2.2 Правовые особенности
различных форм получения образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья
Дети с ОВЗ
всегда сталкиваются с трудностями
при получении образования. На
их обучение, кроме сложностей, обусловленных
состоянием здоровья, оказывают
влияние такие факторы, как недостаток
контактов с людьми, особенно
со сверстниками, ограниченный доступ
к информационным ресурсам, культурным
ценностям, природе. Все это усложняет
социализацию детей-инвалидов. Для них
создаются специальные образовательные
программы и методы обучения, учебники
и учебные пособия, дидактические и наглядные
материалы. Образовательные учреждения
и прилегающие к ним территории адаптируются
для свободного доступа детей с ОВЗ. Большую
роль в образовании детей-инвалидов стали
играть специализированные технические
средства коллективного и индивидуального
пользования, средства коммуникации и
связи. В настоящее время в РФ насчитывается
около 13 млн. инвалидов, что составляет
примерно 8,8% всего населения[21].
В 2008 году РФ подписала Конвенцию
ООН «О правах инвалидов»[2]. В
соответствии со ст.24 данной Конвенции,
государства-участники обеспечивают инвалидам
доступ к инклюзивному образованию. В
ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 г. № 16, инклюзивное
образование определено как совместное
обучение (воспитание), включая организацию
совместных учебных занятий, досуга, различных
видов дополнительного образования, детей
с ОВЗ и не имеющих таких ограничений[5].
Инклюзивное образование является
одной из форм организации
образовательного процесса для
детей с ОВВЗ. Само понятие
инклюзивного образования подразумевает
под собой такую систему обучения
детей с особыми потребностями
в общеобразовательных школах, которая
обеспечивает равенство всех
учащихся, возможность участия в
полном объеме в жизни коллектива
для каждого из них, полноценное
и полноправное включение каждого
ребенка в общество, исключает
любую дискриминацию детей. При
этом ученика со специальными
потребностями поддерживают сверстники
и все другие члены школьного
сообщества, а программа и процесс
обучения учитывают потребности
каждого ученика. Одним из главных
условий такой формы обучения
является отсутствие при совместном
обучении детей с ОВЗ и не
имеющих таких ограничений, отрицательного
влияния на обучение последних.
Инклюзивное образование базируется
на определенных принципах:
•утверждение о независимости
ценности человека от его способностей
и достижений, о его способности
чувствовать и думать, иметь право
на общение, на то, чтобы быть
услышанным;
•все люди нуждаются
друг в друге, в поддержке и
дружбе ровесников, а подлинное
образование может осуществляться
только в контексте реальных
взаимоотношений;
•для всех обучающихся
достижение прогресса скорее
может быть в том, что они
могут сделать, чем в том, что
не могут, а разнообразие усиливает
все стороны человека[9].
В настоящее время
Постановлением Правительства РФ
от 17.03.2011 г. № 175 утверждена государственная
программа по созданию универсальной
безбарьерной среды, условий для предоставления
детям-инвалидам, с учетом особенностей
их психофизического развития, равного
доступа к качественному образованию
в учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы, т.е. обеспечение совместного
обучения инвалидов и детей без нарушения
здоровья. Такая организация позволит
избежать их помещения на длительный срок
в интернатные учреждения, создать условия
для проживания и воспитания детей в семье
и обеспечить их постоянное общение со
сверстниками. Это будет способствовать
формированию толерантного отношения
граждан к проблемам инвалидов, эффективному
решению проблем их социальной адаптации
и интеграции с обществом. В рамках
программы запланировано к концу 2016 года
увеличить количество образовательных
учреждений, обеспечивающих условия для
беспрепятственного доступа инвалидов,
до 20% от их общего числа. Основными проблемами
инклюзивного обучения являются неготовность
ОУ к включению детей-инвалидов в процесс
обучения. Это связано с их архитектурной
недоступностью, недостаточным количеством
педагогических работников, прошедших
специальную подготовку и обладающих
необходимой для обучения и интеграции
детей-инвалидов компетенцией, недостаточным
уровнем знаний родителями детей-инвалидов
прав, возможностей и потребностей своих
детей и готовности отстаивать их интересы.
Для
детей, которые не имеют возможности
получения инклюзивного образования
открываются специализированные
классы компенсирующего обучения
или специальные ( коррекционные)
классы. Целью открытия компенсирующих
классов является, в соответствии с Приказом
Министерства образования РФ от 08.09.1992
г. № 333, создание для детей, испытывающих
затруднения в освоении общеобразовательных
программ, адекватных их особенностям
условий воспитания и обучения, позволяющих
предупредить дезадаптацию в условиях
ОУ[7]. В них обучаются дети, не имеющие
выраженных отклонений в развитии, но
недостаточно готовые к обучению в ОУ
в связи с низким уровнем сформированности
психологических и психофизических предпосылок
образовательной деятельности. Прежде
всего, это дети с признаками социальной
и педагогической запущенности, со слабо
выраженными симптомами органической
недостаточности или соматической ослабленности.
Работа компенсирующих классов направлена
на устранение недостатков дошкольного
и семейного воспитания детей, компенсацию
нарушений их работоспособности и произвольной
регуляции деятельности, охрану и укрепление
здоровья. Компенсирующие классы могут
быть организованы во всех видах ОУ при
наличии необходимых для этого кадров
и материального обеспечения. Как правило,
такие классы создаются для учеников на
этапе получения ими начального общего
образования. Программа обучения разрабатывается
для них на базе основных общеобразовательных
программ с учетом особенностей обучающихся
и обязательно включает в себя программу
компенсирующе – развивающей работы.
Успешность такой системы обучения во
многом зависит от психолого-педагогических
условий и наличия высокопрофессионального
психологического обеспечения.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288,
специальные (коррекционные) общеобразовательные
учреждения создаются для глухих,
слабослышащих и позднооглохших
детей, детей с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушением опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического
развития и индивидуальных возможностей
обучающихся. Во всех коррекционных
учреждениях ученики могут получать
медикаментозное и физиотерапевтическое
лечение, климатолечение и массаж[6]. Также
с ними проводятся психотерапия, занятия
ЛФК и закаливание. Особенности образовательного
процесса, направление деятельности по
реабилитации обучающихся и уровень реализуемых
образовательных программ определяется
в зависимости от вида учреждения. В настоящее
время, согласно Письму Минобразования
РФ от 04.09.1997 г. № 48, в России существует
8 видов коррекционных образовательных
учреждений. В коррекционном учреждении
должны быть помещения и оборудование
для организации образовательного процесса,
коррекционных занятий, лечебно-восстановительной
работы, трудового обучения и производительного
труда, быта и отдыха обучающихся. К ним
предъявляются особые требования, установленные
действующими нормативами. Основными
проблемами коррекционных учреждений
в условиях недостаточного финансирования
являются соблюдение таких норм, создание
дополнительных улучшенных условий для
обучающихся, а также укомплектованность
квалифицированными специалистами.
Не все
дети могут получать образование
по очной форме обучения. Для
них создаются другие формы
получения образования, например, с
использованием дистанционных образовательных
технологий. Это одна из самых
«молодых» форм обучения, возникшая
благодаря развитию системы компьютерных
телекоммуникаций. Приказом Минобразования
РФ от 30.05.1997 г. № 1050, было разрешено
проводить эксперимент по обучению
дистанционной форме[13]. С 2009 года в
РФ реализуется «Развитие дистанционного
образования детей-инвалидов» программы
приоритетного национального проекта
«Образование» на 2009-2012 годы.
В
соответствии с Приказом Минобрнауки
РФ от 06.05.2005 г. № 137, дистанционные образовательные
технологии представляют собой образовательные
технологии, реализуемые в основном с
применением информационных и телекоммуникационных
технологий при частично или полностью
опосредованном взаимодействии обучающегося
и педагогического работника[10]. Целью
использования такой формы обучения является
предоставление обучающимся возможности
освоения образовательных программ
непосредственно по месту жительства
или пребывания. Соотношение объема проведенных
учебных, лабораторных и практических
занятий, практик, текущего контроля и
аттестации с использованием дистанционных
образовательных технологий и при непосредственном
взаимодействии преподавателя и обучаемого
определяется самим учреждением на основании
рекомендаций специалистов. Учебно-методический
комплекс для такого обучения состоит
из учебных планов ОУ и обучающегося, программы
учебного предмета, дисциплины или курса,
учебников, практикумов, пособий и тестовых
материалов, методических рекомендаций
для обучающегося, позволяющих обеспечить
освоение и реализацию образовательной
программы. У руководящих, педагогических
работников и учебно-вспомогательного
персонала ОУ, реализующего дистанционные
образовательные технологии, должен быть
соответствующий уровень подготовки.
Помещение такого учреждения оборудуется
специальной техникой в соответствии
с утвержденными нормативами. Согласно
Письму Минобрнауки РФ от 30.09. 2009 г. № 06-1254,
дети-инвалиды, обучающиеся на дому, могут
получать образование в данной форме обучения
по образовательным программам начального,
основного и среднего (полного) общего
образования, если они не имеют медицинских
противопоказаний для работы с компьютером[8].
Для осуществления дистанционного обучения
места проживания детей-инвалидов и рабочие
места учителей подключаются к сети Интернет.
Также они оснащаются комплектами компьютерной
техники, цифрового учебного оборудования,
оргтехники и программного обеспечения,
расходными материалами в соответствии
с требованиями Приказа Минобрнауки от21.09.2009
г. № 341, с учетом специфики нарушений здоровья
детей[11]. Должно быть организовано обучение
всех участников образовательного процесса,
в том числе и родителей детей, пользованию
предоставленным оборудованием. Формы
обучения и объем нагрузки зависят от
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья
детей. Имеет большое значение участие
родителей в выборе ребенком учебных курсов,
их техническая помощь обучаемому, правильная
организация рабочего места.
