Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:06, реферат
Сегодня правительство России придает особое значение качеству человеческого потенциала. В этой связи заслуживают первостепенного внимания такие вопросы, как борьба с бедностью и формирование равноценных возможностей для различных социально-демографических групп населения. Ситуация усугубляется тем, что кризис обострил проблемы социальной сферы, выявил потребность в выработке новой модели социальной политики и мер социальной защиты населения, адекватных изменившимся условиям.
Реферат
на тему: «Проблемы социальной
политики в моем регионе»
Выполнила студента
3 курса
группы ПСР-32
Мелёшкина Дарья
Сегодня правительство России
придает особое значение качеству человеческого
потенциала. В этой связи заслуживают
первостепенного внимания такие
вопросы, как борьба с бедностью
и формирование равноценных возможностей
для различных социально-
Социальную защиту населения
можно определить как систему
законодательных, экономических, социальных
и социально-психологических
В соответствии с Концепцией
развития социальной защиты и социального
обслуживания населения РФ одним
из важнейших звеньев этого
Муниципальная политика в области социальной защиты населения представляет реализацию переданных государственных (федеральных и региональных) полномочий и собственных полномочий муниципального образования по организации мероприятий, направленных на то, чтобы не допустить попадание уязвимых групп населения (отдельных граждан) в зону крайнего социального неблагополучия. Как известно, при решении основных задач социальной защиты населения используются адаптационные и защитные меры: первые рассчитаны на трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью, а вторые — на нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства.
К числу основных задач, решаемых муниципальной системой социальной защиты, относятся:
• поддержание уровня жизни
социально неблагополучных
• анализ основных факторов, создающих социальное неблагополучие населения;
• выделение объектов защиты
по признакам социального
• выявление групп населения,
относящихся к категориям социально
незащищенного и социально
• определение модели социальной защиты населения, адекватной содержанию экономических преобразований, реальным возможностям бюджета, наличию дополнительных источников средств и субъектов социальной защиты;
• разработкаосновныхнаправленийи
Субъекты РФ:
1. разрабатывают основы
региональной социальной
2. устанавливают региональные
социальные стандарты и нормы,
учитывающие государственные
3. заботятся об укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ;
4. организуют подготовку,
переподготовку и повышение
5. обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.
Наибольшим потенциалом модернизации социальной политики обладает Москва. Столичная социальная инфраструктура — одна из лучших и наиболее обеспеченных в стране. Современная социальная политика Москвы характеризуется усилением ее адресной направленности: увеличивается число социальных программ, предполагающих адресную социальную помощь населению, конкретизируются категории получателей социальной помощи, устраняется социальное иждивенчество некорректных получателей пособий и льгот.
Социальная политика столицы обладает следующими чертами:
1) развитая структура
2) социальная ориентированность
городского бюджета с
3) число реализуемых различными
департаментами социальной
4) щедрое финансирование
социальных программ. Пример —
«Комплексная программа мер
Таблица 1. Фактическое финансирование
Комплексной программы мер
Источник финансирования 2009 % 2010 % 2011 %
Бюджет г. Москвы 555, 6 98,2 538, 3 99,4 599,1 99,5
Федеральный бюджет 8, 3 1,4 2, 4 0,4 2, 7 0,4
Внебюджетные государственные фонды 1, 7 0,4 0, 6 0,2 0,6 0,1
Итого 565, 6 100 541, 3 100 602, 4 100
Москва входит в тройку мировых мегаполисов по объему городского бюджета. Более половины бюджетных средств города направляется на реализацию социальных программ. Эти расходы в 2011 г., по сравнению с 2010 г., были увеличены более чем на 50 млрд руб. и превысили 602 млрд руб. К 2016 г. объем расходов планируется довести до 924 млрд руб. .Основу финансирования (на 99,5%) составляют средства из бюджета г. Москвы. Дополнительными источниками финансирования являются межбюджет-ные трансферты из федерального бюджета (0,4%) и средства государственных внебюджетных фондов(0,2%);
5) высокая концентрация
социально ориентированных
6) применение инновационных программ и технологий для инвалидов.
Наиболее социально значимой сферой деятельности является социальная защита населения Москвы, в т.ч. льготных категорий граждан. Отраслевой орган — Департамент социальной защиты населения г. Москвы, разработавший Комплексную программу мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг.1. В настоящее время основные направления социальной защиты населения отражены в государственной програм-
ме «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.»2 Общий объем финансирования программы на пятилетний период, включая все источники финансирования, составит 2,1 трлн руб. Программа является межведомственной, в ее реализации участвуют 27 органов исполнительной власти Москвы, в т.ч. 10 префектур. В соответствии с программой социальная поддержка будет осуществляться в сфере не только социальной защиты, но и здравоохранения, образования, жилищной политики, коммунального обслуживания, транспорта. Цели программы: повышение уровня социальной защищенности москвичей в условиях социальных рисков, совершенствование научно-методических основ функционирования региональной системы социальной поддержки населения.
