Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:52, реферат
Таким образом, нами была определена цель исследования - проанализировать систему работы с приемной семьей и с приёмными воспитателями.
Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и сущность приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
-определить основные проблемы и перспективы организации и деятельности приемных семей;
-изучить понятие и сущность патронатного воспитания.
Объект исследования: приемная семья, патронатное воспитание.
Предмет исследования: работы с приемной семьей и с патронатными воститателями.
-к участию в благоустройстве квартиры, детской спальной комнаты, отдельных её уголков;
-к изготовлению (с родителями и самостоятельно) отдельных вещей, предметов, необходимых в личной жизни и жизни семьи;
-к участию в кружках технического и художественного творчества, народных умельцев, экологов, натуралистов;
-к выполнению отдельных обязанностей по дому (постоянных и временных) по поручению родителей.
Большинство будущих приемных родителей не готовы к выполнению сложных многообразных функций по воспитанию приемного ребенка. Они обычно не осведомлены о психолого-педагогических и физиологических аспектах развития ребенка в условиях длительной материнской депривации, плохо ориентируются в содержании законов и нормативных документов, которые регулируют жизнедеятельность детских интернатных учреждений, приемных (опекунских) семей и детских домов семенного типа, процесс национального и международного усыновления. Поэтому важнейшим условием успешной жизнедеятельности приемной семьи является обязательная психолого-педагогическая, медицинская, правовая подготовка будущих родителей-воспитателей. Их подготовка может осуществляться на базе Национального центра усыновления, институтов повышения квалификации, районных, областных, городских методических кабинетов. Основными темами осуществления курсовой, семинарской подготовки приемных родителей могут быть такие, как:
·Положение детей в Республике Беларусь.
·Национальное и международное законодательство об охране прав ребенка.
·Содержание положения о приемной семье. Проблемы их функционирования и жизнеобеспечения.
·Проблемы социальной реабилитации детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях. Социально-педагогические и диагностико-реабилитационные учреждения.
·Приемные дети: контингент, его структура, психофизические особенности развития.
·Психолого-педагогические проблемы взаимоотношений приемных родителей и детей.
·Пути развития способностей и дарований приемных детей.
·Традиции белоруской народной педагогики и воспитания детей.
Особо следует выделить роль социального педагога и социального работника в обеспечении жизнедеятельности приемных семей. Мировой опыт и практика подтверждают, что зоной первостепенного внимания, повышенного внимания социальной службы, ее работников являются дети и семьи из группы риска. Важнейшая задача социального педагога, социального работника в этих условиях - выявить такие семьи, оказывать социальную и психолого- педагогическую поддержку детям, вместе с местными органами охраны детства подыскивают оптимальный вариант решения судьбы несовершеннолетних. Вместе с тем, постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой приемной семье, процесс его адаптации, развития, охрана его прав. Следует учитывать. Что охраной прав детей в приемных семьях осуществляется согласно Закону «О правах ребенка» строго конфиденциально.
Число воспитанников приемных семей постоянно растет. Отношение к приемных семья весьма неоднозначною подавляющее число приемных семей пользуется уважением и поддержкой со стороны государственных органов. Общественных формирований, соседей и в целом общества. Положительно относятся к созданию приемных семей журналисты, учителя, врачи, большинство местных органов власти, представители общественных организаций. Случаи негативного отношения к таким семьям наблюдаются со стороны соседей.
Таким образом, изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Возникновение данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью связано с изменением государственной социальной политики в 90-х годах. Принятие Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в 1999 году, а также принятие Положения о приемной семье позволили начать работу по созданию приемных и патронатных семей.
Положение о приемной семье, принятое постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1999 году является основным документом, определяющим, систему создания, организации существования приемных семей. Определены критерии, определяющие передачу детей в новую, приемную семью: порядок организации приемной семьи, категории детей, имеющих возможность перейти на воспитание в такую семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи, форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям.
Как любое нововведение, возникновение и развитие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья было связано с рядом трудностей, в том числе с преодолением стереотипного отношения к новым формам семей.
