Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:52, реферат
Таким образом, нами была определена цель исследования - проанализировать систему работы с приемной семьей и с приёмными воспитателями.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
-определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
-изучить понятие и сущность патронатного воспитания.
Объект исследования: приемная семья, патронатное воспитание.
Предмет исследования: работы с приемной семьей и с патронатными воститателями.
Приемный родитель имеет право:
- выразить свои предпочтения при выборе ребенка: пол, возраст, допустимые дефекты здоровья;
-вернуть ребенка органам опеки и попечительства до истечения срока договора, если возникли проблемы в отношениях, которые он не может решить;
- применять к ребенку педагогически проверенные (рекомендованные на курсах обучения) санкции ограничения и наказания:
-замечания,
-запрет на развлечения,
-лишение сладостей,
-отказ от приобретения желаемой вещи,
-наказание бездействием;
- предотвращать проявление дурных привычек у ребенка;
-предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие;
- препятствовать контактам ребенка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч;
Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический центр вашего района, орган опеки и попечительства.
Приемные родители обязаны:
- осуществлять психическую, физическую и моральную защиту ребенка;
- предоставлять ребенку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнату, отдельную кровать; заботиться о здоровье;
- не делать различий в воспитании своих детей приемных, не унижать ребенка, не применять меры физического насилия к ребенку;
- разъяснять ребенку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишнего эмоционального привыкания;
- прививать ребенку уважение к своей семье, готовность вернуться домой;
- в соответствии рекомендациями органа опеки поддерживать контакты с биологической семьей;
- создавать условия для интеллектуального развития ребенка, обеспечивать обучение, следить за физическим психическим здоровьем;
- предоставлять в орган опеки регулярные отчеты о расходовании опекунских средств;
- вести дневник наблюдения за ребенком;
- регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию;
- сотрудничать со специалистами СПЦ по повышению знаний в вопросах воспитания детей.
На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для воспитанников опекунских (приемных) семей, и в порядке, определяемом Министерством образования и министерством финансов.
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей либо выделяются по расходному кассовому ордеру.
Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом цен на товары и услуги.
Средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемными родителям в течения действия срока договора, но не позже, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством.
Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.
Организация и жизнедеятельность приемной семьи осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Положением о «приемной семье», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Приказом Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении формы договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям», Приказом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы по созданию приемных семей» [6, с. 59 – 60; 5, с.28].
1.2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью
Данная форма устройства детей в семью, а также усыновление стали приоритетными в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективными с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного человека в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходиться государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим не был уход в детском интернатном учреждении, оно никогда не заменит ребенку отца и мать, семейные отношения, родительскую заботу и любовь. В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9% имеют расстройство психо-неврологической сферы, около15% - страдают энурезом, около 5% - заболеваниями сердечно-сосудистой системы; около 20% - сколиозом, плоскостопием .
Среди объективных причин, затрудняющих работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяются:
-недостаточная социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители (нерешенность жилищной проблемы для многих семей, значительная затратность содержания ребенка для семейного бюджета);
-закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях с явными признаками врожденных аномалий и патологий, вызванными тотальной алкоголизацией их родителей. При этом специалисты органов охраны детства, интернатных учреждений, «забывают» о терапевтическом эффекте семьи, не разъясняют кандидатам в замещающие родители возможностей семейной и социальной реабилитации, не знакомят с различными формами семейного устройства сирот;
-социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций, что определяет не только отсутствие желания быть замещающими родителями, но и желание иметь биологических детей.
Однако, учитывая объективные положительные тенденции в развитии белорусского общества, очевидную стабилизацию общественной жизни, указанные причины не только не лишают всех заинтересованных возможности проведения целостной и постоянной информационно-разъяснительной компании по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, а создают предпосылки для активизации и комплексной организации деятельности по организации права каждого осиротевшего ребенка на воспитание в замещающую семью [8].
