Понятие субкультура . Возникновение и виды молодёжных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики. Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную, то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежную субкультуру можно представить как фазу развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса.

Вложенные файлы: 1 файл

социология готово.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)

Понятие субкультура . Возникновение и виды  молодёжных  субкультур.

     Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики. Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную, то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежную субкультуру можно представить как фазу развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса.

      Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимается  под одним из этапов изучения символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

     В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

    Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях — связью с уголовным миром. Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием.

      Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность.

    Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

    Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино.

     Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.

     Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.

      Скинхэды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. Это представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века. Существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у модов шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора.

     Рокеры - изначально, понятие служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры.

     Растафари - субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, родина греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги . Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.

    Эмо - субкультура, под влиянием западной поп-культуры, появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных (и не только)тонах с различными узорами и стилизованными значками. Выражение эмоций- главное правило для эмо. Их  отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо- ранимый и депрессивный человек.

      «Хипстеры (инди-киды)» – появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного to be hip (быть в теме). Первоначально к ним относили представителей особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. В наше время это обычно обеспеченная городская молодежь, интересующаяся зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой. Это современные снобы, формирующие свои предпочтения на основе того, какие вещи или произведения искусства похвалили представители элиты (журналисты, модельеры, звезды). Они искренне считают себя интеллектуалами и яркими индивидуальностями. Но, если присмотреться внимательнее, просто копируют друг друга. Атрибуты обычного хипстера: «скинни», майка с принтом, кеды, пленочный зеркальный фотоаппарат,  iPhone и т. д. В одежде преобладает стиль унисекс.

     Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы и хиппи , их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки»,. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни,к экстремальному виду спорта байкеров .Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  ценностей в образе жизни российской молодежи.

 

     Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.  Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно - исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

      В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу ее неопределённого социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально - экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т. к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально - нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

     Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее:

молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными. И это формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем.

    Ценностные установки  и духовный мир молодого человека  формируются в семье и в  обществе в процессе образования  и воспитания. Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более - ложным и безнравственным. При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются на выбранные ими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов.

Информация о работе Понятие субкультура . Возникновение и виды молодёжных субкультур