Проблемы инклюзивного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

 

Сегодня всем понятно, что без мощной финансовой поддержки инклюзия в образовании долго не проживёт. Принцип «деньги следуют за учеником» пока не имеет конкретных механизмов своей реализации. Нормативно-подушевое финансирование рассчитывается не на ребёнка, а на тип образовательного учреждения. В обычной общеобразовательной школе инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями  здоровья требует дополнительных финансовых вложений:

В 2010 году норматив  финансовых затрат на содержание одного      обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования составляет соответственно:

  • в средних общеобразовательных школах - 63.112 рублей, 
  • в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах - 157831  рублей (норматив больше в  2,5 раза).

 

Однако, до настоящего времени не определен механизм поступления норматива СКОШ на ребенка с ОВЗ,  пришедшего в массовую школу.

В Москве разрабатывается проект  Стратегии развития инклюзивного образования. И современный период (2009- 2012 г.г.) определён в ней как переходный.

На сегодняшний день во всех округах г. Москвы определены образовательные учреждения, в которых осуществляется инклюзивная практика - на сентябрь 2010 года это 186 образовательных учреждений. В каждом из административных округов созданы Окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. В большинстве округов при Управлениях образования действуют  Координационные  советы по развитию инклюзивного образования.

Институтом проблем инклюзивного образования разработаны Программы повышения квалификации для педагогов, руководителей, координаторов и специалистов сопровождения, а также в рамках ФГОС третьего поколения Основная образовательная программа "Педагогика и психология инклюзивного образования" по подготовке бакалавров и магистров.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии — если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться — мы должны создать подходящие условия для их обучения.

Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В законопроекте "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе" (2001 г.) подчеркивается: "Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах". Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

Рассмотренные выше понятия и принципы инклюзивного обучения, на наш взгляд, могут быть полезны в отечественной практике образовательной интеграции. Можно также надеяться, что анализ имеющихся данных социологических опросов поможет сориентироваться субъектам системы образования в работе по преодолению трудностей обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе. К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.  Дементьева, Изабелла  Федоровна (заведующая лабораторией; доктор социологических наук). Инклюзивное  образование: проблемы и перспективы / Изабелла Федоровна Дементьева, Светлана Анатольевна Сопыряева // Народное образование  . – 2012. - №4. – С. 182-185. – (Технология и практика обучения). Об опыте образования детей инвалидов.

2. «Конвенция о правах  инвалидов» Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН

3. Морозов, Н. И. Правовое  пространство инклюзивного образования / Н. И. Морозов // Мир образования  – образование в мире. – 2012. - №1 (45). – С. 122-130. – (Педагогический поиск: проблемы и суждения)

4. Нечепоренко, А. Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Нечепоренко // Коррекционная педагогика. – 2011. - №5. – С. 15-19.

5. «Об образовании лиц  с ограниченными возможностями  здоровья» Закон   г. Москвы от 28.04.2010г. №16

6. «Об утверждении Типового  положения о специальном  (коррекционном) образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями  здоровья» Постановление  Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288

7. «Об утверждении Примерного  положения о классах компенсирующего  обучения» Приказ Минобразования  РФ от 08.09.1992г. №333

8. «Об использовании дистанционных  образовательных технологий» Приказ  Минобрнауки РФ от 06.05.2005г. № 137

9. «О государственной  программе Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011-2015 годы»  Постановление правительства РФ  от 17.03.2011г. № 175

10. №О проведении эксперимента  в области дистанционного образования»  Приказ Минобразования РФ от 01.05.1997г. № 1050

11. «О рекомендациях по  организации деятельности по  созданию условий для дистанционного  обучения детей-инвалидов, нуждающихся  в обучении на дому, в субъекте  Российской Федерации» Письмо  Минобрнауки РФ от 30.09.2009г. № 06-1254

12.  «О реализации Постановления  Правительства Российской Федерации  от 23 июня 2009 г. № 525» Приказ Минобрнауки РФ от 21.09.2009г. № 341

13. «О специфике деятельности  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений 1-8 видов» Письмо Минобразования  РФ от 04.09.1997г. №48

14. ст. 18 Закона  города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

15. Пугачев, А. С. Инклюзивное  обучение как средство интеграции  в трудовую деятельность / А. С. Пугачев // Среднее профессиональное образование. – 2012. - №7. – С. 5-6. – ISSN 1990-679X. – (Модернизация образования).

16. Суворов, А. В. Инклюзивное  образование и личностная инклюзия / А. В. Суворов // Психологическая наука  и образование. – 2011. - №3. – С. 27-31. – ISSN1814-2052. – (Теоретико-методологические основы).

17. Трубилина, М. Инклюзивное  образование / М. Трубилина // здоровье школьника. – 2012. - №9. – С. 10-16.

18. Интернет источник / http://ru.wikipedia.org/ Википедия - свободная энциклопедия/ Инвалидность

19.  Интернет источник / http://www.help-patient.ru/oncology/disablement/

20. Интернет источник / mon.gov/ru/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица1. Что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу (в % к числу опрошенных)

 

Респонденты

Состояние

окружающей

среды

Финансирование

школ

Квалификация

учителей

Образовательные

программы

Законодательство

Социальные

установки

в  обществе

Предпочтения

родителей

детей

инвалидов

Родители

96

79,3

78,1

74,8

64,4

57,8

49,6

Учителя

97,7

84,6

87,9

90,5

74,3

59,5

46,5


 


Информация о работе Проблемы инклюзивного образования в России