Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 07:53, реферат

Краткое описание

Современное состояние российского общества сегодня характеризуется как критическое, что делает проблематичным сохранение нравственного здоровья нации, обеспечение духовной безопасности России. Культура утрачивает функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека. Особенно пагубно ценностно-нормативная неопределенность сказывается на молодом поколении, которое сегодня наиболее остро переживает кризис идентичности.

Содержание

Введение
1. Понятие «личность»
2. Особенности социологического изучения личности
3. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практические задания
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема личности в социологии.docx

— 80.79 Кб (Скачать файл)

Исследование противостояние человека, как целостной личности, и общества, как универсальной социальной системы можно найти в работах Н.Лумана (1927-1998). Это социолог, который стал писать о “мировом обществе”:“Мировое общество конституируется не в силу того, что все большее и большее число лиц, несмотря на пространственное удаление, вступает в элементарные контакты между присутствующими. Так только дополнительно проявляется тот факт, что в каждой интеракции конституируется некоторое “и так далее” иных контактов партнеров, причем возможности (этих контактов) доходят далее до всемирных переплетений и включают их в регуляцию интеракций”25.  В поздних публикациях Луман не только не причислял себя к сторонникам концепции “глобального общества” (т.е. отношение к первому подходу, в систематизации взаимодействия личности и общества, предложенному Монсоном), но и критиковал их, в первую очередь, потому, что эти теоретики, как ему казалось, недооценивают масштабы “децентрализованной и сопрягающей всемирной коммуникации “информационного общества”26.

Л.Козер (р.1913 г.), например, стремился  “дополнить”, “усовершенствовать”  теорию структурно-функционального  анализа. Он пытался доказать, что  коллизии есть продукт внутренней жизни  общества, существующего в нем порядка вещей, самих отношений между отдельными личностями и группами. По Козеру, социальный конфликт— неотъемлемый атрибут социальных отношений. В его изложении любая социальная система предполагает определенное размещение власти, богатства  и позиций статуса среди индивидов и общественных групп27. Группы  или системы, которым не брошен вызов, не способны к творческой реакции. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта является выяснение сравнительной силы конфликтующих сторон, сила противников должна быть оценена до наступления конфликта, антагонистические интересы могут быть урегулированы  бесконфликтным образом.

 Суть социального конфликта  в теории Р.Дарендорфа (р. 1929 г.) составляет  антагонизм власти и сопротивления.  Он считал, что власть всегда  подразумевает безвластие и потому - сопротивление. Диалектика власти и сопротивления есть движащая сила истории. Власть порождает конфликт. Причину конфликта исследователь видит в неравенстве  положения, занимаемого людьми. Дарендорф создал типологию конфликтов по отношению к власти внутри социальных групп, между группами, на уровне всего общества и конфликтов между странами28.

Итак, первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят  из доминантного положения общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей “высокого” порядка, оставляя в тени сферу субъективных, личностных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается  над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями.  О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, но он считал, что это всего лишь организующая сила общества, Дюркгейм считал, что профессиональная специализация, все более и более выполняет ту интегрирующую роль. По Парсонсу “Система личности” является составляющей социальной системы, а общество есть социальная система, достигшая наивысшего уровня самодостаточности в отношении к своему окружению. Личность (как и организм, и физико-органическое окружение) располагается “ниже” социальной системы в кибернетической иерархии. Понимание  общества во всех этих взглядах - реальность особого рода, отличной от всех других видов.

 Второй подход, предложенный  Монсоном к решению вопроса  о взаимосвязи личности и общества, смещает центр своего внимания  в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М.Вебера, а из современных представителей можно назвать такие направления как символический интеракционизм (Г.Блюмер), феноменологию (А.Шюц, Н.Лукманн) и этнометодологию (Г.Гарфинкель, А.Сикурел), социальную драматургию И.Гофмана.

