Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:59, контрольная работа
В широком смысле социологическое исследование - это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
Введение…………………………………………………………………….3
Прикладное социологическое исследование как ведущий замысел исследовательского процесса………………………….5
Сущность программы социологического исследования…………..5
Назначение и функции данной программы………………………….7
Структура программы теоретико-прикладного и прикладного социологического исследования ………………………………..10
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………...17
Структура программы охватывает относительно детальное, четкое И завершено формулирование целей и задач и методологическое обоснование проблемы, определение конкретной цели, объекта и предмета исследований, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследований; методического определение совокупности характеристики использованных методов сбора и обработки первичной социологической информации , логической структуры инструментария для сбора информации, логических схем и их обработки на электронно-вычислительных машинах. Программа – теоретическая основа осуществляемых процедур исследования – сбор, обработка и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций. Составлен на основе программы организационно-технический план исследования имеет оперативный характер и определяет последовательность осуществления намеченных процедур. Программа и организационно-технический план исследования – утверждаются администрацией учреждения заведения, где ведется исследование. Разделы документов включаются в перспективные и текущие планы учреждения учреждения и их подразделений. Для руководства исследованием назначается ответственное лицо за весь комплекс и ответственные научные сотрудники за своевременное осуществление исследований соответственно программы и организационно-технического плана. Отправным пунктом любого исследования выступает проблемная ситуация – специфическое положение объекта социологического исследования, объекта характеризуется противоречиями между потребностями помнить, что слишком широкий план исследований требует значительных усилий и продолжительности. Если не удается сразу предоставить формулировке проблемы ясности и четкости, ограничить определенными рамками само исследование, то можно поэтапно проводить исследования в соответствии методике и методологии.
Случается, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд других проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама программа исследования направлена на разнообразный социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких программ в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, усложняется инструментарий исследования, который становится излишне громоздкий и логично нечеткий, что может снизить качество собранной социологической информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, имеющего большое значение для организации, а это ведет к старению социологических данных, потере их актуальности, а иногда практического смысла. И, в-третьих, опыт показывает нецелесообразность, а иногда это очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования. В современных условиях социологическими исследованиями охвачено практически все стороны и сферы жизни общества. Проведение социологических исследований определяется резкой социальное значимой целью. Непосредственным поводом к осуществлению социологических исследований является реально существующие противоречия в развитии социальной системы между ее элементами и отдельными компонентами. Вот такие противоречия и составляют суть проблемы. Следует отличать проблемы социальные и проблемы научные. Социальные проблемы – это социальные, жизненные противоречия, требующие организации целенаправленных действий для их устранения. Научные проблемы – это знания и незнания. Научные проблемы отражают противоречия между знанием потребностей общества и его организацией в определенных практических и теоретических действиях, с одной стороны, и незнанием путей и средств реализации действий – с другой. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сфере того, что должно быть изучено, это означает, что не всегда и не любая социальная проблема может быть решена в пределах имеющихся знаний. Поэтому-то решения некоторых проблем требует теоретических и практических действий, функционально направленных на получение нового знания в форме тех или иных теоретических рекомендаций, а в прикладных исследованиях используются старые знания, которых нередко бывает недостаточно. Поэтому-то, как правило, социологические исследования комплексные, требующие основательной и аргументированной программы исследований.
Первое требование – необходимость четкой,
Основные требования конкретной, аргументированной программы, идеальной программы Исследование без программы вообще напоминает поиск методом проб и ошибок: растраты энергии часто не оправдывают, не дают ни познавательного, ни вообще желаемого эффекта. В процессе исследования оказывается, что понятие «покрываются эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал: факты, данные, анализ событий, явлений. Попытки сформировать вопрос на стадии анализа данных, фактов ведет к неверия: материал (факты, данные) собрано полностью, отбор не удовлетворил потребности, задачи исследования, полученные ответы не на те вопросы, которые предусматривались вначале Наконец, исследователи приходят к выводу, что в процессе проведенного исследования сделаны не все и не так, как планировалось, предполагалось, что теперь сделали бы все совсем иначе. Предварительный вывод нередко возникает и при тщательно, детально разработанной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют иной характер – достижение желаемых результатов, эффективности. Возникают обоснованнее гипотезы, требующие специальной, целенаправленной переработки по новой программе. Такое недовольство достигнутыми результатами – плоды творческого поиска, тогда как раньше – факты неиспользованных возможностей.
Второе требование – ясность и точность, детализация программы. Все ее позиции и положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на уточнение, выверку вопросам, не возникли бы, будь у них общая программа.
Третье требование – логическая последовательность всех элементов, звеньев программы. Нельзя начинать выбор плана, не представляя цели и задачи исследования. Бездумно пытаться формулировать отдельные гипотезы не представляя объекта. Программа – четко и логично сформулированы цели, задачи, ориентиры, объекты, предметы исследования, способы, методы исследования и т.д.
