, их места в общественной жизни;
Изучение особенностей и разновидностей молодежных субкультур в России;
Анализ взаимодействия молодежных субкультур с общей культурой общества.

Содержание

Введение 3
1. Понятие молодежной субкультуры 4
2. Виды молодежных субкультур в России 6
3. Молодежная субкультура, как составляющая культуры общества 10
Заключение 12
Список использованных источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

МолодежнСубкультуры.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

В настоящее время существует множество молодежных субкультур. Многообразие молодежных неформальных течений является следствием упадка базовой культуры, ее не способности удовлетворить потребности подрастающего поколения, молодежные субкультуры являются результатом духовного кризиса общества. Именно поэтому, молодежь предпочитает обособленность путем создания своего "мира" с помощью какой-либо субкультуры. Современная социокультурная ситуация свидетельствует о том, что наметившиеся в последнее время тенденции к увеличению насилия в молодежной среде, проблемы наркомании, алкоголизма, табакокурения и др. нашли отражение и в молодежной субкультуре.

Целью настоящей работы является анализ современного понимания молодежных субкультур, их видов и тенденций развития.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие  задачи:

  • Анализ понятия молодежных субкультур, их места в общественной жизни;
  • Изучение особенностей и разновидностей молодежных субкультур в России;
  • Анализ взаимодействия молодежных субкультур с общей культурой общества.

 

 

 

 

1. Понятие молодежной субкультуры

В настоящее время не существует единого подхода к изучению феномена молодежной субкультуры. Вследствие чего в научной теории сложилось множество подходов к анализу данного явления. В литературе можно встретить следующие категории: "молодежная культура", "частичная культура", "молодежная субкультура", "молодежные субкультуры", "неформальные молодежные объединения" и т.п.1. Понятие "молодежная культура" употребляют, с одной стороны, как собирательное для обозначения феноменов молодежной субкультуры и молодежной контркультуры, а с другой - для выделения "частичной, относительно когерентной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношение к моде и т.д."2. У одних авторов эти термины носят синонимичный характер, у других обозначают различные, соподчиненные друг другу социокультурные явления. Довольно часто в современной литературе термин "молодежная субкультура" жестко связывается с понятием "антикультура", которое используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре конкретной эпохи. Близкими по смыслу выступают такие конструкты или категории, как "неформалы", "андеграунд", "девианты", "экстерналы" и др.

Многие авторы рассматривают понятия "молодежная культура" и "молодежная субкультура" как тождественные. С этой точки зрения молодежную субкультуру можно определить как "автономное целостное образование внутри господствующей культуры, систему ценностных установок и культурных традиций отдельной группы молодежи, ведущей определенный образ жизни и имеющей определенный менталитет, свои обычаи, нормы, социальные институты; как совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностных ориентаций, стереотипов, вкусов, увлечений и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальных представителей социума)"3.

Молодежная субкультура как феномен определяется общими для конкретной цивилизации экономическими и социокультурными факторами, но имеет ряд особенностей, среди которых повышенная активность и реальная действенность молодежных групп, повышенная эмоциональность в поведении, отношениях, оценке действий и себя, показательная активная претензия на окружающих, а поэтому порой оригинальная, вызывающая форма поведения, в которой проявляется потребность быть замеченным и казаться значимым. Молодежная субкультура не является константой. Ее проявления зачастую носят временный характер и связаны с особенностями перехода от одного возраста к другому.

Значение и тип воздействия  молодежной субкультуры на личности могут существенно варьироваться: от адаптивно-конформистский характера, способствующего интеграции молодых людей в общество, до не созидательного, а, напротив, нигилистическо-разрушительного. Так, в своей работе, посвященной молодежному движению 1960-х годов, Ю.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская представляют контркультуру как одно из проявлений молодежной субкультуры, характеризуя ее как обезличивающую, антидуховную, разрушительную "идеологию паразитических социальных образований, антипод культуры вообще"4. В связи с этим к молодежной субкультуре необходимо подходить дифференцированно, исходя из всего разнообразия ее сторон и форм проявления.

Молодежные субкультуры  возникают не спонтанно, на их появление  большое влияние оказывает институциональная культура взрослых. Молодежная субкультура выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития, преображая облик цивилизации, влияя на моду. Следует заметить, что многое из аксессуаров, стиля молодежных субкультур вошло в культуру обществ. Многие ценности молодежных субкультур постепенно становятся общепринятыми (раскованность, экологизм, отказ от этноцентризма, культурный релятивизм).

Будучи частью базовой  культуры, молодежная субкультура, безусловно, может отличаться или противостоять ей в отдельных аспектах, но в главных чертах она продолжает культуру нации или доминирующую культуру. Субкультура отличается от доминирующей культуры особой внутренней организацией, взглядами людей на жизнь, их манерой поведения, обычаями, одеждой, языком. Несмотря на то, что различия могут быть достаточно большими, субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей данной культуры, добавляя к ним новые, характерные только для нее. Молодежные субкультуры закрыты, автономны и не претендуют на замещение доминирующей культуры.

Таким образом, молодежная субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но порожденная ею и неразрывно связанная с ней. Она обеспечивает производство и изменение социальной жизни социальной группы в различных проявлениях. Деятельность, поведение, общение в той или иной социальной группе отражают разнообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и т.п.

Рассмотрим подробнее  основные виды молодежных субкультур, выделяемых специалистами.

 

2. Виды молодежных субкультур в России

 

Авторы, изучающие специфику молодежных субкультур в России, выделяют следующие черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде: во-первых, это связь с субкультурами криминала, которая является одной из наиболее часто представленных - наряду со вторым обстоятельством, влиянием западной молодежной моды, в-третьих, это феномен романтической компенсации повседневной рутины и, в-четвертых, это воспроизводство некоторых черт советского прошлого5.

