Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 08:37, контрольная работа
Актуальность изучаемой проблемы. Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании.
1. Введение 3
2. Что такое организационный конфликт 5
2.1 Понятие организационного конфликта 8
2.2 Виды и типы организационных конфликтов 10
2.3 Источники организационных конфликтов 14
3. Заключение 16
Список литературы 17
Горизонтальный конфликт может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступают как конфликты целей, оценки вклада или оценки значимости.
Вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение в организации может быть обусловлено тем, что влияет на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, распределение функций и доходов, коммуникации, культура и т. п.
Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.
2.3. Источники организационных конфликтов
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов»
Направленность конфликтного поведения |
Отмечается испытуемыми в собственном поведении, %случаев |
Отмечается испытуемыми в поведении других, %случаев |
Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта |
41 % |
4% |
Склонность к компромиссным решениям |
25% |
6% |
Направленность на перестройку собственного поведения |
8% |
2% |
Конкурентный тип реагирования, неуступчивость |
21% |
73% |
Игнорирование конфликта |
5% |
16% |
Интересные данные были получены и Т.Г. Закранец. Она показала, что преобладающий в организации тип конфликтного поведения, в первую очередь, связан с социально-экономическими и демографическими факторами, такими как возраст, структура профессиональной деятельности. Кроме того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает тип ситуации или природа противоречия, вызывающего конфликтное поведение. В организации наибольшая дифференциация реакций причастных к конфликту лиц характерна для ситуаций, обусловленных материально-техническим и кадровым обеспечением деятельности, при подготовке нововведений.1
Таким образом, следует помнить об отсутствии однозначной прямой связи между личностными особенностями, типом конфликтного реагирования. К такому пониманию роли различных факторов склоняется мнение большинства исследователей конфликта.
Итак, конфликт - явление действительно многоплановое, характеризующееся возникновением непонимания между его участниками. Оно встречается в различных формах и видах в организации в зависимости от занимаемых должностей сотрудников, от количества субъектов, вовлеченных конфликт и от характера причины, поведшей за собой конфликт. Не менее важным для понимания того, что происходит в рамках конфликта, является изучение его особенностей.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.
В организации конфликты:
Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.
Но также следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.
Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами (нередко «холодная война» между сотрудниками намного хуже открытого противостояния), они способствуют сплочению коллектива, снимают синдром покорности у подчиненных (это способствует повышению активности подчиненных, они более открыто высказывают свое мнение по ключевым вопросам работы отдела) и т.д.
Руководитель отдела должен быть в курсе происходящего в его отделе и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между работниками.
Инициатива сотрудника должна поощряться, но только в том случае, если она принесла ощутимые положительные результаты (например, разработка какого-то проекта, его реализация, получение гранта и т.п.), которые сказываются на имидже всего отдела.
В отделе должна присутствовать здоровая конкуренция. Это значит, что конфликт присутствует, но в минимальной степени и протекает ровно, вызывая лишь ощущение легкого стресса у сотрудников, который благоприятно сказывается на их внимательности, активности.
Введение штатного психолога в отдел нецелесообразно, но вот в Департамент – необходимо. Альтернатива – служба психологической поддержки при администрации.
Необходимо налаживать отношения между сотрудниками вне работы. Корпоративные праздники, выезды на природу и т.п. решают эту проблему.
Но в любом случае, благоприятный климат в организации должен контролировать руководитель. В его задачу должно входить не только предоставление работы, но и своевременное реагирование на всевозможные конфликтные ситуации.
Конфликт-явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избежания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом.
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология./ А.Я.Анцупов – (текст) М.:ЮНИТИ, 2001.-450с.
2. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание, конфликт./ Ф.М. Бородкин – (текст) Новосибирск, ОМ,1989.-420с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент./ В.Р. Веснин – (текст) М.: Проспект, 2005.-135с.
4. Громова О. Н. Конфликтология./ О. Н. Громова (текст) - М. ЮНИТИ, 1993.-250с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом. / А.П. Егоршин (текст) - Н.Новгород: НИМБ, 1997.-650с.
6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами./ Т.С. Кабаченко (текст)- СПб.: Питер, 2003.-124с.
7. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. / Е.Г. Молл (текст) - СПб.: Питер, 2003.-143с.
8. Пугачев В.А. Руководство персоналом организации. / В.А. Пугачев - М.: Асток - пресс, 1998.-210с
9. Травин В.В, Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента./ В.В. Травин (текст) - М.: Дело, 1995.-94с
10. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта./ В.А. Фокин - М. Асток - пресс, 1996.-105с.
1 Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами.
2 Веснин В.Р. Менеджмент, М.,: «Проспект».
1 Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами
1 Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология.
1 Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера.
1 Громова О.Н. Конфликтология, М.: «Высшая школа».