Основными задачами по реализации данного направления стало информирование населения об эффективности и перспективности данной формы замещающей семьи, а также разработка новых технологий и подходов в работе с данной категорией граждан социальными педагогами, психологами другими специалистами, непосредственно с ней взаимодействующими [4, с. 26; 5, с. 29 - 30].
3Патронатное воспитание – новая форма заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
28 июня 2012 года вступило
в силу Положение о
Хотя патронатное воспитание – новая форма участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помогать детям, оставшимся сиротами.
Возможно, Вы уже не раз задумывались, что социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей, и Вам бы возможно хотелось бы помочь одному из таких ребят, однако по каким-либо причинам Вы не можете принять его в свою семью на длительный срок. В этом случае патронатное воспитание– это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезными.
Ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя, получает возможность хотя бы пожить «в гостях», а не в казенном доме, что помогает ему пережить тяжелую психологическую травму. Дети получают шанс на приобретение позитивного опыта жизни в семье, поддержание и укрепление родственных связей, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.
Что же такое патронатное воспитание?
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение).
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Такое заключение выдает управление (отдел) образования по месту жительства кандидата в патронатные воспитатели.
Кто может стать патронатным воспитателем?
Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане
обоего пола, за исключением:
-лиц, лишенных родительских прав;
-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;
-лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
-лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;
-лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 851 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
-лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;
-лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в предыдущих абзацах.
При отсутствии противопоказаний, куда следует обращаться?
Гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, с документом, удостоверяющим личность, необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту его жительства с заявлением о выдаче заключения управления (отдела) образования о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей.
Управление (отдел) образования в течение 5 календарных дней со дня подачи кандидатом в патронатные воспитатели заявления запрашивает из соответствующих органов и организаций необходимые сведения и (или) документы:
- об отсутствии судимости
за умышленные преступления у
кандидата в патронатные
- о том, лишались ли
родительских прав кандидат в
патронатные воспитатели и
- о том, признавались ли
кандидат в патронатные
- о том, признавались ли
дети кандидата в патронатные
воспитатели и совместно
проживающих с ним
граждан нуждающимися
в государственной защите, были
ли отобраны без лишения
Далее в течение 15 календарных дней со дня обращения кандидата в патронатные воспитатели организует или проводит обследование условий жизни кандидата в патронатные воспитатели, о чем составляется акт по форме, утвержденной Министерством образования, включающий:
-оценку жилищно-бытовых условий кандидата в патронатные воспитатели и их безопасности для жизни и воспитания ребенка;
-оценку готовности кандидата в патронатные воспитатели к участию в воспитании ребенка.
На основании всех полученных сведений и документов управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в семье кандидата в патронатные воспитатели условий, необходимых для воспитания ребенка. В него включаются рекомендации по возрасту, полу, состоянию
здоровья и количеству
детей, которые могут быть переданы
на патронатное воспитание
С гражданами, получившими в установленном порядке при рассмотрении их заявлений об усыновлении, установлении опеки, попечительства, о создании приемной семьи, детского дома семейного типа заключение о наличии в семье условий, необходимых для воспитания детей, договор патронатного воспитания может быть заключен без запроса сведений и (или) документов, указанных выше, и проведения обследования условий жизни.
Пользуются ли определенные граждане преимущественным правом принять на воспитание конкретного ребенка?
При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется его родственникам при условии обязательного соблюдения интересов ребенка.
При подборе кандидатов в патронатные воспитатели из лиц, не состоящих в родственных отношениях с ребенком, преимущество отдается лицам, проживающим в районе (городе), на территории которого находится учреждение, за исключением случаев, когда передача ребенка на патронатное воспитание за пределы района (города) отвечает интересам ребенка.
Сколько детей гражданин может принять на патронатное воспитание?
Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.
При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам.
На какое время дети передаются в семью патронатного воспитателя?
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.
Учитывается ли желание ребенка при передаче его на патронатное воспитание?
Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания, выраженного доступным для него способом. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.