Программа социологического исследования социальных проблем пожилых и престарелых граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:52, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить программу социологического исследования по данной проблеме и получить данные о том, какое социальное положение у пожилых людей, как они себя чувствуют в современном обществе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе;
2. Охарактеризовать жизненные изменения в пожилом возрасте;
3. Изучить проблемы пожилых людей в современном обществе;
4. Провести анкетирование и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей…………………………………………………………… 7
1.1 Особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе……………………………………………. ….... 7
1.2 Жизненные изменения в пожилом возраста……………………….. 11
1.3 Проблемы пожилых людей в современном обществе……………..18
2. Программа социологического исследования ……………………………….. 25
2.1 Интерпретация и операциональное определение основных
понятий………………………………………………………………… 25
2.2. Анкета …………………………………………………………………. 28
2.3. Методика исследований …………………………………………….. 29
3. Анализ результатов социологического исследования………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 38
Литература……………………………………………………………………...40
Приложение 1…………………………………………………………………. 42
Приложение 2………………………………………………………………….. 43
Приложение 3………………………………………………………………….. 47

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные проблемы.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, возникла острая необходимость в формировании нового, позитивного имиджа старости в обществе. У современного общества есть только два пути развития отношения к пожилому возрасту: обеспечение «доживания» или интеграция представителей позднего возраста в социум.

Путь «доживания» представляет собой тупиковую ветвь. Следовательно, единственно приемлемый путь решения  проблем пожилых людей – интеграция. Однако, реализовать это не представляется возможным, пока старость в современном  обществе не будет реабилитирована и осуществлена реконверсия социальной ответственности в отношении старшего поколения.

В целях изучения социальных проблем пожилых людей провели социологическое исследование. В результате анализа данных анкетного опроса были получены следующие выводы:

Более половины респондентов живут в полном одиночестве, большинство пожилых отмечают недостаточность общения. Пожилых людей  беспокоит неуверенность в завтрашнем дне. Пожилых женщин беспокоят проблемы детей и внуков. Более двух третей респондентов отмечают, что им не хватает заботы и внимания детей и близких людей.

Таким образом, можно  сделать вывод, что пожилые люди нуждаются в заботе и поддержке близких, и их основными проблемами являются одиночество и неуверенность в завтрашнем дне. Гипотеза получила подтверждение, цель работы достигнута, задачи выполнены.

Безусловно, проводимое мною исследование является только одной из попыток выявить структуру социальной поддержки "наших стариков". Необходимо, на наш взгляд, продолжить исследования в рамках данной проблемы, что позволит определить тенденции в формировании уровня культуры современного российского общества по отношению к людям позднего возраста.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко; Институт «Открытое общество». - М.: Тривола, 1998. - 228с.
  2. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб.пособие для вузов / Ю.М. Плотинский; Институт «Открытое общество». - М.: Логос, 1998. - 280с.
  3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии(введение): Учеб. пособие для вузов / Г.Г. Татарова; Институт «Открытое общество». - М.: Стратегия, 1998. - 224с.
  4. Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций / О.Г. Филатова. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. 
  5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу :[бумага]: Учеб. пособие / С.В. Тетерский. - М.: Академ. проект, 2001.
  6. Фирсов М.В. История социальной работы в России :[бумага] : Учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. - М.: Владос:МГСУ, 1999.
  7. Технологии социальной работы :[бумага]: Учебник для вузов / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
  8. Основы социальной работы: Учебник для вузов / П.Д. Павленок, А.А. Акмалова, В.П. Алферов и др.; Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2002.
  9. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / А.В. Бабушкин, М.П. Гурьянова, И.Г. Зайнышев и др.; Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: Инфра-М, 2002. - 427 с.
  10. Тащева А.И. Проблема старости: социокультурный феномен / Психология старости и старения: Хрестоматия для студ. психол. ф-тов высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. — М., 2003.-358.
  11. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика.- М.: «Когито-Центр», 2005.-680с.
  12. Феофанов К.А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. — М., 2004с.-368с.
  13. Феофанов К.А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М, 2004.-470с.
  14. Харевен Т.К. Последний этап: исторические аспекты зрелости и старости. // Социальная геронтология: современные исследования. - М.: РАН ИНИО, 2004.-286с.
  15. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. – М.: Социально технологический институт МГУС, 2007.-257с.

 

Приложение 1.

 

Анкета.

  1. Пол,
  2. Возраст
  3. Семейное положение

4. Образовательный  уровень:

5. Одинокость проживания:

  1. Какая проблема на данный момент тревожит вас больше всего?
  2. Динамика существования проблемы:
  3. Как бы Вы оценили ваше нынешнее материальное положение?

9. Помогают ли вам дети?

10. Помогаете ли вы детям?

11. Общаетесь ли вы с друзьями?

12.Общаетесь ли с коллегами по работе?

13. Откуда  получаете информацию о событиях  в стране и в мире?

14. Нуждаетесь ли вы в заботе и внимании детей и близких людей?

15.  Хватает ли вам общения?

16.  Какие направления в работе государства по решению с проблем села вы считаете наиболее важными?

17.  Как вы считаете, кто может помочь решить ваши проблемы?

18. Как  часто вы пользуетесь услугами  социальных работников?

19. Довольны  ли вы социальным обслуживанием?

20. Какими  качествами, на ваш взгляд, должен  обладать идеальный социальный работник?

