Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России.
Задачи работы:
1. Описать социальное обслуживание как вид социальной работы.
2. Рассмотреть социальные потребности пожилых людей.
3. Охарактеризовать перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста.
Введение 3
1. Социальное обслуживание как вид социальной работы 5
2. Социальные потребности пожилых людей 10
3. Перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста 15
Заключение 23
Список литературы 25
В России в настоящее время проживает свыше 20,9 % лиц старше трудоспособного (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше). По прогнозам ряда ученых доля этого населения будет возрастать и к 2030 году составит около 23%, к 2050 году – 26%6.
Пожилые люди – одна из
самых представительных демографических
и социальных групп населения. Биологические
особенности пожилых
Социальные особенности касаются и социального статуса, который определяется местом в современном обществе, в различных социальных системах, общностях, в собственной семье. Он отражается во взаимоотношениях пожилых людей с другими возрастными группами. В этом аспекте различают две крайние позиции: одна - положение пожилых людей, как старейшин, не обладающих формальной властью, но реально являющихся лидерами в макро- или микроколлективах; другая - положение изгоев, приводящее к снижению или полному прекращению взаимодействия пожилых людей с другими людьми.
Все вышеизложенное откладывает существенный отпечаток на поведение пожилых людей, которые все далее и далее отходят от социально активной жизни, становясь одинокими даже при наличии семьи. У них формируется определенный образ жизни, который в свою очередь предопределяет особенности поведения, для которого характерным становится постепенное угасание интересов, снижение эмоциональности и круга притязательности в отношении потребностей и их удовлетворения. Весьма сильно страдают потребности в общении пожилых людей, что, впрочем, зависит от индивидуальных особенностей личности и социокультурной среды, в которой находится пожилой человеке.
Социальные проблемы пожилых людей существуют во всех странах, возникли они достаточно давно и изменяются вместе с развитием общества. На всем протяжении истории человечества возникновение и решение таких проблем зависело от особенностей общественного восприятия роли и значимости старшего поколения в жизнедеятельности и развитии общества на микро и макроуровнях. Проблемы пожилых людей, решаемые посредством социальных услуг касаются, социально-психологической адаптации пожилых людей в определенных социально-экономических условиях, а также они в значительной степени зависят от государственной социальной политики, роли общества в ее формировании и реализации.
Возрастные изменения и
Согласно концепции
Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом, индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентаций, индивидуальной и социальной воли человека к достижению этих целей.
Такой методологический подход в определенной мере разъясняет заниженную общественную оценку роли пожилых людей на протяжении длительной истории человечества.
С возрастом существенно
Социальное положение пожилых людей – одной из самых представительных социальных групп населения страны, за последние годы претерпело существенное изменение. Годы современных российских реформ характеризовались существенными упущениями в области социальной политики вообще и конкретно применительно к пожилым гражданам. Вследствие проводимых в стране экономических и политических преобразований пожилые люди неоднократно практически полностью теряли свои сбережения, и в результате для большинства ныне живущих из них основным источником дохода является пенсия и социальные выплаты.
Большое значение для них имеют и натуральные услуги в области медицинского, лекарственного и транспортного обслуживания. Предоставляемые лицам пожилого возраста услуги должны основываться на оценке социальных и психологических особенностей этих лиц, о чем уже было указано выше. Сущность этих особенностей состоит и в том, что пожилые люди, особенно старческого возраста акцентированы на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Для многих пожилых людей, особенно старческого возраста, свойственно самоуничижение, самообвинения в том, что они виноваты в своем бедственном положении. Как правило, в том числе и по этой причине, среди них наблюдается затруднение социальных контактов, что приводит к усугублению социальной изоляции8.
Управление процессом преобразования системы предоставления социальных услуг рассматриваемой части населения необходимо основывать на экономическом подходе, в соответствии с которым определяется уровень и темпы экономического развития страны, ее территорий, а также устанавливается социально-экономическая целесообразность конкретных социальных услуг, их совокупности для пожилого населения и его отдельных категорий на условиях государственных гарантий.
