Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:52, реферат
Таким образом, нами была определена цель исследования - проанализировать систему работы с приемной семьей и с приёмными воспитателями.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
-определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
-изучить понятие и сущность патронатного воспитания.
Объект исследования: приемная семья, патронатное воспитание.
Предмет исследования: работы с приемной семьей и с патронатными воститателями.
Каков порядок заключения договора патронатного воспитания?
Договор патронатного воспитания заключается между руководителем учреждения и патронатным воспитателем. С формой договора патронатного воспитания Вы можете ознакомиться на сайте в рубрике «Замещающая семья», разделе «Законодательство».
Для заключения договора патронатного воспитания необходимы:
- заявление кандидата в патронатные воспитатели о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание,
- сведения и документы, указанные выше,
- заключение управления
(отдела) образования районного, городского
исполнительного комитета, местной
администрации района в городе,
осуществляющего функции по
Руководитель учреждения определяет, соответствует ли интересам ребенка его передача на патронатное воспитание данному кандидату в патронатные воспитатели и может отказать кандидату в патронатные воспитатели в заключении договора патронатного воспитания, если это не соответствует интересам ребенка.
На какой срок заключается договор патронатного воспитания между руководителем учреждения и патронатным воспитателем?
Данный договор заключается на срок до 1 года.
Каков порядок передачи ребенка в семью на патронатное воспитание?
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания.
При передаче ребенка патронатному воспитателю не позднее дня убытия ребенка издается приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание, в котором указывается:
- срок пребывания ребенка
в семье патронатного
- объем средств, передаваемых на питание ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь,
- работники учреждения, на
которых возлагается контроль
за условиями жизни и
Копия приказа передается патронатному воспитателю.
Осуществляется ли контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание?
Данный контроль осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание в следующих формах:
-телефонные звонки,
- беседы с педагогами и лечащими врачами ребенка (детей),
- беседы с ребенком (детьми), посещение семьи патронатного воспитателя на дому,
- наблюдение педагогом
социальным и педагогом-
По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При необходимости орган опеки и попечительства или руководитель учреждения может не информировать патронатного воспитателя о дате и времени осуществления контроля.
Каковы случаи прекращения договора патронатного воспитания?
Договор патронатного воспитания прекращается:
- по истечении срока его действия,
- в случаях устройства ребенка на воспитание в семью,
- перевода (поступления) ребенка в другое учреждение,
- смерти ребенка либо патронатного воспитателя.
Может ли договор патронатного воспитания быть досрочно расторгнут?
Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно:
- по просьбе патронатного воспитателя,
- по инициативе руководителя учреждения или управления (отдела) образования, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей.
Каковы права и обязанности учреждений, передающих детей на патронатное воспитание?
Обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, передаваемых на патронатное воспитание, исполняет учреждение.
В целях передачи детей на патронатное воспитание учреждение:
- участвует в поиске и подборе патронатных воспитателей, имеющих условия для воспитания и реализации прав ребенка, с учетом имеющихся у него потребностей;
- предоставляет кандидатам в патронатные воспитатели сведения о воспитанниках, которые могут быть переданы на патронатное воспитание;
- обеспечивает знакомство кандидата в патронатные воспитатели с ребенком, предложенным для патронатного воспитания;
- предоставляет сведения о состоянии здоровья ребенка (детей) и рекомендациях врачей на период пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя, дает согласие на предоставление патронатному воспитателю информации, составляющей врачебную тайну в отношении передаваемого на патронатное воспитание ребенка (детей) и согласовывает с кандидатом в патронатные воспитатели сроки и периодичность нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя;
- осуществляет права и выполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей);
- в пределах своей компетенции оказывает ребенку и патронатному воспитателю услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
- в срок до 14 дней со дня подписания договора патронатного воспитания направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
- в день издания приказа о передаче ребенка на патронатное воспитание направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
- не позднее дня передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание передает денежные средства на питание ребенка (детей) в случаях и размере, установленных законодательством Республики Беларусь;
обеспечивает ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, сезонной одеждой, необходимой для удовлетворения потребностей ребенка в течение срока его нахождения в семье
патронатного воспитателя.