 

 

 

 

Приложение 2.

Ответы на вопросы  анкеты

  1. Пол.                    М – 10 чел.,      Ж – 15 чел.

2. Возраст,

- 60-65 – 3 чел

- 66- 70 – 14 чел

- 70-75 – 7 чел

- 76-80 – 1 чел.

3. Семейное положение

- разведены – 12 чел

- гражданский брак – 5 чел.

- вдовы (вдовцы) – 4 чел.

- женаты (замужем) – 2 чел.

- холост – 2 чел.

4. Образовательный  уровень:

  • среднее – 13 чел;
  • среднеспециальное – 8 чел.
  • высшее – 4 чел.

5. Одинокость  проживания:

  • живут одни – 14 чел;
  • живут не одни – 11 чел.

6. Какая проблема на данный момент тревожит вас больше всего?

- одиночество  – 8 чел

- переживание  по поводу потери (смерти) близких  людей – 3 чел

- проблемы социальной адаптации (сокращение на работе, низкий материальный уровень и другие) – 1 чел

- неуверенность в завтрашнем дне – 7 чел.

- семейные проблемы (конфликты с детьми, супругами,  соседями, родственниками; отсутствие  взаимопонимания) – 6 чел

  1. Динамика существования проблемы:

- периодическое обострение – 8 чел;

- стабильное состояние – 7 чел;

- внезапное обострение – 6 чел;

- нарастание актуальности – 4 чел.

8. Как бы Вы оценили ваше нынешнее материальное положение?

- хорошее – 4 чел

- среднее – 11 чел

- нестабильное – 9 чел.

- плохое – 1 чел

9. Помогают ли вам дети?

- да  – 6 чел

- нет  – 11 чел

- редко – 8 чел

10. Помогаете ли вы детям?

- да  – 9 чел

- нет  – 5 чел

- редко – 11 чел

11. Общаетесь  ли вы с друзьями?

- да  – 9чел

- нет  – 3 чел

- редко – 13 чел

12.Общаетесь  ли с коллегами по работе?

- да – 6 чел

- нет – 8 чел

- редко – 11 чел

13. Откуда  получаете информацию о событиях в стране и в мире?

                  - газеты, радио, телевизор –  15 чел

                 - от друзей и соседей – 9 чел

                 - не интересуюсь -  1 чел

14. Нуждаетесь ли вы в заботе и внимании детей и близких людей?

- да – 14 чел

- нет – 2 чел

- частично –  9 чел 

15.  Хватает ли вам общения?

- да –5 чел

- нет – 12 чел

- частично –  8 чел 

16.  Какие направления в работе государства по решению с проблем села вы считаете наиболее важными?

- оказывать пожилым материальную поддержку, защищать их интересы – 7 чел

- создавать рабочие места для пожилых – 5 чел

- ввести дополнительные  льготы или субсидии – 9 чел

- обеспечить пожилым людям доступ в принятии решений в экономике и политике – 4 чел

17.  Как вы считаете, кто может помочь решить ваши проблемы?

- государство – 4 чел

- семья, друзья – 8 чел

- социальные службы – 13 чел

18. Как часто вы пользуетесь услугами социальных работников?

- Несколько  раз в месяц  - 12 чел.

- Один раз  в неделю  - 8 чел.

- Несколько  раз в неделю - 5 чел.

19. Довольны ли вы социальным обслуживанием?

- Да, полностью - 10 чел.

- Не всегда  - 13 чел.

- Очень редко  - 2 чел.

20. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный социальный работник?

- Доброта     - 6 чел.

- Понимание      - 10 чел.

- Великодушие     - 9 чел.

- Жизненный  опыт - 4 чел.

- Душевная теплота  - 7 чел.

- Сострадание  - 8 чел.

- Приятная внешность  - 5 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Протокол исследования

    1. Пол.                    Ж

2. Возраст, 65

3. Семейное положение           вдова

4. Образовательный  уровень:          среднеспециальное

5. Одинокость  проживания:            живет одна

6. Какая проблема на данный момент тревожит вас больше всего?

- одиночество 

7. Динамика  существования проблемы:

- периодическое  обострение

8. Как бы Вы оценили ваше нынешнее материальное положение?

- нестабильное 

9. Помогают ли вам дети?

- да 

10. Помогаете ли вы детям?

- редко 

11. Общаетесь  ли вы с друзьями?

- редко 

12.Общаетесь  ли с коллегами по работе?

- редко 

13. Откуда  получаете информацию о событиях в стране и в мире?

                  - газеты, радио, телевизор 

14. Нуждаетесь ли вы в заботе и внимании детей и близких людей?

- да 

15.  Хватает ли вам общения?

- нет 

16.  Какие направления в работе государства по решению с проблем села вы считаете наиболее важными?

-  оказывать пожилым материальную  поддержку, защищать их интересы 

17.  Как вы считаете, кто может помочь решить ваши проблемы?

          - социальные службы 

18. Как  часто вы пользуетесь услугами  социальных работников?

- Один  раз в неделю 

19. Довольны  ли вы социальным обслуживанием?

- Да, полностью 

20. Какими  качествами, на ваш взгляд, должен  обладать идеальный социальный  работник?

- Доброта    

- Понимание     

 


Информация о работе Программа социологического исследования социальных проблем пожилых и престарелых граждан