Преимуществами
такой формы обучения являются
высокая эффективность подготовки,
возможность проведения занятий
с несколькими учениками одновременно
при снижении таких затрат
на обучение, как содержание помещений,
оплата проезда учеников и
преподавателей. Обеспечивается активное
вовлечение учащихся в учебный
процесс и возможность управления
им. Дети-инвалиды могут заниматься
в удобное им время, с установлением
индивидуального расписания и
темпа обучения. К каждому ученику
осуществляется индивидуальный
подход, зачастую более внимательный
и результативный, чем при групповом
обучении. Современные компьютерные
телекоммуникации способны обеспечить
передачу знаний и доступ к различной
учебной информации наравне, а иногда
даже более эффективно, чем традиционные
средства обучения.
Основными
проблемами дистанционной формы
обучения детей-инвалидов можно
считать неудовлетворительное финансирование
таких программ и проектов, недостаточный
уровень профессиональной компетентности
специалистов и преподавателей,
технические вопросы, возникающие
при организации работы с сетью
Интернет, качество сопровождения
процесса дистанционного обучения
ребенка родителями детей-инвалидов.
Таким образом, многое делается
для формирования возможности
беспрепятственного доступа детей-инвалидов
в наиболее важные для них
сферы жизни. Дальнейшее повышение
доступности и качества получаемого
образования позволит детям-инвалидам
реализовывать свои права и
основные свободы, обеспечит их
полноценное участие в жизни
общества и успешную социализацию
в будущем[4].
2.3 Инклюзивное
образование в России
Законодательство РФ в области
образования в соответствии с международными
нормами предусматривает гарантии равных
прав на образование для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов.
В настоящее время в России
одновременно применяются три подхода
в обучении детей с особыми образовательными
потребностями:
Дифференцированное обучение
детей с нарушениями речи, слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта,
с задержкой психического развития в специальных
(коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
Интегрированное обучение детей
в специальных классах (группах) в общеобразовательных
учреждениях.
Инклюзивное обучение, когда
дети с особыми образовательными потребностями
обучаются в классе вместе с обычными
детьми.
На сегодняшний день система
образования для детей с особыми образовательными
потребностями находится на пороге неизбежных
изменений. В реальности уже второе десятилетие
в России образовательная интеграция
реализуется в основном методом экстраполяции,
т.е. опытным переносом и адаптированием
к отечественным условиям, модификацией
некоторых, хорошо отработанных и положительно
зарекомендовавших себя за рубежом, форм
образовательной интеграции.
Вместе с тем в настоящее время
в качестве приоритетного направления
развития системы образования детей с
ограниченными возможностями здоровья
рассматривается организация их обучения
и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных
и других образовательных учреждениях,
совместно с другими детьми. Реализация
в России инклюзивного образования
ставит для нашей страны вопрос о необходимости
смены методологии внедрения интеграционных
инноваций в систему образования.
Эту же задачу ставит перед
нами проектная инициатива «Наша новая
школа».
Сегодня России насчитывается
более 2 млн. детей с ограниченными возможностями
(8% всей детской популяции), из них около
700 тыс. составляют дети с инвалидностью
. Наблюдается ежегодное увеличение численности
данной категории детей. В частности, если
в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс.
детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г.
их число приблизилось к 700 тыс. человек.
При этом около 90 тыс.
детей имеют нарушения физического
статуса, что затрудняет их передвижение
в пространстве и доступ к
социально-образовательным ресурсам.
Для расширения доступности
образования для детей-инвалидов, нуждающихся
в обучении на дому, в России интенсивно
развивается дистанционное образование
детей-инвалидов. На его реализацию в 2009
году из федерального бюджета выделены
средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012
годах ежегодный объем финансирования
составит 2,5 млрд. рублей.
В настоящее время на дому в
дистанционной форме обучается уже более
3 тыс. детей. Предполагается, что по итогам
Национального проекта до 2012 года возможность
обучаться в дистанционной форме будет
иметь большинство детей, обучающихся
на дому (по данным из регионов, это около
30 тыс. детей). Всего Более 44 тыс. ребят
получают надомное обучение.
Системное внедрение практики
инклюзивного образования происходит
в России крайне медленно и достаточно
неравномерно. В отдельных регионах (Москва,
Самара, Архангельск) эти процессы значительно
продвинулись в своем развитии, в других
регионах эта практика только начинает
складываться.
В основном это обобщение педагогического
опыта, наработанного в российских школах,
внедряющих инклюзивные подходы; анализ
новых подходов, складывающихся в управлении
и финансировании процесса обучения детей
с особыми образовательными потребностями.