Прогнозирование уровня и качества жизни населения Р.Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть особенности уровня жизни в Р. Ф..
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание понятия «уровень жизни» и «качество жизни»
2. произвести анализ и оценку основных показателей уровня и качества жизни населения России;
3. предложить меры по повышению уровня жизни населения.
4. сделать прогноз показателей уровня и качества жизни населения Р.Ф.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества
жизни населения
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни».
Основные показатели уровня жизни населения
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной
политики в Российской Федерации
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни
населения РФ
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня
и качества жизни населения
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального
развития РФ
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и
альтернативные варианты их решения
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого
капитала и уровня жизни населения РФ
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Анализ критериев качества жизни, действующих в России и  за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется  показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

- Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения).

- Жилье, социальная инфраструктура.

- Состояние здоровья населения.

- Состояние окружающей среды.

- Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.).

        Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.). В связи с этим, управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

   Подсистема социальных индикаторов является более гибкой, в сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни и отражает приоритетные направления мониторинга качества жизни на конкретном этапе разработки и реализации стратегического плана развития города.

       Для того, чтобы комплексно оценить качество жизни, нужно представить его в виде немногочисленных интегральных показателей, которые позволили бы оценить условия жизнедеятельности населения на максимально обобщенном уровне. Это предполагает построение процедуры агрегирования, «сворачивания» многих сотен первичных признаков к показателям, описывающим качество жизни как некоторое целостное явление. Информация от первичных измерений, зафиксированная через элементарные показатели, должна совершить вполне определенное восхождение, проделать путь «наверх» и предстать в виде системы интегральных социальных параметров, позволяющих производить содержательные оценки о состоянии качества жизни населения в целом. Процесс укрупнения информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей. Интегральные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность «видеть» обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые. Измерение качества жизни можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся первичные неоднородные признаки, сконструированные по разнотипным шкалам разного уровня. На вершине - обобщенные показатели, полученные в результате согласования шкал на каждом промежуточном уровне и агрегации, укрупнения информации тем в большей степени, чем дальше от основания указанной пирамиды происходит перемещение информации.

Процедура измерения представляет собой непустое множество преобразований (на языке математики «гомоморфизм»), поэтому и результаты измерения качества жизни могут быть принципиально различными как с точки зрения количественной оценки, так и возможностей интерпретации произведенного измерения. По этой причине в различных литературных источниках предлагаются различные неформализованные методы оценки качества жизни. Кроме того, неустанно предпринимается исследовательский поиск простых в понимании и измерении индикаторов, по величине которых можно было бы делать обобщенные выводы об уровне качества жизни. В качестве таких показателей разными авторами предлагается использовать ВВП на душу населения, среднюю продолжительность жизни населения, удельный вес затрат в бюджете домохозяйств на услуги первой необходимости и т.д. В социальной статистике ООН для межстранового сравнения уровня жизни в настоящее время используются индекс человеческого развития (ИЧР) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП - многофакторный индекс, включающий в себя оценку по основным показателям:

- По средней продолжительности жизни.

- По состоянию здоровья.

- По уровню образованности.

- По уровню благосостояния.

- По уровню доходов.

       В 1999 г. ИРЧП в России, по оценкам экспертов ООН, был равен 0735, и Россия заняла 71-е место в мире (в 1993 г. наша страна была на 31 месте). Однако каждый из предложенных показателей применительно к различным ситуациям страдает неполнотой, определенной субъективностью и не может претендовать на универсальность и обоснованность.

        Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

         Иначе выглядит проблема, когда в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различными сторонами жизнеобеспечения. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих качества жизни чаще всего используются номинальные или ранговые шкалы. Процедурно замеры таких объектов осуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениям человека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторому упорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковом пространстве. Так, для измерения степени удовлетворенности населения транспортным обслуживанием, может быть предложена пяти (или семи) балльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкой индивидом того, в какой степени его удовлетворяет существующая в данном муниципальном образовании транспортная сеть. Измерение качества жизни населения имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении социальными процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей контур управления. Такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социального мониторинга.

         Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом социального менеджмента, понимается научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении. Обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях.

1.2Нормативно-правовая база формирования социальной

политики  в Российской Федерации.  

