Постмодернистское видение культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. В силу этого общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

Содержание

1. История возникновения…………………………………………3
2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма…4
3. Массовая культура………………………………………………6
4. Постмодернизм в искусстве…………………………………….7
5. Заключение………………………………………………………10
6. Используемая литература………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодернистское видение культуры.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

РЕФЕРАТ

 

                 По дисциплине «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 1 курса,  группы ДФМ

факультета Финансов и Банковского  дела

Кункевич Кристина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

План

 

 

 

1. История возникновения…………………………………………3

 

2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма…4

 

3.  Массовая  культура………………………………………………6

 

4.  Постмодернизм  в искусстве…………………………………….7

 

5.  Заключение………………………………………………………10

 

6. Используемая литература………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века.

 

История возникновения

 

 

Постмодернизм — совокупное обозначение  наметившихся в последние 25-30

лет   тенденций   в   культурном   самосознании   развитых   стран   Запада.

 

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с  тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется  во всех сферах общественной жизни, включая  экономику и политику. В силу этого  общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

 

Классический  тип мышления в период модернизма в начале ХХ века меняется на неклассический. А в конце века — на постнеклассический. Воплощение нового типа мышления требует преобразования социальной структуры общества.

 

Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф.Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна это 60 — 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

 

Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «постмодернизм» не приживается. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

 

Популярность  термин «постмодернизм» обрел благодаря  Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

 

 

К настоящему времени постмодернизм прошел все  основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской  архитектуре и американской литературной критике появились первые его  признаки. Затем они возникли в  искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-е гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

 

 

 

Основные черты и особенности  культуры постмодернизма

 

В культурно-эстетическом плане постмодернизм  выступает  как  освоение опыта  художественного авангарда («модернизма» как  эстетического  феномена).Однако  в  отличие  от  авангарда,  ряд  течений  которого  не   порывал   с характерным для классики  дидактически-профетическим  пониманием  искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными  сферами духовной культуры и  уровнями  сознания  —  между  «научным»  и  «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».

 

Постмодернизм  окончательно  зацепляет  переход  от  «произведения»  к «конструкции», от искусства как  деятельности  по  созданию  произведений  к  деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в  этой  связи  есть реакция на изменение места  культуры в обществе.

 

  Постмодернистская установка по  отношению  к  культуре  возникает   как результат нарушения «чистоты»  такого феномена, как искусство.  Условием  его возможности   выступает   изначальное   смыслопорождение,    восходящее    к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию. Если  же  эти условия нарушены  — а именно  это и происходит   в постиндустриальном обществе с его бесконечными  возможностями технического воспроизведения — то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом. Другой  стороной  изменения статуса   культуры   является   то,   что сегодняшний художник  никогда не  имеет дело  с «чистым»  материалом  – последний всегда тем или иным образом культурно освоен.  Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть  аллюзий на  другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

 

  Постмодернизм сознательно переориентирует   эстетическую  активность  с «творчества»  на  компиляцию  и  цитирование,   с   создания   «оригинальных  произведений» на коллаж.

 

  При этом стратегия постмодернизма  состоит не в утверждении   деструкции в  противовес  творчеству,  манипуляции  и  игры  с   цитатами  —  серьезному созиданию,  а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение — созидание»,  «серьезность — игра».

 

  Приметой выражаемой культурной  ситуации становятся кавычки,  то и  дело расставляемые  как указание на небезусловность любых сигнификаций. Постмодернизм обязан   своей   популярностью   не  столько   авторам, действительно инспирировавшим соответствующий  сдвиг  в  культуре,  сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде  идеологии постмодернизма.

 

Культура  конца XX столетия, постмодерна характеризуется следующими чертами:

 

  • децентрацией, плюрализмом и фрагментарностью культуры. "Рассеянность и спутанность ценностей" (Ж. Бодрийяр) приводит к нарушению иерархической организации культуры, равноправному сосуществованию "высокого" и "низкого", элитарного и массового, к превращению иронии в средство саморазрушения культуры;

 

  • вытеснением реальности системой фантомов сознания, стирающих различие реального  и воображаемого, замыкающихся на самих  себе копий без оригиналов.