Основополагающую роль в современном управлении модернизацией социальной сферы играет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
В Концепции заложены технологии повышения благосостояния пожилых людей путем повышения пенсий и социальных выплат. Исходя из этого в данном документе сформулировано положение о развитии платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов. Обозначена необходимость формирования сети комфортных пансионов, предназначенных для постоянного и временного проживания в них лиц пожилого возраста. Такие пансионаты нужны, в них, безусловно, есть потребность. Но эту потребность надо изучить с целью объективной оценки причин, по которым пожилые люди изъявляют желание переселиться в пансионат. Надо предусмотреть пути сохранения проживания человека в открытом обществе в привычных условиях. Это становится возможным, если создать амортизаторы, посредством которых негативные факторы среды жизнеобитания человека будут устранены или минимизируют свое влияние.
Нужны расчеты затрат на проживание в пансионате или сохранение проживания на прежнем месте с сопровождением в виде социальных услуг. Важно установить и источники финансирования. Главное - ориентироваться при выборе решения на интересы пожилого человека9.
Развитие рынка социальных услуг связано с развитием сектора негосударственных некоммерческих организаций. Предполагается это осуществить путем преобразования большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг. Но это не в полной мере отвечает практике реального оказания социальных услуг на муниципальном уровне. Нужен и муниципальный заказ. В силу чего необходимы нормативно-правовые регуляторы такого заказа и контроля его осуществления, а также оценки социальной эффективности.
Актуальны положения Концепции об обеспечении равенства условий налогообложения разных организационно-правовых форм собственности поставщиков социальных услуг. Развитие этого сектора предоставления социальных услуг должно происходить на условиях формирования конкуренции, прозрачности государственной поддержки, в том числе посредством целевых программ и проектов, грантов, а также тендеров и конкурсов в системе госзакупок.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, волонтерства могло бы сыграть определенную положительную роль в повышении доступности социальных услуг для лиц пожилого возраста.
Однако в этом деле все же следует быть достаточно осторожными, не передоверяя, вернее не перекладывая ответственность по оказанию гарантированных социальных услуг на волонтеров и благотворительные организации.
Приоритетными направлениями модернизации системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста на современном этапе обобщенно являются:
преимущественное развитие услуг в системах социального обслуживания и здравоохранения;
преобразование большинства
государственных и муниципальны
В современных условиях приобретает особое значение стратегическое планирование, предусматривающее развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, исходя из стратегического планирования социально-экономического развития конкретной территории.
Стратегическое планирование
социально-экономического развития территории
является главным средством обеспечения
ее сбалансированного и
За последние 5 лет
в инициативном порядке разработаны
долгосрочные стратегии развития Российской
Федерации, федеральных округов, ряда
субъектов Федерации, крупных городов
России. Для малых городов и поселений,
составляющих большую часть административно-
Преобразование системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в конкретном муниципальном образовании находится в прямой зависимости от целей, приоритетов и направленности его социально-экономического развития.
Для повышения эффективности управления развитием данной системы необходимо изучение комплекса показателей, которые позволяют объективно оценивать качество жизни пожилого населения страны, региона, муниципального образования. Это позволяет обосновать социально ориентированную направленность инвестирования в социальное развитие в целом и конкретно в развитие системы предоставления социальных услуг пожилым людям.
Для превращения затрат на развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в эффективные инвестиции необходимо, чтобы они были признаны приоритетами не только региональной, но и в целом государственной социально-экономической политики.
Необходимо рассматривать систему предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, как комплекс нормативно-правовых и финансовых регуляторов, а также функционирующую на их основе сферу специальных социальных услуг, состоящую из социальных служб и сервисных предприятий, которые выполняют общественно значимую функцию путем непосредственного обслуживания. А в его процессе - предоставления специальных услуг, ориентированных на создание социально приемлемых условий жизнедеятельности лицам пожилого возраста. Эта система является правовой и материальной базой для реализации человеческого потенциала и длительного сохранения активности пожилых людей.
Функционирование данной системы позволяет государству и обществу осуществлять целенаправленные действия, используя бюджетные и внебюджетные средства, исходя из экономических, социальных и правовых гарантий для пожилых граждан, обеспечивающих поддержание достойного уровня и качества их жизни. Базой для построения и развития этой системы являются принципы международного права по отношению к пожилым людям со стороны государства и общества11.
Предоставление услуг лицам пожилого возраста, определенной категории получателей, должно проводиться с учетом их особенностей, среди которых следует выделить следующие:
физиологические и биологические
характеристики индивида, связанные
с возрастными психофизиологиче
изменение социального статуса ввиду прекращения или ограничения трудовой и общественной деятельности;
снижение уровня жизни, как правило, вследствие снижения доходов;