Причины духовного обнищания личности и семьи в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

Теоретические аспекты проблемы духовного обнищания общества
Духовное неблагополучие как фактор риска
Параметры духовного неблагополучия. Понятие «духовность» и
«бездуховность»
Состояние духовной нравственности современной личности и семьи
Системный подход и программная форма организации работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты проблемы духовного обнищания общества …………4
1.1. Духовное неблагополучие как фактор риска .......................................................4
1.2. Параметры духовного неблагополучия. Понятие «духовность» и
«бездуховность» …………………………………………………………………….....5
ГЛАВА 2.
Состояние духовной нравственности современной личности и семьи ……….8
2.1. Системный подход и программная форма организации работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи ………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ РЕФЕРАТА.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)


17

 

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Веста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

ПРИЧИНЫ ДУХОВНОГО ОБНИЩАНИЯ ЛИЧНОСТИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 
 

 

 

 

 

 

Бакулиной Нины Борисовны,

заведующего организационно-методическим отделением

бюджетного учреждения Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Веста»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нефтеюганск

2012

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.

Теоретические аспекты проблемы духовного обнищания общества …………4

1.1. Духовное неблагополучие как фактор риска .......................................................4 

1.2. Параметры     духовного     неблагополучия.    Понятие     «духовность»     и

«бездуховность» …………………………………………………………………….....5

ГЛАВА 2.

Состояние духовной нравственности современной личности и семьи ……….8

2.1. Системный подход и программная форма организации работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи ………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

90-е годы прошлого - XX - века - начало либеральных реформ в России, принесли серьезные испытания стране и ее народам. Это время характеризовалось активными духовными процессами: попыткой смены традиционного мировоззрения, изменением критериев добра и зла, внедрением новых социальных ориентиров и нравственных ценностей. В их основе лежала идеология индивидуализма и стяжательства, внушение чувства исторической вины, национальной ущербности, цивилизационной отсталости. Такие черты оказались чуждыми отечественной культуре, более того, относятся ею к сфере духовного неблагополучия. Перечисленное послужило причиной сильнейшего стресса для России, где экономический кризис сопровождался "насилием над духом", "ампутацией старой и пересадкой новой души", которую большая часть общества не воспринимала. Происходила глубинная психологическая реакция отторжения, сопровождавшаяся ростом смертности.

Этап очередного переосмысления и разрушения жизненных приоритетов «до основания, а  затем…» привел к девальвации многих исконно российских нравственных и гражданских ценностей, берущих основы в православной культуре: любовь к Родине, любовь к матери, любовь к ребенку, честь, совесть, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, сострадание к немощным, уважение к старшим. Важно учесть, что неприятие новой идеологии определялось не столько предыдущим советским воспитанием, сколько дальней исторической памятью народа, его этническим архетипом (коллективным бессознательным, по К. Юнгу). Поэтому среди россиян наиболее сильное неприятие либеральных реформ происходило в регионах вокруг Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, Владимира, имеющих самые древние национальные корни. Этим можно объяснить тот факт, что максимально высокий рост смертности наблюдался именно здесь.

Ф.М. Достоевский писал: «…Всякое переходное и разлагающее состояние общества порождает леность и апатию, потому что немногие в такие эпохи могут ясно видеть перед собой и не сбиться с дороги. Большинство же путается, теряет метку и, наконец, махнет рукой…». Как в конце XIX, так и в конце XX века, годы насильственно насажденной бездуховности не прошли бесследно для российского общества - разрушение семей, сиротство детей при живых родителях, брошенные старики, рост преступности, в том числе и в отношении детей.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы духовного обнищания общества

 

1.1. Духовное неблагополучие как фактор риска

     Физическая жизнеспособность населения зависит не только от материальных факторов, но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). На этот счет в теологии существует представление о "смертных грехах", т. е. таких психологических состояниях, которые ведут к смерти человека как личности. Значение "идеального" компонента в человеке, как противоположности "материальному" компоненту, никогда не отрицалось диалектическим материализмом. На этот счет Ф. Энгельс недвусмысленно говорил о духе как высшем продукте материи. К. Маркс в ранних работах отмечал значение "самосознания", развивающегося "человеческого духа" в формировании механизмов человеческой истории. В теологической психологии выделяются три группы параметров духовного неблагополучия.

