Применение информационных технологий в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:48, контрольная работа

Краткое описание

Информатизация социальной сферы современного российского общества является естественно-историческим, стремительно развивающимся социальным процессом, атрибутом нового информационного образа жизни. Информационные технологии в последние годы радикально изменяют производство, образование, быт, досуг, удовлетворение социальных потребностей и способы социальной адаптации и социализации индивидов и групп[5,c.57]
Информационные технологии занимают уникальное положение в современном обществе. В отличие от других научно-технических достижений, средства вычислительной техники и информатики применяются практически во всех сферах интеллектуальной деятельности человека, способствуя прогрессу в технике и технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

финогенова.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)


                                                         ВВЕДЕНИЕ

Информатизация социальной сферы современного российского  общества является естественно-историческим, стремительно развивающимся социальным процессом, атрибутом нового информационного  образа жизни. Информационные технологии в последние годы радикально изменяют производство, образование, быт, досуг, удовлетворение социальных потребностей и способы социальной адаптации и социализации индивидов и групп[5,c.57]

Информационные технологии занимают уникальное положение в современном обществе. В отличие от других научно-технических достижений, средства вычислительной техники и информатики применяются практически во всех сферах интеллектуальной деятельности человека, способствуя прогрессу в технике и технологии.

         Для успешного  выполнения профессиональной деятельности  в сфере социальной работы  специалисту необходимо обладать  не только полученным в ходе  обучения набором методов, знаний, умений, навыков и т.д., но и  рядом особых творческих способностей. В их число входят: умение неформально подойти к проблемам клиента; развитое воображение; восприимчивость, чувствительность к противоречиям и неопределенности; способность к внутреннему планированию действий; интуиция; способности к прогнозированию, предвосхищению и преобразованию; ассоциативность мышления, нонконформизм, открытость новому опыту и др[4,c.78]

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Применение информационных  технологий в социальной работе

 

Сегодня в России процесс информатизации достиг такого уровня, когда под  его влиянием трансформируется социальная система и социальная структура. Постепенно формируются условия для активного, целенаправленного использования информационных технологий в социальной сфере. Реализуется целый ряд мероприятий по информатизации социальной инфраструктуры в рамках федеральных и региональных целевых программ, приоритетных национальных проектов, информационного законодательства. Вместе с тем этот процесс в России пока носит во многом неконтролируемый, стихийный характер, в результате чего государством упускается уникальная возможность его использования в целях снижения уровня информационного неравенства, повышения гражданской активности индивидов, культурного и духовного возрождения общества, достижения социальной стабильности[8,c.564]

Развитие компьютерных сетей может коренным образом изменить систему информатизации в социальной работе, облегчить обмен научными знаниями, поиск информации, усовершенствовать распространение печатных материалов. Дидактические возможности компьютеров после создания электронно-сетевой социальной работы существенно возрастают[7,c.321]

С точки зрения использования информационных технологий, представляют интерес возможности  электронно-сетевой социальной работы в части обмена информацией в  виде текста, статической и анимированной графики, речи. Специалист по социальной работе и клиент могут обмениваться в интерактивном режиме информацией на расстоянии от нескольких метров до нескольких тысяч километров, причем это может происходить в реальном масштабе времени или асинхронно. Восприятие учебного материала в этом случае происходит визуально с экрана монитора или с твердой копии (распечатки на бумаге). Работа в электронно-сетевой социальной работе представляет возможность так называемого массового индивидуализированного общения, где клиент может находиться в удобном для него месте, в удобное время, в удобном темпе. Кроме этого, он может при этом обращаться за справками в базу данных, проводить общение с другими специалистами и клиентами, а также получать консультационные услуги. Дидактические возможности электронно-сетевой социальной работы представляют большой простор для разработки различных вариантов организации информационного процесса[7,c.43]

