Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать метод анкетного опроса, сферу его применения и выявить сложности и проблемы, возникающие при его использовании.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить опрос, как метод исследования и анкетирование как разновидность опроса.
2. Проанализировать технику проведения анкетирования.
3. Выявить проблемы достоверности при проведении анкетного опроса и сделать выводы по общей эффективности метода анкетирования.
Сегодня наиболее распространённым методом сбора социологической информации, используемым повсеместно, по-прежнему остается анкетный опрос, который может иметь как самостоятельное значение, так и быть частью какого-либо мероприятия. Огромный плюс его в том, что анкетирование можно проводить самостоятельно, без привлечения специалистов. Можно провести анкетирование самостоятельно, а на обработку анкеты отдать специалистам, но тогда затраты на исследование значительно возрастут, хотя результат будет значительно объективнее.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что анкетирование желательно сочетать с использованием всего спектра методов научного исследования. Это эксперимент, наблюдение, интервью, анализ документов и т.д.
К сожалению, пока, анкетирование зачастую остаётся единственным применяемым методом для широкого круга пользователей.
Основные требования к составлению анкет: вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уровень; просты и ясны. Затем вопросы не должны нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию. Все это повысит эффективность заполнения и отдачу.
Механизмы усовершенствования анкетирования кроются в правильном составлении анкеты. Так, например, не стоит начинать анкету с паспортички, так как это настораживает людей. Всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты. В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие респондента вопросы. Рекомендации просты, но их выполнение облегчает и повышает достоверность работы исследователя.
Роль опросных методов сегодня чрезвычайно велика. Исследование общественного мнения путем анкетного опроса позволяет определить острые социальные проблемы, а массовость его проведения - избежать субъективности. Сущность метода заключается в проведении анализа мнений респондентов с количественно оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Основные трудности в решении проблем достоверности полученных данных заключаются в построении рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов.
По итогам исследования можно сказать, что опрос и анкетирование являются ведущими и универсальными методами проведения социологических и маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят об исследовании — сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.
Использование метода анкетного опроса помогает формализовать процедуры сбора, обобщения и анализа мнений респондентов с целью преобразования их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.
Опросные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.
Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода анкетного опроса, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки.
Необходимо
совершенствование системы
Однако, уже и сегодня «анкетный опрос в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях»17.
2.1 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е. Мещеркиной, В.Семеновой. М.: ИСАИ. 1994. С.70
1 Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. / Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.30
2 Голубков Е.П. Исследование рынков. / Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С.339
3 Шварц П. Лицом к потребителю: проведение
полевых работ. / П.Шварц // Энциклопедия
маркетинга URL: http://www.marketing.spb.ru/
4 Биографический метод история, методология, практика. М.: ИС РАН, 1994 С.5
5 Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.Кравченко. М. 2002. С.321
6 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1998. С.321
7 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е. Мещеркиной, В.Семеновой. М. 1994. С.70
8 Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. / Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.30
9 Шварц П. Лицом к потребителю: проведение
полевых работ. / П.Шварц // Энциклопедия
маркетинга URL: http://www.marketing.spb.ru/
10 Голубков Е.П. Исследование рынков. / Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С.339
11 Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология / Г.Ф.Шафранов-Куцев. Тюмень. 2011. С.100
12 Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. / Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.10
13 Козлов А.Ю. Статистические функции MSExel в экономико-статистических расчетах: Учеб. Пособие. / А.Ю.Козлов, В.С.Мхитарян, В.Ф.Шишов. М. 2003. С.100
14 Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.Кравченко. М. 2002. С.529
15 Социальная статистика. / Под ред. Елисеевой И.И. М. 2003. С.48
16 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е. Мещеркиной, В.Семеновой. М. 1994. С.70
17 Социальная статистика / Под ред. Елисеевой И.И. М. 2003. С.148
Информация о работе Проблема достоверности при проведении анкетирования