Понятие социальных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения. Во-первых, понятие «социальные изменения» для нас не очень привычно. Для нас до сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось у нас многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие социальных изменений.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

Субъект социальных изменений. В социологии вопрос о субъекте социальных изменений  совершенно справедливо выделяется как отдельный, самостоятельный, заслуживающий  специального исследования и обсуждения. Весьма распространен подход, настаивающий на том, что субъектом социальных изменений могут быть только самые  широкие народные массы, обеспечивающие сам ход социально-исторического  процесса.

Однако в действительности дело зачастую обстоит совсем иначе. Нередко  кардинальные социальные изменения, в  том числе революционного характера, совершались сравнительно узким  слоем людей, даже вообще небольшим  кругом лиц. Исходя из этого, часть социологов приходит к выводу, что от 1 до 3% активного  населения страны достаточно, чтобы  провести самые решительные преобразования, повернуть нацию (государство) на иной путь развития.

Такого рода преобразования, конечно, не могут свидетельствовать о  демократическом характере проводимых социальных изменений, тем более о демократическом характере самого процесса принятия решений. Вместе с тем становится очевидным, что проводимые в современных условиях подобными методами социальные изменения оказываются, как правило, непрочными, недолговечными. То, что навязывается большим массам людей силой, с помощью решений, принимаемых очень узким кругом лиц, с течением времени отторгается массами, служит причиной возвратных социальных изменений.

5. Социальное развитие  и социальный прогресс.

Социальные изменения и социальное развитие. Социальное развитие как  реальный процесс характеризуют  тремя взаимосвязанными чертами -- необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность -- ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность -- не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития -- время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание -- неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс. Существуют две крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в выдвижении совокупности таких идей, которые в той или иной форме утверждают абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества в целом и многих отдельных его сфер. Другая сводится, по существу, к отрицанию самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими. Представители таких взглядов обычно выносят проблему прогресса за пределы науки. При этом они ссылаются на то, что пытаться квалифицировать те или иные социальные изменения как проявления прогресса означает осуществлять оценку этих изменений с точки зрения определенных ценностей. Такая оценка, доказывают они, всегда будет субъективной. Поэтому и понятие прогресса -- тоже понятие субъективное, а субъективным понятиям нет места в строгой науке.

Действительно, само понятие прогресса  имеет ценностный смысл, являясь  оценочным утверждением. В связи  с этим мнения ученых разделились. Одни выступают за то, чтобы считать  уместным употребление ценностных суждений, привносящих в социологию гуманистический  смысл. Другие, ссылаясь на то, что ценностные суждения имеют субъективный характер, категорически отвергают возможность  употребления таких суждений и оценок в научном социологическом исследовании. Вероятно, доля истины есть в обеих  крайних позициях и, чтобы ее выделить, необходимо освободить эти позиции  от субъективистских пристрастий.

Прежде всего, нужно определить содержание понятия социального  прогресса. Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального  устройства общества и культурной жизни  человека. Оно предполагает такую  направленность социального и вообще всего развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Трудно не согласиться, что в общем и целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Тут важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения. Наконец, беспрецедентное развитие в последние два-три века образования, науки и техники, предоставивших современному человеку возможности гуманизировать и демократизировать свой образ жизни и социальные институты. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития.

Однако перевести такое общетеоретическое  понимание социального прогресса  на язык социологии, имеющей дело с  конкретными социальными явлениями, чрезвычайно трудно. Можно ли, к  примеру, считать, что образ жизни  современного человека в развитой стране является более прогрессивным, чем, положим, образ жизни людей в  средневековой Европе или в эпоху  античной Греции и Рима? Вопросы  очень непростые.

Противоречивый характер социального  прогресса. При рассмотрении подобных вопросов, видимо, нужно, прежде всего, выделить некоторые сферы и области  социальной жизни, относительно которых  можно утверждать о неприменимости понятия прогресса к этим областям, хотя и подверженным значительной эволюции. Этапы их эволюции никоим образом  нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Сюда относится, прежде всего, область искусства как социального института, для которой можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства. Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений. К ним, видимо, относится религия. То же самое можно сказать о фундаментальных философских системах: их эволюция за время интеллектуальной истории имеет место, но понятие прогресса здесь вряд ли применимо.

Вместе с тем необходимо выделить и такие сферы жизнедеятельности  общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может  быть квалифицировано как прогресс. К ним следует отнести в  первую очередь науку, технику, технологию. Каждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии являются шагом и этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось и такое  понятие -- научно-технический прогресс. Его проявления можно наблюдать повсюду.

Однако наиболее часто социолог сталкивается с такими социальными  структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. В принципе социология должна видеть все разнообразие типов социального  развития: ведь помимо прогресса существует еще и такой его тип, как  регресс, по своей направленности противоположный  прогрессу. Это -- развитие от высшего  к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального  прогресса обнаруживается, прежде всего, в том, что развитие многих социальных структур и процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению  вперед в одних направлениях, к  отступлению, возвратам назад в  других направлениях, к совершенствованию, улучшению в них одного и деструкции, ухудшению другого, к их прогрессу  в одних отношениях и к регрессу или тупикам в других. Такой противоречивый характер имеют очень многие социальные изменения.

Оценку характера социальных изменений  производят и по их результатам. Конечно, сами оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показателях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или  слоев населения даже отдельных  личностей. Главную роль здесь играет степень удовлетворенности социальных групп происшедшими или происходящими  реформами. Если то или иное социальное изменение имеет отрицательные  последствия для положения, статуса  некоторой группы, оно обычно оценивается  ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и всего общества оно может иметь важное положительное  значение. Но бывает и наоборот, когда  от изменений выигрывает одна группа и проигрывают многие другие. В таком случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты как положительные, а проигравшие -- как отрицательные.

Гуманистический смысл критериев  социального прогресса. Что касается конкретных критериев социального  прогресса, то наиболее предпочтительны  позиции авторов, которые стремятся  придать им гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том  числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся  процессах. Не менее важны и другие их стороны -- обращенность к человеку, группам, обществу в целом, что неизбежно приводит к пониманию их человеческого смысла -- ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объективные  показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса  или регресса. Как правило, в таких  ситуациях вырабатывается специальная  система социальных показателей, которая  может служить основой для  подобной оценки.

Социальная  революция


Вторым видом социальных изменений  являются революционные.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

По К. Марксу, революция — это  качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической  формации между отсталыми производственными  отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В  капиталистическом обществе это  неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической  формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое  сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении  необходимых знаний пролетариату оказывают  наиболее дальновидные прогрессивные  представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов  решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти  в наиболее развитых странах, поскольку  они более созрели для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце  
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они  были в проблемных регионах Азии и  Латинской Америки. Социологи, в  частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация  основного конфликта — конфликта  между трудом и капиталом. В них  действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство  выступает в качестве социального  арбитра. Помимо этого, пролетариат  раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно  бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение  изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры  в политической сфере, а большая  часть пролетариата составляет средний  класс, которому есть что терять. Современные  последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического  аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:

  • увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
  • репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
  • силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.

Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.

Тему социальных революций затрагивают  и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

Информация о работе Понятие социальных изменений