Система социальной защиты в Москве более развита по сравнению с другими регионами, доказательством чему служит социально ориентированный бюджет столицы, а также обширная программа поддержки населения. Однако социальная защита москвичей имеет проблемы, характерные как для всей отрасли, так и уникальные, свойственные только столице.
Таблица 2. Основные социальные показатели Москвы в сравнении со средними показателями по РФ в 2008-2010 гг.
Показатель. Москва. Россия
2008 2009 2010 2008 2009 2010г.
Число бездомных, чел. 5 356, 9 758, 12 715 (нет данных)(нет данных) около 5 млн
Численность, млн чел. 10,5. 10,5. 11, 5. 142. 141,9. 142,9
Уровень бедности, % 13,1. 10,0. 10,7. 13,4. 13,1. 13,1.
Среднегодовой прожиточный минимум, руб. 6597, 6868, 8448,75 4593, 5153, 5688
Децильный коэффициент 33,1 32,8 (нет данных) 16,8 16,7 (нет данных)
Москва — город с высокой дифференциацией уровня жизни, являющийся местом проживания как миллионеров, так и лиц без определенного места жительства. Проблема бездомных на московских улицах нередко преподносится СМИ как одна из наиболее острых. Согласно проведенной в ноябре 2010 г. переписи, в Москве более 6,67 тыс. бездомных. Руководитель столичного Департамента соцзащиты населения В. Петросян считает, что эта цифра занижена. Реально численность данной категории населения превышает 12 тыс.3 Ежегодно московские СМИ сообщают о гибели людей в течение зимнего периода. Так, зимой 2010-2011 гг. в Москве погибли 100 человек без определенного места жительства4. Несмотря на тенденцию снижения смертности среди бездомных, данная информация свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты жителей.
Доля коренных москвичей среди бродяг на улицах столицы выросла за последние 8 лет с 6 до 14,2%5. В Москве число семей, утративших жилье, с каждым годом увеличивается, так как причины, порождающие без-
домность, остаются. В ходе проведения акции «Социальный патруль» выяснилось, что жители Москвы и ближнего Подмосковья составляют 18% бездомных, 60 — выходцы из различных регионов России, 22% — из стран СНГ. Данная акция показала, что основными причинами потери жилья являются нахождение в заключении (33%), семейные конфликты и разводы (27%), выписываются сами (17%), стали жертвами недобросовестных сделок с недвижимостью (11%)6.
Зачастую суды принимают
решение о выселении людей
без предоставления другого жилого
помещения и из служебного жилья
на основании признания
Потеряв статус москвича, люди лишаются всех социальных гарантий. Утрата прав на единственное жилое помещение по решению суда (даже в случае временного размещения в городских социальных гостиницах или центрах) влечет невозможность реализовать социальные права на трудоустройство, пенсию, пособия, медицинское обслуживание.
Немаловажным показателем социальной защищенности москвичей остается уровень бедности населения, который составляет 10,0%7, что ненамного ниже среднероссийского — 13,1%8 (по данным Росстата на 2010 г.). К числу наименее обеспеченных граждан относятся люди с ограниченными физическими возможностями, многодетные родители, наемные работники в сферах деятельности, где заработная плата крайне низка. Уровень бедности в России определяется из соотношения доходов населения с величиной прожиточного минимума, рассчитываемой ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам. По официальным данным Департамента социальной защиты населения Москвы, на I кв. 2011 г. прожиточный минимум на душу населения составлял 9449 руб. (для трудоспособного населения — 10693 руб., пенсионеров — 6457 руб., детей — 8145 руб.), что существенно выше среднероссийского (5902 руб.)9. Однако, по мнению экспертов, прожить на установленные суммы, учитывая московские цены, вряд ли возможно. Таким образом, уровень бедности в Москве, как и по России в целом, искусственно занижается, что обостряет проблему бедности.
Давней социальной проблемой столицы является имущественное неравенство населения, которое, согласно данным Мосгорстата по итогам 2008-2010 гг., несколько снизилось, но все же остается критическим. Данные о децильном коэффициенте в 2009 г. свидетельствуют, что в кризис показатели имущественного расслоения в Москве сокращались. Так, со-
отношение между доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных москвичей в 2009 г. составило 32,8 раза, в то время как 2008 г. — 33,11. Эксперты полагают, что при децильном коэффициенте свыше 10 в государстве создаются условия для социальных беспорядков, повышается социальная напряженность. Для сравнения: в развитых странах существенно более низкий децильном коэффициент (от 3 до 4) имеют Дания, Финляндия и Швеция. В Австрии, Германии и Франции его значение равно 5-7 (в мегаполисах, естественно, выше, чем по стране)10.
По данным Департамента социальной
защиты населения Москвы, в столице
проживают 100 тыс. человек с нулевыми
доходами, которых можно назвать
социальными иждивенцами. Социальное
иждивенчество — это система
жизненных установок
Информация о работе Проблемы социальной политики в моем регионе