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации, касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения. Это, с одной стороны, свидетельствует о дальнейшем развитии гуманистических принципов в отечественном праве, а с другой - говорит о недостаточно критичном отношении к отдельным декларативным формулировкам. Обратимся к рассмотрению конкретных статей Конституции России. В ст. 7 Конституции предпринята попытка дать определение "социального государства" через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, "обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда - невозможность выявления, корректировки степени или уровня "социальности" государства.     

И если Конституция содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие  на этом "фундаменте" построить  здание, именуемое "правовым государством", то для формирования "социального  государства" таких "кирпичиков" явно недостаточно, а в рассматриваемой  сфере социального обеспечения  они не заложены вовсе.    

В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения  они не содержат. Обеспечивать государственную  поддержку семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком  уровне и такими темпами, которые  никогда не смогут обеспечить "достойную  жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике  и социальной севере делают вовсе  не беспочвенными такие опасения.     

Из  сказанного следует вывод, что ст. 7 Конституции не может быть в  полной мере реализована без закрепления  в Основном законе минимального социального  стандарта.     

Конкретизировать  правовые гарантии в сфере социального  обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.    

Вряд  ли имело бы смысл говорить о декларативности  и неточности (в правовом' плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:    

"Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:    

Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. По эта временная ситуация может  привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться  и в перспективе.     

"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".    

Нельзя  не отметить, что формулировка "гарантируется  социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте  главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать  право па различные виды социального  обеспечения.

   Потребность в различных видах социального обеспечения может меняться с  изменением каких-либо социальных факторов, которые вызывают предусмотренную  законом обязанность государства  социально защитить человека. Поэтому  более точной видится следующая  формулировка части первой ст. 39 Конституции:

   Каждый имеет право на различные виды  социального обеспечения при  наступлении основных социальных  рисков, связанных с достижением  определенного возраста, установлением  инвалидности, болезнью, производственным  травматизмом, безработицей, потерей  кормильца, беременностью и родами, воспитанием детей, а также  в иных предусмотренных законом  случаях, когда человек нуждается  в социальной поддержке по  независящим от него обстоятельствам. Минимальный уровень обеспечения устанавливается федеральным законом".    

В новой Конституции есть положения, которые фактически являются нормами  прямого действия и устанавливают  уровень гарантий для граждан. В  то же время в нее не включены нормы, содержавшиеся в прежней  Конституции, об обязанности государства  развивать социальное страхование, о привязке размера пенсии к прожиточному минимуму, не гарантируется минимальный  размер пенсионного обеспечения, что  является определенным снижением уровня конституционных гарантий прав граждан  на социальное обеспечение.    

Достойно  сожаления, что в такой сложной  сфере общественной жизни, какой  является сфера, связанная с социальным обеспечением граждан, где в наибольшей степени человек нуждается в  гарантиях социальной защиты со стороны  государства, уровень таких гарантий Конституцией не определен.    

Трудно  предположить, что данное обстоятельство явилось "недоработкой" идеологов  Конституции. Ведь новая Конституция  не должна была игнорировать статьи Декларации прав и свобод человека и гражданина, которые определяют конкретные гарантии прав граждан на определенный уровень  социального обеспечения. Речь идет, в частности, о ст. 26 Декларации, в  которой зафиксировано: "Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень  жизни нс ниже установленного законом  прожиточного минимума". Не анализируя правовую сторону этой формулировки (насколько страховые пенсии и  страховые пособия являются видом  социальной помощи), нельзя не отметить в качестве положительного факт признания  необходимости конкретизировать гарантируемый  государством уровень обеспечения  нетрудоспособных, инвалидов, пожилых  граждан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  современного состояния уровня  и качества жизни

населения РФ

2.1 Методы прогнозирования основных показателей уровня

и качества жизни населения.

        Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок, метод экономического анализа, нормативный метод, балансовый метод, метод экстраполяции, метод экономико-математического моделирования, метод корреляционно-регрессионного анализа, экспоненциального сглаживания и др.

В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального  развития используются следующие основные модели:

-структура минимального  и рационального потребления;

-динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;

-динамика объема личного  и индивидуального потребления;

-динамика роста жилищного строительства;

-дифференцированный баланс доходов  и расходов населения и др.

      Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения Р.Ф