Первая группа содержит "грехи" порочных целей, которые заставляют человека выбирать в жизни ложный путь. К пагубным целям относятся стремление к наживе ("сребролюбие"), беспорядочные сексуальные связи ("блуд"), увлечение алкоголизмом, наркоманией ("сотворение кумиров") и др.

Вторая группа - это "грехи" разрушительных социальных отношений. Одни из них приводят к деструкции общества (через индивидуализм, эгоизм, зависть, неуважение к родителям и старшим), другие — к подавлению свободы личности (через диктатуру массовой культуры или гордыню авторитарной власти).

Третья группа включает "грехи" пагубных эмоций, которые формируют в сознании человека доминантные очаги саморазрушения (гнев, тоска, потеря смысла жизни, безысходность).

Можно думать, что перечисленные нравственно-эмоциональные состояния разрушают не только личность человека, но и его физическую основу. Противоположно тому, как утверждается "в здоровом теле здоровый дух", здесь больной дух ведет к болезни тела и деградации личности.

Можно предположить, что духовное неблагополучие не только способствует развитию болезней, но и само является повреждающим фактором. Чем более моральное состояние общества предрасположено к совершению дурных поступков, тем чаще они действительно случаются. Следовательно, по количеству нарушений общечеловеческих заповедей ("не убий", "не укради", "не прелюбодействуй", "не сотвори кумира", "почитай родителей", "не отчаивайся") можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы.

Единицами измерения способны служить данные официальной статистики о проступках, которые считаются нарушением перечисленных заповедей: убийства, грабежи, разводы, алкоголизм, брошенные родители и дети, самоубийства и др. Там, где социальные аномалии встречаются чаще, уровень "греховности" населения выше, а духовности - ниже.

 

1.2. Параметры духовного неблагополучия. Понятие «духовность» и «бездуховность»

Духовность - это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра  и зла для оценки событий, людей и руководства к действию.

Духовность присутствует в обществе всегда, но может быть либо позитивной, либо негативной. Ее характер формируется под влиянием внутренних и внешних условий. К внутренним относятся этнический архетип, национальные традиции, генетические особенности личности и др., к внешним — образование, воспитание, идеологические установки, культурное развитие, социально-экономические отношения, материальное благосостояние. В отличие от душевности, зачатки которой имеются в психике высших животных: любовь к потомству, привязанность к месту проживания, ощущение принадлежности к коллективу (стае) и др., — духовная деятельность происходит в сознании человека.

К основным индикаторам негативной духовности, доступным для международной сравнительной оценки, относятся самоубийства и убийства. Первые отражают безысходность, потерю смысла жизни; вторые — агрессивность, озлобленность. Суммарную величину духовного неблагополучия характеризует общая преступность -  рост убийств, грабежей, разбоев. По данным научных исследований наблюдается  значительное увеличение у населения уровня тревожности, снижение социальной поддержки, ухудшение межличностных отношений. Для изучения роли перечисленных параметров как факторов риска было проведено исследование на материале российской статистики за 42 года. Обнаружено тесное совпадение между динамикой нравственного и физического благополучия. Степень сцепленности обеих траекторий достигала 85%. Всякое повышение (снижение) преступности сопровождалось повышением (снижением) смертности. Подобная связь обнаружена между динамикой самоубийств и смертности.

Ни один из известных медицинских, экологических, геофизических, космологических параметров не повторял представленной траектории. Вероятнее всего, в роли "серого кардинала" выступало нравственно-эмоциональное состояние общества. Дополнительно действовали локальные стечения обстоятельств (генетических, социальных, экономических и др.), которые "заставляли" одних людей совершать преступления, самоубийства, а других становиться больными.

Изложенные материалы служат достаточным аргументом для выдвижения гипотезы о значении духовного неблагополучия как фактора риска преждевременной смерти. Можно сделать и более широкое предположение о существовании закона духовно-демографической детерминации.

Духовность - представляет целостное интегративное новообразование, включающее единство трех универсальных способностей: способности к сочувствию, способности к сознанию, способности к содействию, детерминированных духовными ценностями общества.