Четвертое требование – гибкость
программы. Кажется, что это противоречит
логичности, последовательности изучения
объекта. А в действительности гибкость
программы подчеркивает связанность
всех ее звеньев и элементов в
динамике развития процесса исследования,
обязывает систематически осматривать
все разделы, а обнаружив отдельные
ошибки, немедленно устранять. Подготовка
программы социологического исследования
– дело не простое, требует значительных
затрат времени и усилий. Практика
показывает, что разработка формулирование
программы занимает больше времени,
чем сам процесс ее реализации.
Тщательно продуманная
Практические советы Первая. Не начинайте разработку программы, пока не выяснили, в чем главная цель исследования, его практический смысл.
Друга. Обдумайте и обсудите с другими исследователями: есть проблема весьма значима и теоретически и практически, чтобы тратить усилия на ее исследования, нет уже готовых аналогов решения, реализации проблемы, не является ли она частью другой, более общей. Обдумайте, не будет исследование теоретико-прикладным или практически-прикладным, а затем решите: имеете достаточные ресурсы (знания, источники дополнительной информации, материальные средства, средства) для проведения исследования. Позаботьтесь в предыдущем варианте программы, как детализировать исследования, наметьте объект и уточните предмет опыта и снова подумайте, какие практические трудности могут возникнуть в процессе исследования, в какой мере доступны объекты опыта, получите поддержку от ответственных лиц, заинтересованных в изучении и реализации проблемы?
Третья. Важно четко, конкретно сформулировать цель исследования, на которое основной вопрос предполагается получить ответ и насколько детальным должно быть, применительно к избранного или предполагаемого объекта. Устанавливаются определенные взаимосвязи и зависимости, разрабатываются различные варианты практических решений определенных проблем.
Окончательно определив, к какому типу принадлежит исследование, раскатываем системы проблем. Целесообразно сделать эскизы, проекты цели, т.е. задач и пути их реализации, непосредственно или вскользь, либо и вовсе не связано с основной целью исследования проблемы и ее, реализации. Важно составить особый перечень и позже решить, можно реализовать задачу, осуществить цель опыта, пользуясь информацией, нужной для решения, реализации основного исследования. Рекомендуется составить алгоритм вопросов для выяснения особенностей предметной области и объекта изучения: что читать? какую информацию использовать? с кем консультироваться? т.д.
Четвертая. Не жалейте времени на «самообразование», обращайтесь к новитниших открытий, источников информации, литературы по предмету и др. В них найдете ссылки на фундаментальные труды и опыт, консультируйтесь с доступными и известными специалистами. Определите принципиальный план исследования и, если это будет исследование по плану, программе (что в основном уже реализован), приступайте, начинайте детализацию программы по фрагментам. Сделает первый набросок, накидок основных структурных компонентов связей объекта изучения, выделив предмет анализа соответственно цели и основным задачам исследования. Одновременно формулируйте основные гипотезы и уточняйте содержательный смысл основных понятий, стали элементами формирований гипотез.
Пятая. Обсудите с иными исследователями направления исследования, еще и еще раз обратитесь за советом, консультацией к специалистам-исследователей, до практиков и только тогда начинайте систематизированное обработки понятий общей концепции и формулировки рабочих гипотез. Стоит здесь помнить и действовать по пословице: семь раз отмерь, один раз отрежь. Оформите программу как отдельный документ исследования: это пригодится не только в осуществлении, реализации исследования, но и при подготовке итогового отчета или публикации.
Решения, реализация той или иной проблемы социальной или научной – всегда направлена на достижение той или иной конкретной цели, конкретной задачи, определение эффективности.
Цель конкретного
Заключение
Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур.
Конкретное социологическое
Основные задачи исследования определяет поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения проблемы?
Сформулировав проблему, определив цели, социолог выбирает объект исследования. Объект социологического исследования -- это явление или процесс.
Анализ модели объекта дает возможность
уточнить проблемную ситуацию; предмет,
создает предпосылки для
Таким образом, социологическое исследование является инструментом для получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального управления. С помощью исследования социолог пытается узнать, так сказать «рассмотреть» проблему «изнутри», чтобы разобраться в её «истоках» и найти способы её решения.
Список литературы
1. Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Аспект Пресс,2007.
2. Битянова JU.P. Социальная психология. - М.: Межд. пед. академия,2007.
3. Борисов В.А., Козина И.М. Социальная справедливость и права человека в массовом сознании (Теория и метод исследования) // Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 2007.
4. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.
5. Ковалевский М.М. Соч. в 2-х т. - Т.1. Социология. - СПб: АЛЕТЕЙЯ,2008.
6. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2008. - 134c.
7. Методы сбора данных: анализ документов, наблюдение, эксперимент. – М1.- ИСРАН,2007.
8. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2005. -156c.
10. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2008. -543c.
11. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006. -320c.
12. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2006.
13. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - 2-е изд. - М.: Университет, 2002.
14. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования. - М.: МГУ, 2004.
Информация о работе Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования