Прогнозирование коммунального хозяйства и его влияние на динамику социальных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Цель исследования: анализ экономической деятельности комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Новосибирска и её влияние на динамику социальных процессов. Задачи исследования:
Рассмотреть современное состояние в сфере ЖКХ России;
Рассмотреть дальнейшие развитие данной сферы и как оно отразится на динамике социальных процессов.
Объектом исследования выступает экономическая деятельность жилищно-коммунального хозяйства г. Новосибирска.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прогнозируемое состояние в сфере ЖКХ России 5
1.1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса 5
1.2. Прогнозные сценарии развития ЖКХ 7
Глава 2. Развитие жилищно-коммунального комплекса 9
2.1. Необходимость ускоренного перехода к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального комплекса 9
2.2. Задачи и деятельность комитета жилищно-коммунального хозяйстваКомитет жилищно-коммунального хозяйства 13
Комитет жилищно-коммунального хозяйства 14
2.3. Современное состояние ЖКХ 16
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

прогноз.doc

— 899.00 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЗКОНОМИЧНСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Основы  социального прогнозирования»

 

Тема: Прогнозирование  коммунального хозяйства и его  влияние на динамику социальных процессов

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 8435 группы

Рыбаков О.Д.

У11030

 

Проверил:

Чуркин И.Ю.

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования заключена в том, что жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) является одной из основных функциональных составляющих жилищной сферы народного хозяйства страны и системы жизнеобеспечения.

В настоящее время  под ЖКХ понимается производственная инфраструктура для производства и предоставления жилищных услуг непосредственно для предприятия и иных сфер.

Под жилищными понимаются услуги по содержанию, эксплуатации и  ремонту жилищного фонда.

Под коммунальными понимаются услуги по электро- и газоснащению, теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, вывозу мусора и бытовых отходов и другие услуги.

На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ  является одной из наиболее острых проблем нашего общества. И она заключается в том, что ЖКХ находится в критическом (близком к аварийному) состоянию технико-технологического базиса системы коммунального обслуживания жилищной сферы.

Цель исследования: анализ экономической деятельности комитета жилищно-коммунального хозяйства  г. Новосибирска и её влияние на динамику социальных процессов.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть современное состояние в сфере ЖКХ России;
  2. Рассмотреть дальнейшие развитие данной сферы и как оно отразится на динамике социальных процессов.

Объектом исследования выступает экономическая деятельность жилищно-коммунального хозяйства г. Новосибирска.

Предмет исследования – прогнозирование коммунального хозяйства и его влияние на динамику социальных процессов.

Структура работы обусловлена  характером темы и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Прогнозируемое состояние в сфере ЖКХ России

1.1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса

Структура ЖКХ выглядит следующим образом: генерация, распределение, сбыт. Внутриквартальное распределение и сбыт – задача элементарного наведения порядка в организации ДЕЗом и ЖЭКов.1

В силу разного рода обстоятельств  степень доступа населения к  жилищно-коммунальным услугам различна. Укрупненные градации этих услуг и количество населения, имеющее доступ к тому или иному виду услуг, приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

Основные услуги ЖКХ

Доля населения, имеющая доступ к услугам, %

1.

Жилищные услуги

78,0

2.

Электроснабжение

99,0

3.

Газоснабжение

48,4

4.

Централизованное теплоснабжение

61,2

5.

Холодное водоснабжение

67,8

6.

Горячее водоснабжение

40,4

7.

Вывоз твёрдых бытовых  отходов

59,6

8.

Услуги лифтового хозяйства

43,1


 

Доля потребления основных услуг ЖКХ населением, бюджетными учреждениями и организациями внебюджетных сфер приведена в таблице 2.

Для оценки масштабов  ЖКХ можно отметить, что в 1996 году затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг только населению составили более 255 млрд. рублей, что составляет более 26 % всех расходов консолидированного бюджета страны за 1996 год.2

 

Таблица 2. Доля потребления услуг, %

 

Основные услуги ЖКХ

Населения

Бюджетные учреждения

Организация внебюджетных сфер

1.

Жилищные услуги

74,3

20,6

5,1

2.

Электроснабжение

64,8

18,4

16,8

3.

Газоснабжения

52,5

28,3

19,2

4.

Централизованное теплоснабжение

88,8

9,1

2,1

5.

Холодное водоснабжение

78,1

12,1

12,1

6.

Горячее водоснабжение

60,9

20,7

18,4

7.

Вывоз твёрдых бытовых  отходов

76,5

21,8

1,7

8.

Услуги лифтового хозяйства

91,7

7

1,3


 

Входными материальными потоками ЖКХ являются электроэнергия, топливо, газ, вода, стройматериалы и др. Выходными материальными потоками ЖКХ являются жилищно-коммунального услуги, а также твёрдые и жидкие отходы.3

ЖКХ, наряду с положительными тенденциями, демонстрирует явный  кризис коммунальной инфраструктуры городов и населённых пунктов. Особенно ярко он проявляется в период зимней эксплуатации объектов ЖКХ.

Россия характеризуется  большим разнообразием региональных особенностей, связанных с административными, нормативно-правовыми, климатическими, технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований.

1.2. Прогнозные сценарии развития  ЖКХ

 

Большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения, и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения являются законодательством совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Такая ситуация приводит к большому нормативно-правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере.

