Проблемы анимационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Под влиянием политических, социально-экономических, культурных тенденций современная сфера досуга претерпевает в настоящее время значительные изменения. Достижения и противоречия цивилизации XXI века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека потребности и способности рационально строить свое свободное время, осуществлять выбор созидательных форм досуга.

Вложенные файлы: 1 файл

АД проблемы перспективы.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

Реализация функционального подхода  к развитию анимационной деятельности учреждений культуры требует учета  широкого разнообразия направлений  анимационной деятельности (туристическое, социально-педагогическое, гостиничное, санаторно-курортное, школьное, театральное, музейное и др.), которое проявляет  себя как специфическая черта  современной социально-культурной практики.

Реализация функционального подхода  к развитию анимационной деятельности учреждений культуры требует знаний типологических особенностей, существующих в практике, анимационных программ и их типологических признаков, среди которых ведущим выступает метод технологической организации данных программ.

В современной анимационной практике используются следующие типы программ: игровые, основанные на ведущем организационном  методе игры; конкурсно-игровые и  конкурсно-зрелищные, в которых ведущим  типологическим признаком выступает  метод соревнования; фольклорные  и зрелищно-театрализованные, в основе организации которых лежит метод  театрализации; художественно-публицистические, основным организующим методом которых  выступает метод иллюстрации; танцевально-развлекательные, основанные на методе ритмического движения; спортивно-оздоровительные, в основе технологической организации которых лежит метод физической релаксации и рекреации.

Ведущим технологическим компонентом  формирующего воздействия выступает  содержание анимационной программы, являющееся объектом психологического восприятия реципиента.

Внимание аниматоров к моделированию  содержания анимационной программы  должно базироваться на психологических  законах восприятия, на таких сущностных характеристиках, как восприятие не сводимо к сумме отдельных  ощущений, а представляет собой качественно  новую ступень чувственного познания; восприятие связано с мышлением, осуществляющим отбор и коррекцию  воспринимаемых явлений и процессов  окружающей действительности; формирование на основе восприятий устойчивых представлений  о мире вещей и явлений.

Осуществленной опытно-экспериментальной  работой с учетом вышеизложенных требований была доказана более высокая  результативность анимационной деятельности учреждений культуры.

Реализация функционального подхода  к развитию анимационной деятельности учреждений культуры зависит от субъекта - аниматора, его профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка должна представлять собой систему научно-теоретических, технологических знаний, а также  практических навыков и умений, формирующихся  путем организации специально разработанных  социально-психологических тренингов.

На основании выводов, полученных в ходе нашего исследования, мы сформулировали следующие практические рекомендации по развитию и совершенствованию  анимационной деятельности учреждений культуры.

1. Считать анимационную деятельность  инновационным направлением социально-культурной  деятельности, укоренившимся в российской  социально-культурной практике как в вертикальном, так и в горизонтальном измерениях и выражающимся в постоянном развитии и движении к формированию целостной анимационной модели деятельности.

2. Анимационную деятельность как  вид деятельности следует рассматривать  с позиций целостного технологического  процесса, основополагающим началом  которого является функциональная  основа, выражающаяся в теоретико-методологическом  обосновании базовой структуры  функций данной деятельности.

3. В целях дальнейшего профессионального  развития и совершенствования  анимационной деятельности необходимо  вести целенаправленную теоретическую  подготовку студентов вузов культуры  и искусств факультетов социально-культурной  деятельности путем внедрения  в предмет «Анимационная деятельность»  следующих тем лекций и семинаров:  «Основные направления развития  анимационной деятельности в  социокультурной практике России»,  «Характеристика сущностно-функциональных  свойств анимационной деятельности»,  «Психолого-педагогические основы  анимационной деятельности», «Функциональный  подход как основа целостного  технологического процесса реализации  анимационной деятельности», «Типология  современных анимационных программ»,  «Социально-психологический тренинг  - основа практической подготовки  аниматора к будущей профессиональной  деятельности».

4. Расширить содержание учебных  программ по предмету «Анимационная  деятельность» путем дополнения  в учебный курс теоретических  и практических материалов данного  исследования - в частности сущности  и содержания анимационной деятельности, функциональной структуры, технологий  внедрения в анимационную практику  функционального подхода, комплекса  социально-психологических тренингов  как метода практической подготовки  аниматоров к профессиональной  деятельности.

5. Целесообразно на базе ИДПО  вузов культуры и искусств  осуществлять подготовку аниматоров  к профессиональной деятельности  путем организации курсов и  спецкурсов, семинаров, конференций  и круглых столов, что даст  возможность профессионального  освоения теоретико-методологических  и практических основ данной  профессии. Осуществление этой  задачи требует введения в  рекламный буклет ИДПО соответствующей  информации, основанной на материалах  нашего диссертационного исследования.

