Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 07:53, реферат
Современное состояние российского общества сегодня характеризуется как критическое, что делает проблематичным сохранение нравственного здоровья нации, обеспечение духовной безопасности России. Культура утрачивает функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека. Особенно пагубно ценностно-нормативная неопределенность сказывается на молодом поколении, которое сегодня наиболее остро переживает кризис идентичности.
Введение
1. Понятие «личность»
2. Особенности социологического изучения личности
3. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практические задания
Используемая литература
По типу объяснения социальных явлений этот подход схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как другие традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную. Главная роль в социальном развитии отводилась Марксом производственным отношениям, а неэкономические институты – государство, религия и др. – играют лишь относительно автономную роль в социальном развитии. Взгляды К.Маркса выведены Монсоном в отдельную модель отношений личности и общества, вероятно, в силу этого экономического подхода. Понятие “личность” Марксом вовсе не рассматривалось, но подразумевалось в значениях “человек в капиталистическом обществе”, “человеческое сознание”. По мнению Маркса, сознание отражало материальные условия существования, в которых находились классы (из которых состоит общество). Итак, доминантой в понятиях “личность” и “общество” К.Маркс считал общество (классы, экономическое положение).
В центре внимания социологии всегда были и продолжают находится проблемы взаимодействия личности и общества. Это один из основных вопросов в социологии, ибо именно от его решения зависит то или иное понимание сущности личности и общества, их организации” жизнедеятельности, источников и путей развития. Социологи немало спорили о приоритете личности и общества. Наверное, действительное его решение не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Ясно одно, что нет и не может быть совершенствования общества вне свободного и всестороннего развития личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.Наш анализ различных школ, направлений и течений социологической теории не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического наследия западных социологов, а выделяет лишь ключевые моменты, составляющих базу научных исследований по проблеме “личность - общество”.
Заключение
Изложение основного содержания исследования позволяет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:
1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъявляемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю.
2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и социологии о приоритете личности или общества заключается не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.
3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием различных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими.
Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.
4. Учитывая многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особенностей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.
Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:
I) неблагоприятная политическая и социально-экономическая ситуация;
2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;
З) нарушение механизма культурной преемственности, неспособность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и культуру как исторически устойчивую целостность;
4) кризис национальной идеологии;
5) высокий уровень конфликтности в обществе;
б) массовая утрата социально-культурной идентичности;
7) падение уровня жизни
8) массовая безработица;
9) широкий спектр явлений
5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, основанных на нравственности и рационализме.
В обозримом
будущем в нашем обществе скорее
всего будут существовать три
системы социокультурных
Особой акцент необходимо сделать на молодежной политике, которая должна создать условия формирования, развития и социальной востребованности личностного потенциала молодых людей, создать благоприятные экономические и правовые гарантии, которые будут способствовать улучшению качества жизни молодежи.
Литература
1Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С.22-23.
2 Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.
3Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С. 24.
4Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. – Ростов-на-Дону. – Феникс, 2000, С. 67.
5Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 с.72.
6Там же. - с.74.
7Казаринова Н.В. Филатова О. Г. Хренов А.Е. Социология: Учебное пособие. – М., 2000, С. 10.
8Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1997,с.76.
9Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.с.180-181.
10Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. – М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 1999,с.198.
11Там же.
12Парк Р. Экология человека//Теория общества. Сборник (Под общ. ред.А.Ф.Филиппова,с.391.
13 Там же.
14 Там же. С. 399.
15 Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ.ред.А.Ф.Филиппова,с.73.
16Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ.ред.А.Ф.Филиппова С.75.
17Социология. Учеб.пос. (Под ред.Э.В.Тадевосяна.-М.:3нание, 1995,с.144.
18 Монсон П. Современная западная социология. - СПб,1992. С. 24.
19 История социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,1997,с.35.
20 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии.-М..1991,с.122.
21 Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб.,1996,с.69.
22 Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб.,1996,, с171.
23 Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб.,1996,с.69.
24 Там же.с.173.
25 Теория общества. Сборник ( Пер. с нем, англ.) Вступ. ст. сост. И общ. Ред. А.Ф. Филиппова. – М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 1999, с.14.
26 Там же, с.14-15.
27 История социологии // Под общ.ред.А.Н.Елсукова.-М.,1997,
28 Там же. с.214.
29 Социология. Учеб.пос.// Общ.ред. Э.В.Тадевосяна, . – М., Знание, 1995, с.63.
30 Громов И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. с.205.
31 Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль. - М.:МГУ,1994.
3 Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. -М.:Медиум,1995.
33 История социологии //Под общ.ред. А.Н.Елсукова.. – Мн.: Высш. шк., 1997. с.246-248.