Современная наука, изучая проблему духовного развития личности, исходит из образа человека духовного, нравственного и доказывает, что духовное воспитание есть фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира.

Духовность - стержень, объединяющий человека и общество, важнейший фактор цивилизации, социальное явление, глубинное основание культуры. Человеческий дух созидает окружающую среду, социальную жизнь и самого себя. Человеческий дух, противоречащий законам природы, общества и жизни в целом несет разрушение и гибель, т.к он бездуховен.

Бездуховность - сила, разрушающая жизнь человека, природы и общества.

В форме сознания бездуховность проявляется в виде ложного мировоззрения, основанного на логически нецелостном способе мышления, это подмена цели жизни ее средствами, перемещение духовности в форме науки, искусства, образования в целом из центра жизни на периферию, путем  остаточного финансирования и т.п.

В форме чувства бездуховность предстает в качестве душевной грубости, эгоизма. Зависти, лицемерия, половой распущенности, антихудожественного вкуса, пошлости, антиискусства, других феноменов антикультуры, духовной деградации в целом.

В форме воли бездуховность проявляется в виде противоправного и безнравственного образа жизни: преступности, проституции, отказа родителей от своих детей, а также в виде безволия человека: лени, алкоголизма, наркомании и т.д. 

 

 

 

ГЛАВА 2. Состояние духовной нравственности современной личности и семьи

 

Что случилось с человечеством? Каким микробом, похожим на чумную бациллу, заражена общественная мораль? Кажется, что здесь целый ряд причин, похожих на звенья цепи.

Первая главная причина - это духовное обнищание человечества, где сама религия становится не внутренним содержанием жизни, а только традиционной формой, под которой скрывается пустое сердце и прагматичный рассудок. Потеря искренней религиозности опрокинула прежнюю шкалу ценностей и сдвинула прежние ориентиры.

Вторая причина - это оскудение любви друг к другу, душевный холод, который ввергает нашу землю в какой-то новый ледниковый период. Люди становятся чуждыми и безразличными друг к другу. Люди отброшены друг от друга какой-то невидимой силой. Современный человек становится внутренне бесконтактным и одиноким. Эмоциональная охлажденностъ проявляется в отношении, казалось бы, самых близких людей; она разрывает родственные связи, делает из семьи подобие фирмы, где любовь заменяется договоренностью, где каждый член семьи воспринимается как партнер. По сути дела, в настоящее время почти каждая семья травмирована. Кажется, что пройдет несколько десятилетий, и сама семья покажется историческим архаизмом.

В современном мире часто смешивают два понятия, противоположные друг другу, - это любовь и страсть. Любовь стремится не взять, а отдать, она видит себя в другом. Страсть, напротив, хочет взять. Она стремится захватить другого и поработить себе. Любовь воспринимает человека как личность, страсть - как инструмент.

Семья не может держаться на выгоде и страсти, поэтому наблюдается катастрофический распад семейств. Выгода - это желание получить как можно больше, а отдать как можно меньше, при этом выгода плохо вяжется с верностью. Что же касается страсти, то это вообще неуправляемое чувство, которое находится в постоянном конфликте с нравственностью. Человек отучился любить, поэтому он не желает иметь детей, так как деторождение и воспитание ребенка мешает удовлетворению его страстей, а человек ни в чем не хочет ограничивать себя. При развале семьи дети становятся еще большей помехой.

У человека притуплены духовные чувства. Теперь он теряет даже душевные чувства красоты, дружбы и т.д. Стрелка его ценностей все больше склоняется в сторону самого грубого биологизма. Его целью становится комфорт и секс, более того, секс превращается в какой-то культ. Человек видит, как все и всё продается - дело только в цене (конечно, это не так, но добро в этом пошлом мире скрывает себя), и поэтому человек приходит к выводу, что ключ к счастью - это деньги, что посредством денег можно реализовать все свои желания и страсти.

. Раньше люди задавались вопросом, насколько это правильно, затем - насколько это красиво, а теперь - насколько это выгодно, или просто - сколько это стоит. Если бы раньше спросили человека, сколько стоит его ребенок, то он бы удивился. А теперь родители высчитывают, во сколько обойдется им будущий ребенок.

Информация о работе Причины духовного обнищания личности и семьи в современном обществе