6. Продолжить научно-исследовательскую  работу по проблемам развития  и совершенствования анимационной  деятельности в социально-культурной  сфере в плане таких направлений  как:

 

- теоретико-методологическое обоснование  путей формирования целостной  модели анимационной деятельности  в России; разработка теоретических  и технологических основ функционирования  различных профессиональных направлений  анимационной деятельности (музейного,  гостиничного, театрального и др-);

- формирование методических основ  профессиональной подготовки аниматоров  в вузах культуры и искусств для социально-культурной сферы.

В последнее время все больше туристских предприятий и спортивно  -оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.

Слово это довольно быстро прижилось  в кругах специалистов туристского  профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире.

Анимация в туризме рассматривается  как деятельность по разработке и  предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной  частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу  на день, то она включает несколько  анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную  программу, игры на пляже и т.д.

Таким образом, анимационные программы  создаются аниматорами для развлечения  гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Однако интересно, что одна и  та же программа может вызвать  у одних людей положительные  эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

- возраста участников или зрителей;

- уровня образованности;

- пола;

- этнической принадлежности;

- настроения на момент реализации  данной программы и т.д.

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных  программ или мероприятий, чтобы  удовлетворить разные вкусы. Кроме  того, необходимо укрепление материально-технической  базы анимационных служб на туристских предприятиях.

Для того чтобы анимационные программы  были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская  деятельность предполагает наличие  у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать  время выполнения работ, разрабатывать  систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Организация призвана обеспечивать оптимальное  взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных  элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть  технологического процесса требует  строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных  подразделений.

Как правило, таких структурных  подразделений несколько.

 

У каждого организатора свое поле деятельности:

• Организатор спортивно -оздоровительной деятельности отвечает за утреннюю гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейнах и на море, подвижные игры, спортивные соревнования и праздники;

• Организатор развлекательных  программ занимается разработкой сценариев, подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий;

• Организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями;

• Организатор туристско -экскурсионной работы комплектует группы для экскурсий, подбирает экскурсоводов и пр.;

• Менеджер анимационной службы организует и координирует работу всех отделов.

Нередко в обязанности менеджера  на отечественных российских предприятиях входит также решение коммерческих вопросов, вопросов организации рекламной  кампании и многих других, что, конечно, отражается на качестве работы.

К сожалению, немногие туристские и  лечебно-профилактические учреждения могут позволить себе создание полноценной  анимационной службы. В большинстве  из них один или два человека отвечают за все отделы анимационной службы сразу: они и поют, и танцуют, и 

спортивные соревнования проводят, и сами себя рекламируют по местному радио и т.д. При этом вызывают недовольство у собственного руководства, тоскующего об анимации "не хуже, чем  в Турции", выплачивая минимальную  зарплату своим работникам.

Такая организация труда в современных  туристских учреждениях уже неприемлема, и любому грамотному менеджеру это  понятно. Характерными чертами современной  анимационной деятельности являются высокий  уровень культурно -технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации и высокий художественный уровень.

Качество анимационной программы  связано, как правило, с интересными  режиссерскими находками, богатым  арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ.

Отсюда логично вытекает проблема профессионализма аниматоров всех уровней. Современные российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки  и турбазы остро нуждаются  в организаторах досуга, которые  должны уметь планировать его, общаться с людьми, предлагать потребителю  большой выбор интересных, увлекательных  анимационных программ.

Именно поэтому перед учебными заведениями стоит проблема повышения качества подготовки специалистов данного профиля.

В общих чертах суть стратегии профессиональной подготовки заключается в следующем:

- подготовка специалистов с  учетом потребностей туристских  предприятий;

- разработка новых учебных курсов, обеспечивающих качество подготовки  специалистов;

- использование в процессе обучения  новых образовательных технологий;

- увеличение числа практических  занятий, стажировок (в том числе  и заграничных) для отработки  на практике навыков разработки  и реализации анимационных программ  для разных категорий отдыхающих.

Таким образом, в новой структуре  профильного обучения необходимо постоянно  обновлять программы и методику учебного процесса. Необходимо также  создание отраслевого банка типовых  сценариев и циклов рекреационных  занятий для составления программ туристского отдыха на местах с учетом региональных особенностей, а также  типовых планов обслуживания туров  и типовых планов организационно -технических мероприятий для реализации туров.


Информация о работе Проблемы анимационной деятельности