Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:51, реферат
Сегодняшнее понимание термина «техника» имеет определённую преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны – оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь чёткое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.
Для наиболее полного представления о рассматриваемой проблеме, важно обратить внимание на то, как в современных философских социологических теориях определяется термин «техника».
Сегодняшнее
понимание термина «техника»
имеет определённую
«Та сфера деятельности
которая может рассматриваться
как область существования
И всё же – это
не единственная область
«Мы знаем также – если продолжить эту мысль- и о «технике» мышления и дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о «технике любви». Говорят также и технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как «психотехника» и «социотехника», свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения». Поэтому «техника» и в современном её понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы бытия и отношений между людьми.
1.2 Влияние техники на человека
Н. Бердяев
считает, что человечество
Техника раскрывает новую ступень действительности, и эта действительность есть сознание человека, результат прорыва духа в природу и внедрение разума в стихийные процессы.
И вот трагедия в том, что «творение восстаёт против своего творца, более не повинуется ему». Мы это видим во всех процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек занимается машиной, техника заменяет органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает новые иррациональные последствия в социальной жизни. Так рационализация промышленности пораждает безработицу, величайшее бедствие нашего времени. Труд человека заменяется машиной, что есть положительное завоевание, которое должно было бы уничтожить рабство и нищету человека. Но машина совсем не повинуется тому, что требует от неё человек, она диктует свои законы. «Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без тебя всё буду делать, ты же можешь пропадать». Система Тейлора есть крайняя форма рационализации труда, но она превращает человека в усовершенствованную машину. Машина хочет, чтобы человек принял её образ и подобие. «Но человек есть образ и подобие Бога и не может стать образом и подобием машины, не перестав существовать. Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нём всегда остаётся иррациональное начало». Но техника, по мнению Н.Бердяева ,хочет овладеть духом и рационализировать его, превратив в автомат, поработить его. И это «титоническая борьба человека и технизируемой им природы».
Сначала человек
зависил от природы и
Техника даёт
человеку «чувство страшного
могущества, и она есть пораждение
воли к могуществу и к
Техника наносит
удары гуманизму,
Техника перестаёт быть нейтральной, она делает человека космиургом. По сравнению с орудиями, которые современная техника даёт в руки человека, прежние его орудия кажутся игрушечными. Это особенно видно на технике войны. Разрушительная сила прежних орудий войны была очень ограниченна, всё было очень локализовано. Старыми пушками, ружьями и саблями нельзя было истребить большой массы человечества, уничтожить больше города, подвергнуть опасности самое существование культуры. Между тем как новая техника даёт ему эту возможность. И во всё техника даёт человеку страшную силу, которая может стать истребительной. Скоро мирные учёные смогут производить потрясения не только исторического, но и космического характера. Небольшая кучка людей, обладая секретом технических изобретений, сможет тиранически держать в своей власти всё человечество. Это вполне можно себе представить. Но когда человеку даётся сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда всё делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу.
Не остались
в стороне от проблемы «
Радикальная
революция мировоззрения в
Величайшие
достижения в развитии техники
дают человеку возможность
Во все сферах
своего бытия человек будет
окружён всё более плотно
Большую опасность представляет громадный объём доступной информации. Легкодоступность всё больше отнимает у человека необходимость осмысливать то, что он услышал и прочитал.
Под угрозой
находится «укоренённость» , под
которой подразумевается не
Здесь же
М.Хайдеггер указывает на пути
выхода из складывающейся
«Отрешённость
от вещей» Хайдеггер объясняет
как особое отношение к миру
вещей. «Мы можем сказать «да»
неизбежному использованию
В тоже время
«смысл техники скрыт от нас»,
но он постоянно нас
Таким образом Хайдеггер показывает, что нет смысла противопоставлять себя технике и, тем более, отказываться от неё. Но нельзя позволять технике проникать и искажать сущность человека.
Сегодня- в
отличии от периода
Понятно, что
такие изменения зависят не
только от того, какие пропорции
сложились к настоящему
Чтобы выявить
эти виды производственной
Важно также учитывать, что в связи с автоматизацией производства встал вопрос об отнесении к числу самостоятельных производственных отраслей деятельность по переработке информации. Для дальнейшего повышения эффективности вещного производства требуются таким образом, как те его системы, которые Маркс называл костной, мускульной и сосудистой, так и искусственная "нервная" система производства, т.е. техническая система, которая осуществляла бы основную массу операций по регуляции его технологических процессов.
"Костно-мускульная" система производства создается в основном в
процессе индустриализации, когда "с введением машин общественное
производство в крупном масштабе обретает силу, для того, чтобы целиком вводить в процесс труда продукты, представляющие большое количество прошлого труда, целиком вводить их в процесс труда в качестве средств производства..." .
Однако эти большие количества прошлого труда в подавляющей части представляют труд, затраченный на производство вещей, вещных средств к жизни. Для создания "нервной" системы производства этого уже не достаточно. Необходимы автоматические средства фиксации, хранения, переработки и выдачи информации - средства информатики, информационной автоматики. Их создание требует большого количества и того труда, который нужен в производстве информационных, знаковых средств к жизни. Обусловлено это не только тем, что технические средства информатики являются наукоемкой продукцией, для производства которой нужны большие объемы научно-технической информации, значительные затраты труда в сфере научных исследований и опытно- конструкторских разработок. В состав средств информатики всегда входят не только технические но и определенные математические и программные средства.
Информация о работе Проблема «человек-техника» на современном этапе