М.Вебер (1864-1920) - основоположник “понимающей” социологии и теории социального  действия. Главной идеей веберовской  социологии было обоснование возможности  максимально рационального поведения,   проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Он отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как “общество”, “народ”, “человечество”, “коллективное” и т.д. Предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку  именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением29.

Основателем теоретических построений символического интеракиионизма принято  считать Д.Г.Мида (1863-1931) и его книгу  “Разум, Я и Общество”.

В наиболее четкой и краткой форме  основные предположения теории символического интеракционизма изложены в работе Г.Блюмера (1900- 1987) “Символический интеракционизм: “Перспективы и метод”30:

  1. Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают.
  2. Сами значения - продукт социального взаимодействия между индивидами.
  3. Значения изменяются и применяются посредством интерпретации -  процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), его окружающих.

             Здесь мы наблюдаем основополагающую  роль деятельность индивида, личности, значений, которые человек придает  окружающему. 

Одним из ярких представителей феноменологического  подхода  в социологии является А.Щюц. Свои основные взгляды Щюц отразил  в основополагающем труде “Феноменология социального мира”31. Ученый полагал, что мир вокруг нас есть продукт нашего сознания, иными словами можно сказать, что он считал, что существует только то (для человека), что осознанно и “переведено” в знаки (символы). Переход от личности к обществу Щюц описывает следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный “запас знаний” должен быть “разделен” с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе “само собой разумеющихся понятий”, создавая то, что Щюц называет  “жизненным миром”. Вероятно, “жизненный мир” Щюц как раз и отождествляет с понятием “общество”. То есть, “индивидуальные запасы знаний”, характеризующие личность, совмещаясь, образуют субстанцию “общество”.

Попытка построения феноменологической теории общества представлена в работе П.Бергера (р.1929г.), написанной в соавторстве  с Т.Лукманном (1927 г.р.)32. “Само собой разумеющиеся” значения  рассматриваются учеными как основа социальной организации, но авторы обращают  большее внимание  на значения, вырабатываемые совместно  и стоящие как бы “над индивидом”. Общество оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные “надстоящие” ценности  и значения, которых впоследствии и придерживается. Здесь индивид (основа развития личности в современном представлении) оказывается создателем общества, т.е. в данном случае приоритет во взаимодействии отдается именно ему.

Основоположник этнометодологической школы - Г.Гарфинкель (р.1917г.). Его интересовало то, каким образом возможно рациональное корректное описание практических повседневных социальных взаимодействий. Что есть индивид, Гарфинкель формулирует в духе подхода Т.Парсонса - “член коллектива”. Взаимное понимание между индивидами не сводится к формальным правилам регистрации явлений, служащим для предсказания будущего поведения друг  друга. Оно является своего рода соглашением, служащим нормализации всего того, чем  может на практике оказаться социальное поведение.

Социальное же взаимодействие, по Гарфинкелю. может быть корректно описано по аналогии с игрой. С этой точки зрения становится возможным выявить как совокупность основных правил, которые те, кто стремится им подчиниться, считают правилами нормального взаимодействия, так и способы осмысливания с помощью этих правил конкретных социальных ситуаций их участниками33.

И. Гоффман (1922-1982) внес значительный вклад  в современную социологию благодаря  своим исследованиям социальных взаимодействий, контактов, собраний и  малых групп, отраженным в таких  публикациях как "Поведение в  общественных местах", "Ритуал взаимодействий"  и "Отношения на публике" . Он также  занимался ролевым анализом ("Контакты"). Больше всего его интересовали составляющие мимолетных, случайных и кратковременных  контактов, иными словами – социология повседневной жизни. В целях поиска определенной упорядоченности таких  контактов Гофман при анализе  процессов инсценировки социальных встреч в работе "Представление  самости в повседневной жизни" использовал аналогию с драмой (“драматургический  подход”). Все аспекты жизни –  от глубоко личных до общественных он попытался описать в театральных  терминах. Руководство “представлением” осуществляется постоянно, как если бы человек был одновременно продюсером, ангажирующим себя на роль, актером, ее исполняющим, и режиссером, следящим за исполнением. То есть взаимодействие личности и общества происходит исходя из роли, которую человек (личность) исполняет.

