Понятие социального факта и «Социологизм» Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин социология связан с именем О. Конта, но это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Он лишь сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.
Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и другие науки, например как философия, история, политология, юридические науки, и культурология), а об обществе в его социально-человеческом обличии. С чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии
Э.Дюркгейма ………………………………………………………………………. 5
1.1 Биография и жизненный путь Э.Дюркгейма ………………………………... 5
1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений …………………... 7
2 Понятие социального факта. Метод Э.Дюркгейма …………………………… 13
2.1 Концепция социального факта ………………………………………………. 13
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма ……….. 15
3 «Социологизм» Э. Дюркгейма ………………………………………………… 17
3.1 Особенности «социологизма» Дюркгейма …………………………………. 17
3.2 Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма …………… 19
3.3 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия …………….. 21
Заключение ………………………………………………………………………… 23
Глоссарий ………………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ……………………………………………. 29
Список сокращений ………………………………………………………………. 30
Приложения ……………………………………………………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Н.Б. Здоренко Курсовая работа Понятие социального факта и социологизм Э.Дюркгейма.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Череповецкий

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

История социологии

Тема

«Понятие социального  факта и «Социологизм» Э.Дюркгейма»

Фамилия студента

Здоренко

Имя студента

Нина

Отчество студента

Борисовна

№ контракта

07900090901001


 

Содержание

  • Введение …………………………………………………………………………… 3
  • 1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии
  • Э.Дюркгейма ……………………………………………………………………….  5
  • 1.1 Биография и жизненный путь Э.Дюркгейма ………………………………...  5
  • 1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений …………………...  7
  • 2 Понятие социального факта. Метод Э.Дюркгейма …………………………… 13
  • 2.1 Концепция социального факта ……………………………………………….  13
  • 2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э.Дюркгейма ………..  15
  • 3 «Социологизм» Э. Дюркгейма ………………………………………………… 17
  • 3.1 Особенности «социологизма» Дюркгейма ………………………………….  17
  • 3.2 Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма …………… 19
  • 3.3 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия ……………..  21
  • Заключение ………………………………………………………………………… 23
  • Глоссарий …………………………………………………………………………..  25
  • Список использованных источников ……………………………………………. 29
  • Список сокращений ……………………………………………………………….   30
  • Приложения ………………………………………………………………………..  31
  • Введение

    Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. 1

    История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Термин социология связан с именем О. Конта, но это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Он лишь сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.

    Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И  наука не об обществе вообще (общество изучают и другие науки, например как философия, история, политология, юридические науки, и культурология), а об обществе в его социально-человеческом обличии. С чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.

    Для такого подхода социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа так же важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макро-групп.

    На основе уже имеющегося знания социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микро- уровнях человеческой деятельности.

    Во все времена существования  социологии как науки каждый ученый интерпретировал ее по-разному. Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество и вся общественная жизнь.2

    Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль меганауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, так как она не зависит от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, и члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия. 3

    Таким образом, основной целью данной работы является знакомство с трудами Э.Дюркгейма и раскрытие его теории «Социалогизма» на основе социальных фактов.

    Основная часть

    1. Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э.Дюркгейма

     

      1. Биография и жизненный путь Э. Дюркгейма.

     

    Э.Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в г.Эпинале, на северо-востоке Франции в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор социологической теории готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Некоторое время он испытывает склонность к католицизму мистического толка. Но и католиком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности.

    В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки  поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

    Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной  командировке в Германии, где познакомился с исследованиями преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

    В 1887 году Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете в университете Бордо. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру "социальной науки", по существу, первую самостоятельную кафедру социологии во Франции.

    С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник». Сотрудники журнала приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектив занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

    С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о  воспитании», впоследствии переименованную  в кафедру «науки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

    Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и  непосредственно участвовал разнообразных общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие ее последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

    Будучи человеком долга, Дюркгейм постоянно стремился соединять  в своей собственной жизни  принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX века. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

    Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из того, что было задумано.

     

    1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений

    Из наиболее удаленных  во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить, прежде всего, трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

    Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил  Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода.

    Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам  Дюркгейм считал главным предтечей  научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможное в существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

    Из более поздних  предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в определенном смысле все основные идеи контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

    Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца». Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.

    Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию Конта и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

    Информация о работе Понятие социального факта и «Социологизм» Э.Дюркгейма