Проблемы социальной политики в моем регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Сегодня правительство России придает особое значение качеству человеческого потенциала. В этой связи заслуживают первостепенного внимания такие вопросы, как борьба с бедностью и формирование равноценных возможностей для различных социально-демографических групп населения. Ситуация усугубляется тем, что кризис обострил проблемы социальной сферы, выявил потребность в выработке новой модели социальной политики и мер социальной защиты населения, адекватных изменившимся условиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

Значительную часть населения  Москвы составляют инвалиды. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы, на 1 ноября 2010 г. в столице проживали 27,8 тыс. детей-инвалидов, 229 тыс. инвалидов в трудоспособном возрасте, свыше 900 тыс. инвалидов старше 55 лет, около 7,3 тыс. инвалидов, использующих кресла-коляски, свыше 10 тыс. слепых и слабовидящих, около 5,5 тыс. глухих граждан, а также около

16 тыс. инвалидов, использующих  для передвижения различные опорные  механизмы11. К сожалению, несмотря на столь представительной контингент нуждающихся, так и не созданы необходимые условия, облегчающие жизнь этих людей. По оценкам специалистов, часть объектов, оборудованных пандусами, дорожками и другими специальными средствами, непригодна для использования инвалидами и другими маломобильными жителями столицы. По данным региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», не соблюдаются технические и строительные регламенты безбарьерной среды (крутой угол наклона пандусов, скользкое покрытие, отсутствие поручней с обеих сторон и т.п.). Малоэффективными являются средства, которые помогают данным лицам войти в то или иное учреждение, поскольку внутри здания возможности передвижения для них остаются ограниченными. Проведенный опрос жителей Москвы о доступности городской среды для инвалидов показал, что 84,5% опрошенных негативно оценивают ее возможность. Городскую среду считают хорошо приспособленной всего 1,6% опрошенных. Вот лишь некоторые из проблем социальной сферы Москвы, существующие наряду с кажущимся благополучием и стабильным финансированием. Первопричины социальных проблем столицы множественны. Их решение должно быть комплексным.

Самой бесправной частью населения  столицы по праву можно назвать  бездомных. Очевидно, что общего решения  у проблемы бездомных в Москве быть не может. Необходимы разные подходы  с учетом зарубежного

опыта, так как за рубежом  ее решением начали заниматься много  раньше. По словам начальника отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента социальной защиты населения Москвы А.В. Пентюхова, «если европейский поезд набирает скорость уже порядка 70-80 лет и у них достаточно больший опыт организации этой работы, то наш опыт работы всего-навсего 17 лет, с января 1993 г., когда в Москве появился первый дом ночного пребывания. Эта проблема у нас стоит с момента начала приватизации жилого фонда, когда стали совершать какие-то сделки, соответственно появились мошеннические действия»12. Помимо изучения и адаптации зарубежной практики преодоления бездомности существует еще два направления работы с социально незащищенными гражданами в Москве.

Во-первых, профилактика бездомности  — деятельность, направленная на сокращение численности новых бездомных (работа с причинами, по которым люди становятся бездомными — мошенничество при сделках с недвижимостью, выселение из жилых помещений (по решению суда) собственниками жилья и выселение из общежитий, непредоставление жилья выпускникам сиротских учреждений, утрата социальных связей и жилья во время нахождения в местах лишения свободы и т.д.). Необходимо пересмотреть подход к вопросам, которые сейчас разрешаются путем выселения граждан без предоставления других жилых помещений, разработать, принять и внедрить в практику альтернативные выселению меры, в т.ч. меры социальной реабилитации.

Во-вторых, развитие системы  социальной поддержки и мероприятий  по ресоциализации людей, вынужденно проживающих вне жилых помещений, — улучшение доступа к горячему питанию, питьевой воде, санитарно-гигиеническим услугам (мытье, стирка белья), местам для ночлега (дома ночного пребывания, пункты обогрева в холодное время); развитие реабилитационных программ и психологическая поддержка бездомных. На пресс-конференции правительства Москвы, посвященной итогам реализации программы «Социальная поддержка жителей города Москвы: задачи и перспективы» в конце 2011 г., отмечались, что в 2011 г. в центрах социальной адаптации социальную помощь получили более 6 тыс. человек. В Москве функционирует 1477 мест для первичного приема бездомных. Предоставление горячего бесплатного питания позволило снизить криминальные последствия бродяжничества.

Рассмотрение проблемы бедности в Москве обнаруживает ряд недостатков  социальной политики в этой сфере  и позволяет дать рекомендации по их преодолению. Одной из причин, затрудняющих снижение уровня бедности в Москве, является недостаточная информированность  о действующих в городе пособиях, программах и льготах. Выборочное исследование «Проблемы бедности семей с детьми в городе Москве» под руководством М.Е. Баскаковой показало, что даже в  Москве многодетные родители плохо  информированы о действующих  пособиях, программах и льготах, им адресованных. Например, о праве  на компенсацию оплаты

ЖКУ не знают 20,8-34,6% семей, могущих  претендовать на эту льготу и не использовавших ее. 10-14% семей, которые  могут получать бесплатные лекарства  для детей до 3 лет, никогда не слышали об этом. В многодетных  семьях на свободный доступ к медикаментам могут претендовать дети до 18 лет. О  такой норме не информированы 32-34% имеющих на это право домохозяйств13. Таким образом, усиление работы по повышению информированности населения о системе городской поддержки слабо защищенных поможет повысить адресность социальной помощи.

Между тем все семьи  с детьми-инвалидами имеют право  на льготы по оплате ЖКУ, бесплатное посещение  детьми детских садов, бесплатное обеспечение  детей лекарствами по рецептам, бесплатный проезд на городском транспорте, преимущественное право на получение садовых участков, бесплатный проезд детей-инвалидов  и сопровождающих их лиц на пригородном  железнодорожном транспорте. С 1 января 2012 г. для малообеспеченных семей  в 2 раза увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет.