Итак, второй подход, предложенный Монсоном к решению вопроса о взаимосвязи  личности и общества, смещает центр  своего внимания  в сторону личности. По этой традиции получается, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Вебер считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку  именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. А.Щюц видел во всем основополагающую роль сознания. П.Бергер и  Т.Лукманн писали о том, что общество оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные “надстоящие” ценности  и значения, которых впоследствии и придерживается. Другие социологи, “сторонники” этой традиции считали основой во взаимодействии общества и личности символы (знаки), которыми оперирует человек.

Монсон сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как  бы “серединную” позицию между  подходами, которые мы описали выше. Одним из основателей этой традиции был П.Сорокин, а одной из современных социологических концепций - теория действия, или теория обмена (Дж.Хоманс).

П.Сорокин (1889-1968) является автором  таких известных  книг. как “Система социологии” (1920), “Социальная мобильность” (1927). “Современные социологические  теории” (1928), “Социальная и культурная динамика” (1937-1941), “Общество, культура и личность”(1947) и многие другие.

Сорокиным сформулирован исходный тезис о том, что социальное поведение  основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения  суть “переменные” величины. Все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознателъных (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от случайных и временных агрегатов (типа толпы), характеризуемых отсутствием ясных связей между людьми, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных “эго” - конституирующих общество членов. Поэтому любое общество можно оценить только через призму присущей ему системы значений, норм и ценностей. Эта система суть одновременное культурное качество34.

Скрытые в социосознательных индивидах  и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях  человеческой цивилизации, сохраняясь также и в дискретные периоды культурной истории (войны, революции и т.п.).

Итак, все  люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных, и социосознательных регуляторов. Т.е. взаимоотношения происходят благодаря социосознательных, например, регуляторов, а регуляторы, в свою очередь, возникают благодаря наличию индивидов (личностей). Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации.

Д.К. Хоманс (1910 г.р.) характеризовал задачу собственной  социологии следующим образом: “Хотя социологи будут делать много эмпирических открытий, центральная интеллектуальная проблема социологии не аналитическая; эта проблема открытий новых фундаментальных положений. Я думаю, основные положения уже открыты, и они психологические. Данная проблема скорее синтетическая, т.е. проблема показа того, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетается для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур”.35  По мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складывается только из действий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения.

Как отмечал Хоманс, “секрет социального  обмена между людьми заключается  в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для вас, чем для него”36.

Итак, третий подход, изложенный Монсоном к решению вопроса о взаимосвязи  личности и общества можно назвать  совмещающим два первых подхода. Ни одно из этих понятий не является доминирующим над другим, более того, они взаимосвязаны: одно не может  существовать без другого. Все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных, и социосознательных регуляторов. Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации. Хоманс считает, что люди вступают в систему социальных взаимоотношений на основе социального обмена между собой. Поэтому нельзя говорить о том, что общество доминирует над личностью, или, напротив, личность приоритетна над обществом.

Еще один подход, изложенный Монсоном, - марксистский. Марксистская социология -  подходы в академической социологии, использующие марксизм. Марксизм – общая совокупность главным образом теоретических работ, претендующих на развитие, исправление или пересмотр произведений Маркса (1818-1883) практиками, относящими себя к его последователям37. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себя несколько целей, одна из которой была “понять и объяснить положение человека, каким видел его в капиталистическом обществе”38. Цель эта не была в строгом смысле социологической (чего Маркс и не утверждал), но его мысль оказала глубокое воздействие на  развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых. По существе, К.Маркс считал, что положение человека при капитализме характеризовалось отчуждением, то есть оторванностью людей от своего мира, продуктов, товарищей и самих себя. Его теория опирается на следующие представления: экономика оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а так же о своем обществе. Согласно Марксу, экономические отношения составляют основу общества, имеющую надстройку из неэкономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой.

Информация о работе Проблема личности в социологии