Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:44, реферат
Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее время с приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации...…………………………………………………4
2. Истоки изучения социологии коммуникации ...………………..16
Заключение………………………………………………………...……...21
Список используемых источников……………………………….….…..22
Другое направление - "критический анализ дискурса", возникшее на теоретической основе так называемой критической лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70-80 годов, трактует язык как один из видов "социальной практики" (Р.Фаулер, Г.Кресс). Согласно этой теории тексты являются результатом деятельности говорящих и пишущих в определенной социальной ситуации; отношения коммуникантов обычно отражают разные модели социальных отношений людей; коммуникативные средства на любом уровне функционирования социально обусловлены, и в этом смысле соотнесенность формы и содержания не произвольна, а всегда мотивирована.
Особое место в этой теории занимает понятие дискурса (лат. discursus "рассуждение"), определяемого как связный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Рассмотрение дискурса как целостной, социально обусловленной единицы дает основание представителям этого направления не отделять "специальные языки" (в том числе и язык рекламы) от языка как основного способа коммуникации. Такое понимание взаимосвязи различных дискурсов дает перспективу для создания целостной теории социальной коммуникации, которой должна предшествовать разработка ситуационных моделей, отражающих воздействие социокультурных факторов на процесс коммуникации. В настоящее время интенсивная работа над этими вопросами ведется различными исследовательскими центрами (Ч. Филмор, П. Вундерлих, М. Хэллидеи, Т. А. ван Дейк, Ю.Н. Караулов, Н.Д. Арутюнова, В. В. Петров и др.) [1, c. 6-8].Таким образом, истоки становления социологии коммуникации объединяют в 3 группы на основе ведущего аспекта коммуникации – 1.языкового, 2.социального и 3.коммуникативного. 1. - ряд школ, которые трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их обществ положением, родом деятельности и др. (А. Мейе, Дидро, Руссо, Ломоносов). Началось изучение коммуникативной функции языка, неразрывно связанной с социальным аспектом общения, коммуникации и речевой деятельности. Во 2 группу входят – 2 направления: а) изучение социальный факторов, способствующих формированию социального знания, и оценочных суждений. Это направление рассматривает формирование социального знания как часть социальной деятельности людей и их отношений. Основное внимание уделяется изучению самого процесса или механизма, при помощи которого воспроизводится "система реальности". Для социокоммуникации существенно положение о том, что главным механизмом в этом процессе является язык. (Бергер, Лукман); б) этнология коммуникации – исследуются связи социокультурных знания и речевых единиц. . В рамках этнологии коммуникации исследуются связи социокультурного знания и речевых единиц. При этом реализуются два принципа качественного анализа - собственно социологический (выделяются социологические доминанты коммуникации - категории) и собственно этнологический (анализируются этнологические факторы, обусловливающие социальную дифференциацию в коммуникации (Гарфинкель). 3. группа также входят 2 направления, связанных с теорией коммуникации – а) теория речевых актов (Дж. Остин), б) критический анализ дискурса. Особое место в этой теории занимает понятие дискурса (лат. discursus "рассуждение"), определяемого как связный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. (Фаулер, Кресс).
Заключение
Так как людям приходится приспосабливаться к своей окружающей среде, им необходима способность к общению друг с другом. Любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. Коммуникация - это процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт в собственном частном мирке. Коммуникация позволяет нам установить «общность» друг с другом, объединяя «отправителя» и «получателя» сообщения. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей. Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и является выражением институциональной жизни.
Без коммуникации невозможно конструирование социальной общности, то есть любых объединений, где есть взаимодействие людей. Социальная коммуникация – определенная деятельность людей, обусловленная рядом социально значимых оценок, ситуаций, норм и сфер взаимодействия, принятых в данном обществе.
Объектом социальной коммуникации
выступает сама коммуникация, представленная
ее разновидностями. Предметом является
специфика взаимодействия, определяемая
социальными факторами. Субъект – индивиды,
группы индивидов, системы управления
и организации в целом.
Список использованной литературы
Информация о работе Понятие, сущностные характеристики социологии коммуникации