В регионах сложились различные схемы административного управления отраслью, начиная от жесткой вертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчивая ситуацией, когда муниципальные образования полностью самостоятельны в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.

Существенно различаются  подходы к управлению и на уровне муниципальных образований: в одних  случаях преобладают административные начала, в других – ставка делается на развитие рыночных отношений.4

Климатические особенности  в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг, в частности – отопления, к использованию различных технологий их предоставления, и, в конечном счёте – к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Учёт климатических особенностей, например, Крайнего Севера, может привести к существенным разным подходам к развитию отрасли, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Наряду с климатическими существуют значительные технологические  особенности предоставления жилищно-коммунального услуг. К таким особенностям можно отнести вид топлива, используемый в теплоснабжении и способ его поставки, поверхностный или подземный водозабор, технология водоподготовки и т.д. Технологические особенности также могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции и демонополизации отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие жилищно-коммунального комплекса

2.1. Необходимость ускоренного перехода  к устойчивой модели функционирования  жилищно-коммунального комплекса

 

Необходимость ускоренного перехода к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального комплекса определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения перечисленных выше проблем, поскольку эти проблемы:5

  • входят в число приоритетов формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса;
  • полностью соответствуют стратегии государственной политики развития жилищно-коммунального хозяйства, отражённой в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных Правительством Российской Федерации  (протокол от 28 июня 2000 г. №21), проектам « Стратегии развития России на период до 2020 года»;
  • имеют межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
  • не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение 8-10 лет.

Анализируя комплекс коммунальных предприятий ресурсосбережения  страны (коммунальная электроэнергетика, тепло-, водоснабжение и водоотведение) необходимо отметить следующий показатель: около 1,5 млн. человек, работающих в составе почти 4 тысяч предприятий. По объёму валовой продукции данный сегмент отрасли занимает около 70% общего оборота по ЖКХ.

Коммунальная энергетика потребляет более 20% электрической и 45% тепловой энергии, производимых в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет свыше 13 тысяч Гкал.час.

По данным  Госстроя России, физический износ водопроводных сетей достиг 54,2%, объектов теплоснабжения – 56,7%, электроснабжения – 68%, а в целом инженерных коммуникаций – 60%. Срочной модернизации требуют 7% тепловых сетей и 16% водопроводных. Суммарные потери в тепловых сетях, в том числе из-за износа труб, достигают 30% производственной тепловой энергии, что эквивалентно 65-68 млн. тонн условного топлива в год.

В прошлом году произошло 77 крупных аварий в 40 регионах – почти на треть больше, чем годом ранее. Ситуация обострилась не только в Приморье, но и в Красноярском крае, Бурятии, Новосибирской, Архангельской, Калининградской и других областях. В одних областях трубы лопаются из-за изношенности, в других – ещё и по причине отключения тепла.

В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах коммунальных систем жизнеобеспечения.

В городах через коммунальные системы  канализации очищается до установленных  нормативов  30%  стоков. Дефицит  мощностей канализационных сетей составляет 9 млн. куб. м в сутки (16,5%), капитального ремонта требуют 17% сетей, а денег на эти цели практически не выделяется.

По оценкам Госстроя России, обнародованным в начале 2007 г.,  на модернизацию сетевого тепло- и водоснабжения требуется 136 млрд. рублей, водоснабжения и канализации – 135 млрд. рублей.

Кроме того, коммунальные предприятия теплоснабжения являются не только наиболее расточительным потребителями топлива (на нужды теплоснабжения его расходуется примерно вдвое больше, чем на нужды электроснабжения) и основными загрязнителями воздушного бассейна городов, но и самыми ёмкими потребителями финансовых, материальных, трудовых ресурсов. По оценке специалистов общая стоимость городских энергохозяйств России составляет около половины стоимости всего ТЭК. Количество обслуживающего их персонала вдвое превышает число работающих во всех других отраслях комплекса вместе взятых.

Анализ финансирования предприятий  показывает наличие ряда системных  факторов, объясняющих образование  не финансируемой никем задолженности  предприятий ЖКХ, составившей в 2001 году величину 60,2 млрд. рублей, а за 1-е полугодие 2002 года – 101,3 млрд. рублей.

Это особенно ярко проявляется в  критических регионах: Республиках  Карелия, Тыва, Красноярском и Алтайском  краях, Вологодской, Калининградской, Камчатской, Кировской, Костромской, Курганской, Магаданской, Сахалинской, Тверской, Ульяновской областях и Корякском АО.

Текущее соотношение  совокупной дебиторской и кредиторской задолженностей всех предприятий отрасли  составляет «-» 100 млрд. рублей, при этом менее половины всех коммунальных предприятий воспользовались в 2004 году возможностью реструктурировать долги перед федеральным бюджетом.

Вторая причина кроется в  «неисполнении бюджетных обязанностей по населению». Льготы профинансированы на 51,5% (недофинансирование – 9,862 млрд. рублей); субсидии профинансированы на 64% (недофинансирование по населению – 2,272 млрд. рублей), дотации предприятиям ЖКХ на компенсацию разницы в тарифах профинансированы на 83,2% (недофинансирование 46,201 млрд. рублей). В сумме эта величина составляет 58,3 млрд. рублей.

И третья – «неисполнение бюджетных обязательств по бюджетозависимым предприятиям потребителям».

Информация о работе Прогнозирование коммунального хозяйства и его влияние на динамику социальных процессов