Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:33, курсовая работа
Актуальность. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении
Сегодня всем понятно, что без мощной финансовой поддержки инклюзия в образовании долго не проживёт. Принцип «деньги следуют за учеником» пока не имеет конкретных механизмов своей реализации. Нормативно-подушевое финансирование рассчитывается не на ребёнка, а на тип образовательного учреждения. В обычной общеобразовательной школе инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует дополнительных финансовых вложений:
В 2010 году норматив финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования составляет соответственно:
Однако, до настоящего времени не определен механизм поступления норматива СКОШ на ребенка с ОВЗ, пришедшего в массовую школу.
В Москве разрабатывается проект Стратегии развития инклюзивного образования. И современный период (2009- 2012 г.г.) определён в ней как переходный.
На сегодняшний день во всех округах г. Москвы определены образовательные учреждения, в которых осуществляется инклюзивная практика - на сентябрь 2010 года это 186 образовательных учреждений. В каждом из административных округов созданы Окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. В большинстве округов при Управлениях образования действуют Координационные советы по развитию инклюзивного образования.
Институтом проблем инклюзивного образования разработаны Программы повышения квалификации для педагогов, руководителей, координаторов и специалистов сопровождения, а также в рамках ФГОС третьего поколения Основная образовательная программа "Педагогика и психология инклюзивного образования" по подготовке бакалавров и магистров.
ВЫВОДЫ
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии — если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться — мы должны создать подходящие условия для их обучения.
Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В законопроекте "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе" (2001 г.) подчеркивается: "Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах". Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Рассмотренные выше понятия и принципы инклюзивного обучения, на наш взгляд, могут быть полезны в отечественной практике образовательной интеграции. Можно также надеяться, что анализ имеющихся данных социологических опросов поможет сориентироваться субъектам системы образования в работе по преодолению трудностей обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе. К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дементьева, Изабелла Федоровна (заведующая лабораторией; доктор социологических наук). Инклюзивное образование: проблемы и перспективы / Изабелла Федоровна Дементьева, Светлана Анатольевна Сопыряева // Народное образование . – 2012. - №4. – С. 182-185. – (Технология и практика обучения). Об опыте образования детей инвалидов.
2. «Конвенция о правах инвалидов» Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН
3. Морозов, Н. И. Правовое
пространство инклюзивного
4. Нечепоренко, А. Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Нечепоренко // Коррекционная педагогика. – 2011. - №5. – С. 15-19.
5. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» Закон г. Москвы от 28.04.2010г. №16
6. «Об утверждении Типового
положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении
7. «Об утверждении Примерного
положения о классах
8. «Об использовании
9. «О государственной
программе Российской
10. №О проведении эксперимента
в области дистанционного
11. «О рекомендациях по
организации деятельности по
созданию условий для
12. «О реализации Постановления
Правительства Российской
13. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов» Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48
14. ст. 18 Закона города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
15. Пугачев, А. С. Инклюзивное
обучение как средство
16. Суворов, А. В. Инклюзивное
образование и личностная
17. Трубилина, М. Инклюзивное образование / М. Трубилина // здоровье школьника. – 2012. - №9. – С. 10-16.
18. Интернет источник / http://ru.wikipedia.org/ Википедия - свободная энциклопедия/ Инвалидность
19. Интернет источник
/ http://www.help-patient.ru/
20. Интернет источник / mon.gov/ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица1. Что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу (в % к числу опрошенных)
Респонденты |
Состояние окружающей среды |
Финансирование школ |
Квалификация учителей |
Образовательные программы |
Законодательство |
Социальные установки в обществе |
Предпочтения родителей детей инвалидов |
Родители |
96 |
79,3 |
78,1 |
74,8 |
64,4 |
57,8 |
49,6 |
Учителя |
97,7 |
84,6 |
87,9 |
90,5 |
74,3 |
59,5 |
46,5 |
Информация о работе Проблемы инклюзивного образования в России