- осуществляет контроль за воспитанием ребенка (детей), удовлетворением его основных жизненных потребностей, выполнением настоящего договора.
Каковы права и обязанности патронатного воспитателя?
Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.
Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:
-один экземпляр договора патронатного воспитания;
-копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
-сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.
Патронатный воспитатель с согласия руководителя на безвозмездной основе:
-информирует руководителя о планируемых сроках пребывания ребенка в его семье не позднее чем за 7 дней, а в случае передачи ребенка на патронатное воспитание в течение летних каникул - до 1 мая;
- обеспечивает своевременное убытие ребенка в свою семью и возвращение в учреждение в срок, согласованный с руководителем;
- организует адаптацию ребенка (детей) в семье;
- организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;
-предоставляет ребенку (детям) соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, места для занятий и игр);
- обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми), безопасность ребенка (детей), удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей;
- организует досуг ребенка (детей);
- с согласия руководителя организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);
-обеспечивает сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
-не препятствует общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание;
-формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, навыки общения в социуме, готовит ребенка (детей) к социализации в обществе, развивает самостоятельность;
- определяет способы воспитания ребенка (детей) с учетом рекомендаций специалистов учреждения;
- с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его (их) интересами с согласия руководителя организует оздоровление ребенка;
- немедленно информирует руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания и воспитания ребенка (детей), случаях заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком, совершении ребенком правонарушений или преступлений, нарушении прав и законных интересов ребенка, самовольном уходе ребенка из семьи патронатного воспитателя;
- контролирует сохранность имущества, переданного вместе с ребенком (детьми), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, передаваемыми на его (их) питание;
-в период пребывания в семье патронатного воспитателя оказывает ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при осуществлении им своих прав и обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
-обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей) и сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
-не допускает вывоза ребенка за пределы Республики Беларусь без письменного согласия руководителя на выезд ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь и приказа управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок без сопровождения его законного представителя;
-осуществляет иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь права и обязанности[7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы изучили приемную семью и патронатное воспитание: основные понятия, проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью.
На основе изученных материалов можно сделать вывод о том, что приемная семья, патронатное воспитание являются на сегодняшний день наиболее эффективной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучение и анализ системы организации и существования патронатного воспитания и приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Возникновение данных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью связано с изменением государственной социальной политики в 90-х годах. Принятие Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в 1999 году, а также принятие Положения о приемной семье позволили начать работу по созданию приемных и патронатных семей.
Положение о приемной семье, принятое постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1999 году является основным документом, определяющим, систему создания, организации существования приемных семей. Определены критерии, определяющие передачу детей в новую, приемную семью: порядок организации приемной семьи, категории детей, имеющих возможность перейти на воспитание в такую семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи, форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям.
Как любое нововведение, возникновение и развитие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья, патронатное воспитание было связано с рядом трудностей, в том числе с преодолением стереотипного отношения к новым формам семей.
Основными задачами по реализации данного направления стало информирование населения об эффективности и перспективности данной формы замещающей семьи, а также разработка новых технологий и подходов в работе с данной категорией граждан социальными педагогами, психологами другими специалистами, непосредственно с ней взаимодействующими.
Однако во многом успех работы с приемной семьей, в патронатном воспитании будет зависеть от налаживания системы взаимодействия с другими организациями и институтами: сектором по охране детства отдела образования, социально-педагогическим центром, а также от информированности приемных родителей, патронатных воспитателей о значимости социально-педагогического сопровождения школой процесса воспитания ребенка в их, приемной семье, при патронатном воспитании и готовности принять эту помощь и оказать содействие. Только тогда, при условии взаимного сотрудничества станет возможным эффективное воспитание ребенка в приемной и патронатной семьях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. №278-3 Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2002 г. №98-3
Учебники, учебные пособия, справочные пособия
2.Тихиня В.Г.Семья и ззакон: учебник/. Мелешко и др. – под общей редакцией В.Г.Тихиня, М.Г. Бруй. – Мн: Право и экономика, 2007. – 978 с.
3.Круглов В.А.. Семейное право Республики Беларусь/В. -А. Круглов, Е.В. Круглова, В.С. Шейпак.-5-изд., перераб. И доп. – Мн.: Дикта,2010. – 188 с.