Электронно-сетевая социальная работа имеет такие аспекты, как: содержательный и технический. Оформленные иначе, чем в традиционной социальной работе, действия социального работника в электронно-сетевой социальной работе заставляют по иному относиться к самому процессу их потребления. Во-первых, очень важным является то, что система интерактивности сама по себе позволяет осуществлять процесс управления познавательной деятельностью, причем режим реального времени оказывает стимулирующее влияние на клиента в целом. Во-вторых, весьма положительным моментом в электронно-сетевой социальной работе является широкая диалогизация коммуникативного процесса. В-третьих, клиент, благодаря включению в сферу сетевого взаимодействия, становится соучастником деятельности, порожденной виртуальной реальностью. Это позволяет стимулировать процессуально самообразовательные качества клиента (процессы самопознания, самообучения, самокоммуникации и т. д.), что, в свою очередь, повышает степень индивидуализации коммуникационного взаимодействия[1,c.67]

Таким образом, можно представить  электронно-сетевую социальную работу как изобретательство, поскольку признается неоднородность, подвижность, изменчивость сети, наблюдается постоянное ее развитие. С другой стороны, электронно-сетевую социальную работу можно рассматривать как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности, поскольку она не может существовать вне сетевого сообщества и напрямую связана с ним. Обладая высокой степенью индивидуальности, сетевая деятельность каждого конкретного социального работника меняется и дополняется за счет активного соучастия других участников Интернет- коммуникации[9,c.56]

Новые версии семейства офисных  программных проектов должны включать ориентированные на специалиста  по социальной работе приложения, обеспечивающие возможность личной продуктивной работы, групповой обработки информации, поддерживают технологии Интернет и представляют пользователям готовые инструменты для создания гибких корпоративных Internet-решений[5,c.76]

Специалист по социальной работе должен эффективно использовать самые популярные офис-приложения, объединенные в единую среду для работы текстовых процессоров (Microsoft Word), электронных таблиц (Microsoft Excel), средств подготовки и демонстрации презентаций (Microsoft PowerPoint) и приложений для организации работы в организации (например Microsoft Outlook), в Интернет (Microsoft Outlook Express) и средств СУБД (например Microsoft Access).

Таким образом, данные информационные системы используются как интерфейс  для эффективной организации  повседневной работы команды Социальной Защиты Населения. Встроенная электронная почта позволяет хранить список контактов, расписание встреч и событий, календарь, список задач и т. д. Все инструменты, необходимые для организации системной и персональной деятельности специалистов, собраны в едином комплексе для коллективной работы с документами анализа информации, для удобного и быстрого осуществления оригинальных эффективных организационных решений, ориентированных на потребности конкретного специалиста, что дает возможность создавать разветвленные Интернет-сети, как внутренние (локальные), так и с выходом в Интернет[7,c.89]

Все это обеспечивает согласованность, высокую производительность в оказании услуг и быстрое  получение результатов.

         Анализируя роль и значение  информационных технологий для  современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства[6,c.90]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2.РАЗВИТИЕ             ТВОРЧЕСКИХ   СПОСОБНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО  РАБОТНИКА

         Для успешного выполнения профессиональной  деятельности в сфере социальной работы специалисту необходимо обладать не только полученным в ходе обучения набором методов, знаний, умений, навыков и т.д., но и рядом особых творческих способностей. В их число входят: умение неформально подойти к проблемам клиента; развитое воображение; восприимчивость, чувствительность к противоречиям и неопределенности; способность к внутреннему планированию действий; интуиция; способности к прогнозированию, предвосхищению и преобразованию; ассоциативность мышления, нонконформизм, открытость новому опыту и др. Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов (А. Маслоу, Дж. Гилфорд, П. Торренс) обеспечивают планомерное развитие профессии, появление новых, прогрессивных идей, влекущих за собой оптимизацию условий и методов выполнения работ, предотвращают возникновение ситуаций застоя[7,c.56]