В 2012 г. остронуждающимся семьям с детьми будет выдано более 120 тыс. бесплатных продуктовых наборов, а  также распределено около

17 тыс. единиц вещевой  помощи и обуви. Более 500 наиболее  нуждающихся семей с детьми  получат товары длительного пользования  (холодильники, стиральные машины, телевизоры). В общей сложности меры социальной  поддержки коснутся более 560 тыс.  московских семей, в которых  воспитываются почти 800 тыс. детей.

Помимо неэффективности  информирования населения о программах социальной поддержки тормозящим фактором является социальное иждивенчество, первичной  мерой по борьбе с которым остается эффективный контроль предоставляемых  гражданами сведений о своем социальном положении. Также на решение вопроса  социального иждивенчества нацелено поэтапное введение социальных контрактов. «Социальный контракт подразумевает, что человек работает, пусть и  на непрестижной работе, но он обязуется ее выполнять. Тогда используется схема не просто выплаты пособия, а зарплата плюс пособие — это больше и лучше», — говорит директор Независимого института социальной политики Т. Малева14. Данная мера относится к тем, у кого есть трудовой потенциал. На неспособных к труду инвалидов система социальных контрактов не распространяется. В ближайшее время эксперимент по внедрению социальных контрактов планируют начать в Москве, задействовав 100 московских семей.

Вопрос социального неравенства  остается остродискуссионным. Социальное неравенство жителей столицы — проблема злободневная и вместе с тем неизбежная. Уменьшению имущественного расслоения горожан прежде всего будут способствовать активная политика по снижению уровня бедности, усиление антикоррупционных мер, так как высокий уровень коррупции тормозит экономический рост и усиливает неравенство (коррупционную ренту получает ограниченный круг людей), совершенствова-

ние налоговой системы (например, прогрессивный подоходный налог) и жилищной политики.

Архитектура столицы плохо  приспособлена для передвижения лиц с ограниченными возможностями. Несмотря на афишируемые Департаментом социальной защиты работы по оснащению объектов инфраструктуры пандусами и специальными средствами для безбарьерного передвижения инвалидов, их качество неудовлетворительное, что связано с недостатком в прогнозировании необходимости в специальных средствах и контроле за их строительством, в т.ч. со стороны общественных организаций инвалидов. Строительные нормы должны содержать обязательный перечень мер по оснащению зданий и сооружений, делающих их доступными для инвалидов как по слуху и зрению, так и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Должны быть предусмотрены рельефные напольные указатели, установка звуковых маяков на дверях, клавиши со шрифтом Брайля в лифтах, предупреждающие знаки и звуковые устройства, поручни в лифтах и др.

Московские власти должны приспособить городскую инфраструктуру для удобного и комфортного проживания всех жителей города, включая пожилых  людей, детей и инвалидов. К 2016 г. на это будет направлено 10,5 млрд руб. В ближайшие годы для инвалидов станут полностью доступными:

• общественные здания —  на 97%;

• пешеходные тоннели, мосты  — на 92%;

• городской пассажирский транспорт — на 100%;

• светофоры и переходы — на 100%;

• подъезды жилых домов  — на 100%;

• дворовые территории —  на 100%;

• спортивные площадки —  на 80%.

В городе функционирует 75 отделений  социальной реабилитации инвалидов, в  т.ч. 22 для детей-инвалидов, 10 реабилитационных центров. В 2011 г. были открыты 12 отделений  социальной реабилитации инвалидов  при ЦСО.

Итак, основные направления  по совершенствованию социальной политики Москвы:

1. Сокращение социального  иждивенчества благодаря усилению  контроля предоставляемых льгот  и пособий (например, посредством  взаимодействия с налоговыми  структурами), а также разработке  новых программ, одна из которых  — предоставление социальных  услуг на основе социальных  контрактов.

2. Модернизация законодательной  базы социальной политики на  местном и федеральном уровнях.

3. Тесное взаимодействие  органов власти с лицами, на  поддержку которых направлены  принимаемые городом меры, — инвалидами, матерями-одиночками и другими  незащищенными слоями населения;  создание экспертных советов  из представителей обществ инвалидов  при префектурах и управах  с привлечением органов местного  самоуправления.

4. Развитие системы поддержки  социально ориентированных некоммерческих  организаций в социальной политике  Москвы, поскольку социально ориентированные  НКО являются поставщиками социальных  услуг, посредниками между государством  и обществом, инвестируют и  привлекают инвестиции в социальную  сферу. По словам первого проректора  ГУ-ВШЭ Л. Якобсона, «во многих  областях НКО могут действовать  более эффективно, чем государство  и муниципальные учреждения —  там, где нужна тонкая настройка  на конкретные нужды отдельных  групп населения, не широких,  фиксируемых статистикой категорий,  а именно отдельных, специфических  групп, где затруднен внешний  контроль».

5. Повышение информированности  населения о мерах социальной  поддержки через различные каналы, адаптированные под определенные  категории населения.

6. Разработка и внедрение  социальных стандартов в отрасли  социальной сферы.

7. Регулярный мониторинг  качества жизни населения Москвы, повышение качества социального  прогнозирования в соответствии  с условиями социально-экономического  развития.

Анализируя социальную политику, реализуемую в столице, становится ясно, что ее развитие в современных  условиях требует новых подходов, механизмов, форм и методов реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Социальная политика на муниципальном  уровне должна включать комплекс разнообразных  целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска  и нуждающимся в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется  централизованно, с учетом новых  социальных реалий.

 
 


Информация о работе Проблемы социальной политики в моем регионе