 

  • театрализацией сегодняшней социально-политической и духовной жизни. Это ощущение театральной  призрачности, неподлинности жизни особенно проявилось в 80-х годах, и оно же стимулировало процессы переосмысления возможностей и границ реализации человеческой индивидуальности в постсовременном обществе ;

 

  • поиском новых форм достижения социальной и культурной идентичности. 80-90 гг. отмечены появлением новых тенденций в  духовной жизни – возвратом к  сфере частной жизни, религиозно-духовной проблематике. Эта трансформация  духовного климата была обусловлена  ощущением приближения конца  тысячелетия, упадком имиджа общественного  человека, непомерным нарциссизмом и  цинизмом общества потребления. Безусловно, это не было возвратом к каноническим формам религиозности, а расцветом  множества самых разнообразных  сект и обрядов, которые лишь с  большой долей условности можно  было бы назвать истинно религиозными. Сюда же относятся различные виды фундаментализма, интерес к языческим ритуалам, эзотеризм, оккультизм, восточные диеты, экологическое движение, медитация, спиритизм, сатанология и т.п., одним словом - все, что ранее находилось на периферии культуры.

 

  • неопределенностью, открытостью, незавершенностью, стиранием пространственных и временных границ. Новизна здесь в той же мере означает движение вперед, сколь и возврат к тому, что было, казалось бы, безвозвратно утрачено модерном. Неактуальной становится идея непрерывности исторического процесса, культура приобретает мозаично-цитатный облик, она охотно прибегает к практике сопоставления различных исторических эпох и традиций мышления.

 

 

  В   постмодернистской  философии   остается   без   внимания   важнейшая категория  нового  мышления  —  время. Речь, разумеется, идет  не  о  физическом,  а  о  социально-культурном  времени, о том времени. Это   время,  подобно  пространству,  можно  охватить единым  взором,  в  нем  можно  «передвигаться»,  используя  тот  или   иной

накопленный человечеством опыт.

 

      Постмодернизм, выступая против  идеи целого, разрывая  «связь  времен», не в состоянии проникнуть  в суть проблемы, он просто  игнорирует  ее.  Решить проблему   призвана   концепция   постсовременности   как    высшего    типа современности.   Современность   означает   противостояние   несовременному, устаревшему. Прошлое при этом рассматривается как предпосылка настоящего, как низшая  ступень,  «снятая»  последующим развитием.   Постсовременность отличается от современности тем, что видит в прошлом не просто  предпосылку, а свою неотъемлемую составную часть; это слияние того,  что есть,  и того, что было. И другой важный момент - поиск  в  прошлом  того,  что  утеряно  в настоящем.

      Речь, разумеется, идет  о  культурных  достижениях.  Постсовременность сводит их воедино. Понятие современности -  завоевание  Нового  времени как эпохи, противопоставившей себя предшествующим  периодам  развития  общества. Именно  тогда возник  историзм  -  требование   рассматривать   явления   в конкретных условиях его возникновения и в свете общего  движения  вперед. Осознание настоящего  как постсовременности  возникло  в наши  дни,   оно предполагает  не  отмену,  а углубление   принципа   историзма.   Причинное объяснение  остается,  но  оно дополняется непосредственным   соотнесением достигнутого  в прошлом результата  с   нынешней   ситуацией,   признанием эталонного, образцового характера этого результата.

 

      Идея  постсовременности  как сверхсовременности  особенно  важна для нового политического мышления. Человечество подошло к опасному  рубежу,  за которым ничего нет, «конец истории» — ядерная вспышка и самоистребление. Единственно возможный разумный  путь  -  назад,  к «нулевому варианту»,  куничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние — в прошлом, когда мир не  знал  средств самоубийства,  будущее возможно  только  как прошлое. Конечно же,  это не  будет простое его повторение,  будут свои модификации,  прежде  всего новое   понимание   опасности   бесконтрольного

движения  вперед, новый уровень науки и  техники, целиком обращенных на  благо людей.

 

Массовая культура

 

Традиционно культура существовала на двух уровнях: "высоком", элитарном, связанном с профессиональной деятельностью в религиозной сфере, философии, науке, искусстве,  "низшем", повседневном, общедоступном, фольклорном Во второй половине XIX в., когда вырисовываются контуры "массового общества", границы между этими уровнями, и без того достаточно не определенные, начинают стремительно размываться.

 

Возникает так называемая мидкультура (усредненная) или массовая культура, ставшая к середине XX столетия доминирующей формой культурного бытия.  Именно в это время начинается и процесс теоретического осмысления этого явления в контексте теорий массового общества и влияния масс-медиа на современника.

 

Изначально понятие "массовая культура" было очень неопределенным и включало в себя огромный круг явлений - от индустрии  массового производства и технологий масс-медиа до маргинальных форм контркультурного творчества. Двойственность, неоднозначность массовой культуры предопределена её происхождением - она возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием

Информация о работе Постмодернистское видение культуры