           Таким образом, важность и значимость  использования творчества в социальной  работе приводят нас к необходимости  выделения в составе профессиональной  компетентности социального работника  творческого компонента и выявлению  психологических условий его развития. Итак, творческий компонент в профессиональной компетенции социального работника представляет собой системное образование, позволяющее специалисту в области социальной работы принимать мобильные решения с учетом специфики конкретных проблем клиентов, разрабатывать новые методы работы, строить точные прогнозы относительно динамики и качества изменений проблемных ситуаций клиентов, генерировать свежие идеи и т.д., что достигается за счет соотношения и взаимодействия определенных элементов, составляющих данный компонент. К ним относятся: когнитивный, эмоционально-ценностный, саморегуляционный, операциональный и мотивационно-энергетический элементы, а также собственно творческие задатки и способности. Количество и специфика данных элементов обусловлены тем, что во многих концепциях креативности (Концепции редукции творчества к интеллекту Л. Термена, К. Кокс и др., Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж. Гилфорда и П. Торренса, Концепция творчества и креативности М. Воллаха и Н. Когана, и т.д.)1, при описании осуществления творческого акта указывается на тесную взаимосвязь функционирующих мотивационных, эмоционально-ценностных, когнитивных, саморегуляционных проявлений, обеспечиваемых операциональной активностью[8,c.234]

Для целенаправленного  создания психологических условий, способствующих формированию, развитию и актуализации творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника (как во время обучения в образовательных учреждениях, так и в период осуществления профессиональной деятельности в соответствующих организациях), необходимо выявить такие условия для всех его элементов, опираясь на знания их особенностей и специфики функционирования[2,c.80]

Когнитивный элемент включает в себя совокупность знаний и представлений специалиста по социальной работе (общая эрудиция, приобретенные в ходе учебы и практики знания о профессии и профессиональных тонкостях в социальной работе, о смежных профессиональных областях, воссозданные на основе предыдущего опыта представления о проблемных ситуациях нуждающихся в помощи граждан, возможных способах и методах решения поставленных задач, и др.) и является интеллектуальным звеном в данном творческом компоненте.

  Сущность эмоционально-ценностного элемента творческого компонента проявляется в том, что эмоции служат сигнализаторами смысла творческой деятельности, ориентируют избирательность поведения, побуждают к действиям и сопровождают весь процесс творческого решения поставленной перед социальным работником задачи, а наличие ценностей, обусловливающих особый взгляд через их призму на окружающий мир, детерминирует эмоционально окрашенное отношение к осуществляемой деятельности[6,c.67]

Посредством саморегуляционного элемента, проявляющегося в самоконтроле и самокоррекции, социальный работник удерживает процесс творческой работы над проблемой клиента в изначально заданном русле, при необходимости вносит в него определённые коррективы, осуществляет контроль за его выполнением. В операциональный элемент творческого компонента включаются умения и навыки, полученные в ходе обучения и практики и применяемые социальным работником в своей профессиональной деятельности для достижения поставленных целей.    Мотивационно-энергетический элемент (влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, состояния вдохновлённости) является средоточием динамических сил, которые приводят творческие процессы в действие и сопровождают их по мере протекания. К благоприятным психологическим условиям формирования и развития данных элементов, входящих в состав творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника, относятся:

- условия ближайшего окружения: широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми; взрослое окружение, выступающее как образец для подражания; демократический стиль взаимоотношений родителей и детей; разрешение ребенку эмоционального самовыражения; активная, деятельная позиция взрослых; ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду; приобщение к творчеству через посещение различных кружков; одобрение исследовательской деятельности ребенка и т.д.;

- моральные и материально-технические  условия обучения в образовательных учреждениях: вовлечение преподавателями всех обучающихся в активную работу на занятиях2; использование современных материально-технических средств обучения, а также вспомогательных средств; акцентирование при обучении нравственных аспектов профессиональной деятельности будущих социальных работников; использование при обучении профессиональным навыкам игровых ситуаций, методов акцентирования эмоций и ценностей, решения моральных дилемм (Л. Кольберг) воспитывающих ситуаций; создание учебных ситуаций, требующих от обучаемого осуществления деятельности по планированию, проектированию и моделированию; приобщение к активным занятиям физической культурой и спортом и др;

- условия рабочей среды  и трудового коллектива: доброжелательные  взаимоотношения с сотрудниками; достойный размер оплаты труда; демократический стиль управления персоналом; целенаправленность, последовательность, алгоритмичность профессиональной деятельности (перед человеком должны стоять конкретные задачи, решение которых приводит к достижению ясной цели) и т.д.

Информация о работе Применение информационных технологий в социальной работе