Сегодня в России действуют  более 427 тысяч молодежных и детских общественных организаций: международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных. Выделяют два вида молодежных субкультур: ингруппы — группы, с которыми молодой человек себя отождествляет; аутгруппы — группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущая свое отличие от принадлежащих к этим группам. По специфике поведения членов группы выделяют:

  • просоциальные — группы, которые не несут угрозу обществу, а, наоборот, демонстрируют позитивность и готовность помогать;
  • асоциальные — группы, демонстрирующие критичность по отношению к ка каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
  • антисоциальные — группы, в которых не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить6.

Под категорию "антисоциальных" подпадает подавляющее большинство молодежных объединений. К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этнические, историко-патриотические объединения и иные формирования. Из просоциальных, с точки зрения общественного спокойствия, интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.

А. В. Толстых предложил следующую  типологию   молодежных   субкультур7:

  1. политизированные субкультуры —активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность (молодежное движение "НАШИ", Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов, Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации, Авангард красной молодёжи, Социалистическое сопротивление и ряд других групп);
  2. эколого-этические субкультуры — занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду (зеленые);
  3. нетрадиционные религиозные субкультуры — в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
  4. радикальные молодежные субкультуры — отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
  5. субкультуры образа жизни — группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки, эмо);
  6. субкультуры по интересам — молодые люди, объединенные общностью интересов — музыкальных, спортивных и др.
  7. субкультура "золотой молодежи" — характерна для столичных городов — ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

В то же время С. С. Фролов предложил свою типологию субкультур8:

  1. романтико-эскапистские субкультуры — ориентированы на уход от реальной жизни,
  2. построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры);
  3. анархо-нигилистические группы — отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки);
  4. развлекательно-гедонистические — ориентированы на обеспечение досуга ("золотая молодежь", рейверы, сноуборди-сты, рэпперы);
  5. криминальная субкультура — ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Молодежные организации  можно разбить также на два блока — формальные и неформальные. К первым относятся молодежные движения и организации, официально зарегистрированные в учреждениях юстиции, и те, которые не зарегистрированы в учреждениях юстиции либо их деятельность запрещена законом.

Критериями вторичной классификации  для исследователей служат такие характеристики, как место формирования и степень открытости групп. И. Ю. Сундиев в своем исследовании классифицирует неформальные молодежные объединения по ведущему мотиву их деятельности. Считает, что все НМО являются различными формами социальной, культурной, политической самодеятельности — "...как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий... "9. Автор выделяет разновидности неформальной самодеятельности:

  • агрессивную, базирующуюся на резком противопоставлении "мы" — "они", и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития. Психология группы основывается на резком противопоставлении "мы — они". Для подобных групп характерна жесткая иерархическая структура;
  • эпатажная, психологическое содержание которой — вызов сложившимся нормам, правилам — чтобы "заметили". Внешний эпатаж — наиболее доступная форма самоутверждения. Целью эпатажной самодеятельности может быть как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензии на образование "новой" элиты. Для современных подростков внешний эпатаж — часто наиболее доступная (по уровню развития, психологическому складу, социальным возможностям) форма самоутверждения, а также попытка найти адекватную среду общения;
  • альтернативная — характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;
  • социальная — нацелена на решение конкретных социальных задач (экологическое движение, этнокультурное движение, движение милосердия);
  • политическая — направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы.

Существует так же классификация субкультур по ведущим ценностям10:

  1. романтико-эскапистские (хиппи, тол-киенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни, "бегство" из этого мира;
  2. гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;
  3. полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к "красивой" жизни с помощью криминальных средств;
  4. радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Проведенный анализ разновидностей молодежных субкультур показывает, что  они разнообразны и во многом зависят от общих тенденций развития общества и культуры в целом. Вместе с тем сложность и многообразие процесса формирования и развития молодежных субкультур, значимость их влияния на молодое поколение требует повышенного внимания к управлению этими процессами со стороны государства, разработки программ и проектов, направленных на противодействие включению молодежи в наиболее экстремистские группировки.

Рассмотрим детальнее процесс взаимодействия молодежных субкультур с общей культурой общества.

 

3. Молодежная субкультура, как составляющая культуры общества

Молодежная субкультура  как составляющая культуры, динамично изменяющая облик общества, формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума. Как подсистема культуры субкультура опирается на ее культурный код (общий для большинства и обеспечивающей взаимопонимание), а кроме того, ориентирована на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы "обновления культуры", ее "развития", "восстановления традиций" или, напротив, "противостояния", "разрушения" и проч., но он есть необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Базируясь на понимании культуры как совокупности всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, субкультуру определяют прежде всего по отношению к ней (господствующей, общепринятой, материнской культуре), противопоставляя ей свои нормы и ценности или черпая в ней обоснования этих норм. Понимание культуры как способа, меры и стиля человеческой деятельности позволяет трактовать молодежную субкультуру как систему символов и ценностей, разделяемых группой и передаваемых следующим поколениям11.

Она обеспечивает производство и изменение социальной жизни социальной группы в различных проявлениях. Молодежная субкультура выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития, преображая облик цивилизации, влияя на моду. Значение и тип воздействия молодежной субкультуры на конкретную личность, как уже отмечалось,  может существенно варьироваться: от адаптивно-конформистского до нигилистическо-разрушительного характера.

Информация о работе Понятие молодежной субкультуры