Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 07:53, реферат

Краткое описание

Современное состояние российского общества сегодня характеризуется как критическое, что делает проблематичным сохранение нравственного здоровья нации, обеспечение духовной безопасности России. Культура утрачивает функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека. Особенно пагубно ценностно-нормативная неопределенность сказывается на молодом поколении, которое сегодня наиболее остро переживает кризис идентичности.

Содержание

Введение
1. Понятие «личность»
2. Особенности социологического изучения личности
3. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практические задания
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема личности в социологии.docx

— 80.79 Кб (Скачать файл)

Итак, в  момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов  отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки  и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым  ребенок взаимодействует4.

Индивидуальность  можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных  наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает  личность с точки зрения ее положения  в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей  и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической  теории личности связана с процессом  формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Система “личность как объект” предстает  в качестве определенной системы  научных понятий, отражающих некоторые  существенные свойства нормативных  требований, предъявляемых социальными  общностями   ихчленам5.

Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю6.

В истории  развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря  чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

Между тем  тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что  его “природа” не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по- своему.

Итак, понятие  “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальных отношений посредством  активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

    1. Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
    2. Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется  его сущность как совокупность всех общественных отношений.

 

    1. Особенности социологического изучения личности

 

 

Проблема  личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Изучение, в частности, истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая  мысль направлена на поиск ответов  на два фундаментальных вопроса:

1) что  представляет собой общество (что  делает общество устойчивым целым;  как возможен социальный порядок)?

2) каков  характер отношений между обществом  как упорядоченной структурой, с одной стороны, и действующими в ней индивидами — с другой?7 А индивид, как мы уже отметили, рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность  - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Из этого следует, что проблема личности являлась и является по сей день является актуальной проблемой.

Далее мы будем рассматривать некоторые  аспекты формирования и развития личности и постараемся охарактеризовать специфику процесса развития личности в условиях современной России.

Прежде  всего отметим, что личность как  объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Под социализацией принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.8 Именно  в процессе социализации происходит формирование личности.

Одним из первых элементы социализации ребенка  выделил основатель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939).  По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания”

врожденных  свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

Многие психологи  и социологи подчеркивают, что  процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей.  Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка  копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.

На этапе детства число агентов  социализации постоянно растет. существенно  меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.

На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая, социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

Главное на данной стадии социализации - приобретение и освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тогда может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потребность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для “переходных обществ”, каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.

Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.

Социализация  личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего  общества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость    и уникальность каждой личности.

Социальная  жизнь сложна и многообразна в  том смысле, что она включает в  себя не только стабильное, спокойное, правильное, нормальное ее течение, но и отклонения от него, особенно, если мы рассматриваем особенности жизнедеятельности индивида в “кризисном” обществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.

Социологическое объяснение девиации учитывает в  первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма  и Р.Мертона. Исследователи выделяют две главные мысли: “социальная дезорганизация” обозначаетсостояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм); причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). Эти положения считаются сегодня общепринятыми в социологии.9

Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет свою специфику. В  процессе эволюции общества соответственно меняются представления как о  самом обществе, так и положении  индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня  большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка  о позитивном развитии заменяется структурным анализом, прежде всего анализом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Такой подход мы находим у Н.Лумана10.  Он отмечает, что появляется возможность отказаться от сосредоточенного на хозяйстве (“политэкономического”) понятия общества, которое было в ходу  с конца ХУШ века. Начало этому было положено спором между сторонниками идей о преимущественно материальной (экономической) и преимущественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновременно положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически   и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное.  Такие понятия как “социализация” и “роль”, указывают на потребность в теоретическом опосредовании “индивида” и “общества”. Различие “индивида” и “общества” оказывается, наряду с историческим различием, основанием для (построения) теорий11.

Таким образом, кардинально меняются подходы социологов к объяснению понятия общества, индивида в обществе, социальных процессов.             

Р.Парк уже  размышляет от “экологии человека”, что также свидетельствует о переосмыслении взаимосвязанной системы “общество-человек”.

Парк  пишет, что в человеческих сообществах  действует, как и в сообществах  растений и животных, принцип господства. Так называемые естественные или функциональные области городского сообщества - например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков - каждый из   этих районов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно - конкуренции12.

По мнению ученого, культурное сообщество развивается  сходным с биотическим сообществом  образом, однако, несколько сложнее. Изобретения, равно как и внезапные катастрофические изменения, видимо, имеют более важное значение для появления циклических изменений в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же13.

В человеческих обществах, в отличие от сообществ  животных, конкуренция и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем  и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

Человеческое  общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается, если не законом, то нравами.14

Получается, что прогресс способствовал ужесточению  контрольных функций общества. Хотя в России в силу объективных причин данный факт еще не осознается.

Россия  переживает социальный, демографический, экологический и духовно-нравственный кризисы. Распадаются вертикальные управленческие связи, экономические и межличностные отношения. Падает уровень жизни, происходит резкое расслоение общества, деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, разрушены базовые духовно-нравственные основы социального бытия. Нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность.

Социальная  сфера характеризуется кризисом систем образования, воспитания, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., массовой безработицей, появлением миллионов беженцев, бездомных, разгулом преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, и прежде всего - за счет молодежи.

Информация о работе Проблема личности в социологии