Понятие общества и социальные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 07:37, аттестационная работа

Краткое описание

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, "это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом". Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи - все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Вложенные файлы: 1 файл

основное.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

1.Правовое общество.

В основе современных концепций  правового государства, лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Монтескье (1689-1755; "О духе законов", 1747) и других европейских мыслителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.Ж. Руссо. Необходимо также упомянуть и таких мыслителей древности, как Аристотель, Платон, Полибий. Эти ученые полагали, что на смену государства (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея независимой личности, обладающей неотчуждаемыми, естественными правами.

Концепция правового государства  у И. Канта сводится к следующим  выводам: источником нравственных и  правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом; в своем поведении  личность должна руководствоваться  требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к  человечеству и в своем лице; и  в лице всякого другого так  же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как  к средству" и "поступай так, чтобы  максима твоего поступка могла стать  всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, чтобы  воля одного лица не противоречила  свободе других; право призвано обеспечить, цивилизованные отношения между  людьми; государство - это объединение  множества людей, подчиненных правовым законам и "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми  принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться  на началах суверенитета. Благо государства, с точки зрения И. Канта, заключается  в согласованности государственного устройства с правовыми принципами, объединяющими людей общей мерой  их свободы с помощью категорического  императива.

В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а  не командная, обреченная на деградацию из-за отсутствия стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя  служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих  духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено, моральными нормами и правом от вмешательства  государства.

 

4

Правовое государство - лишь форма  гражданского общества. В не правовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ противопоставлены  государству как политическому  аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Правовое государство - это еще и  такая форма организации и  деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права. Но развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии  в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в  тоталитарных государствах регулярно  издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое  правовое регулирование являлось антиподом  правового государства.

В основе правовой экономики лежит  принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Экономической  основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных  формах собственности равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовая экономика и гражданское  общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и  благосостояние. Оно подконтрольно  гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного  спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует  человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его  является признание прав человека и  свобод человека.

Правовое государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей. Это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество, наличие в  обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и  насилие. В правовом государстве  обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что  находит свое выражение, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т. п.

5

Признаки правового государства:

 

1. Верховенство правового закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности  и государства.

4. Реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности и  правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и  условий становления правового  государства можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма  в массовом сознании; выработка высокой  политико-правовой грамотности; появление  действенной способности противостоять  произволу; разграничение партийных  и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; торжество политико-правового  плюрализма; выработка нового правового  мышления и правовых традиций.

Правовое государство - есть путь к  возрождению естественных прав и  свобод, приоритета гражданина в его  отношении с государством, общечеловеческих ценностей в праве. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная  общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права  человека, политические и экономические  свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти.

 

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к  следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую  организацию общества.

3. Располагает специальным государственным  механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5. Существует благодаря налогам  и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

 

 

6

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

 

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством  права, связанностью государственной  власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких  формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей, ведь для правового  государства необходимо наличие  реального разделения властей с  их эффективным взаимодействием  и контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица, чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна ни демократия, ни соответственно свобода  личности. Поэтому для того, чтобы  предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. Еще И. Кант сделал важнейшее предложение об организации  государственной власти: "Все  три власти, во-первых, координированы между собой..., то есть одна дополняет  другую для совершенства, но, во-вторых, они также и подчинены друг другу... таким образом, что одна из них не может узурпировать функции  другой..., в- третьих, ...они каждому  подданному предоставляют его права". Одним из первых концепцию разделения властей выдвинул Дж. Локк

 

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей  компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается  взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

7

Теперь, основываясь на Конституции  Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. " К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Реализуя идею разделения властей, российское общество подчас упускает из виду, что это разделение не должно вести к безвластию или многовластию, что эта власть едина как государственная  власть, но организация этой власти в демократическом государстве  предполагает ее разделение по функциям в сфере управления, других сферах.

 

8

2. Тоталитарное общество

“Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”. “Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко “второму эшелону индустриального развития”. Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов”.

Первоначально понятие “тотальное государство” имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия впервые предложена для  характеристики фашизма. Затем она  была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками  команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

“Идейные истоки, отдельные черты  тоталитаризма уходят своими корнями  в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа”.

Информация о работе Понятие общества и социальные отношения