Для детей, выросших вне семьи острой проблемой остается социальная адаптация после выхода из интернатного учреждения. Обычно выпускники школ-интернатов не ориентируются в простейших жизненных ситуациях, им нелегко налаживать отношения с людьми, вступать в общение с ними, организовывать собственную жизнь.
Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации, то есть отсутствие возможностей непосредственно находиться в контакте с матерью, вступать с ней в межличностные отношения и общение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребенка и продолжается до трех - пяти лет, обычно приводит к серьезным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.
Детям, которые выросли вне семьи и в условиях родительской депривации свойственны:
-поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного общения со взрослыми и сверстниками;
-безличностные отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей;
-отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями;
-ограничение познавательных функций;
-неспособность к богатым эмоциональным переживаниям.
Практика показывает, что дети, с такими личностными качествами значительно чаще, чем дети, выросшие в семье, становятся антиобщественными элементами, невоспринятыми обществом. Они неразборчивы в связях, в том числе и сексуальных. Выпускницы детских домов и школ-интернатов часто становятся матерями-одиночками.
В связи с этим приемных семьях особенно остро стоит проблема нравственно-эмоционального воспитания. Суть его заключается в том, чтобы сформировать у брошенных детей правильные отношения с приемными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, побудить уважение к самим себе. Отметим наиболее важные направления в практической деятельности родителей-воспитателей.
Установление доброжелательных отношений с приемными детьми. Подавляющее большинство детей положительно относятся к приемным родителям (особенно к матери), их детям, другим членам семьи.
Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены к родителям-воспитателям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении ил биологической семье. Отрицательные привычки сохраняются «в длинных рядах условных рефлексов» (И.П. Павлов) и возобновляются сами по себе. Задача родителей-воспитателей состоит в том, чтобы понять истоки и проанализировать причины негативного отношения ребенка к людям и начать работу по установлению доброжелательных отношений с ним. Положительный эффект в этой работе дает:
-контактирование с будущими приемными родителями при посещении их в детских домах или школах-интернатах;
-изучение обстоятельств и условий жизни ребенка в биологической семье или детском учреждении;
-налаживание искренних и сердечных отношений с будущими приемными родителями в период каникул, в выходные и праздничные дни, которые дети проводят в семье;
-анализ взаимоотношений приемных детей с близкими им людьми (братьями, сестрами, матерью, отцом, дедушкой и бабушкой, другими родственниками);
-проведение с детьми совместных семейных дел, праздников, семейных обрядов;
-проявление естественной материнской и отцовской заботы, любви, ласки;
-создание благоприятной семейной атмосферы, которая позволит ребенку расти и развиваться в обстановке любви и взаимопонимания;
-поддержание единых требований и справедливых отношений со стороны родителей и всех членов семьи к родным и приемным детям.
Расширение сферы общения
приемных детей как
-с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи;
-с братьями, сестрами;
-с друзьями, соседями, знакомыми новой семьи;
-со сверстниками, воспитателями, учителями.
Создание системы работы
по развитию способностей и
дарований приемных детей. Каждый
ребенок, в том числе оставшийся
на длительное время без
Проведение целенаправленной
работы по нравственно-
-пример уважительных деликатных отношений между приемными отцом и матерью;
-установление гуманных и уважительных отношений между приемными родителями, между братьями и сестрами;
-организация разнообразной деятельности детей в семье, в совместных мероприятиях семьи и школы, семьи и детского сада;
-обследование детей, индивидуальные консультации у врачей-психиатров, сексопатологов, психологов и использование их рекомендаций в процессе семенного воспитания.
Воспитание бережного
отношения к вещам и домашнему
имуществу. Как известно, для большинства
воспитанников детских
-к ведению семейного бюджета, планированию денежных расходов на неделю, месяц;
-к покупке необходимых для него и всей семьи вещей, одежды, игрушек;
-к разумному использованию выделенных денег для личных покупок;