Программы развития и оптимизации системы социального обслуживания молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицит федерального бюджета, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения системы социального обслуживания молодежи в современной России…………..5
Характеристика системы социального обслуживания молодежи………………………………………………………………………5
1.2 Направления функционирования системы социального обслуживания молодежи…………………………………………………..….7
Глава 2. Формирование программ обеспечения деятельности учреждений системы социального обслуживания молодежи в современной России……………………………………………………………12
2.1 Программы развития работы с молодежью в социальных учреждениях субъектов РФ……………………………….………………...12
2.2 Региональный опыт по оптимизации социальной работы с молодежью на примере Орловской области……………………………..18
Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсачччч1.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

6) содействует активизации  потенциала собственных возможностей  отдельного человека, семьи или  социальной группы;

7) дает необходимые консультации  по различным вопросам социальной  помощи и защиты;

8) помогает в оформлении  документов для принятия нуждающихся  на постоянное или временное  социальное обслуживание, для опеки  и попечительства;

9) содействует в предоставлении  права на проживание в стационарных  учреждениях (социально-реабилитационных  центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных  центрах помощи женщинам, попавшим  в трудную жизненную ситуацию, и др.)4.

Специалист по работе с  молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную  ситуацию, в комплексных центрах  социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и  весь комплекс социальных услуг концентрируется  именно в этом учреждении. Поддержка  оказывается всем категориям молодых  граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями  деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Другим видом учреждений являются центры социально-психологической  помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

Адаптации молодежи к современным  условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного  учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых  социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и  др.), педагогическая коррекция. Одним  из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости  от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных  в социальном отношении групп  молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия  для жизнедеятельности (конфликты  и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).

Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятельностью.

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного  поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые  могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация  проведения в сельском поселении  ежемесячного консультирования одним  из специалистов.

Консультирование позволяет  осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или  одного человека.

Исходя из всего вышеизложенного в этой главе курсовой работы можно сделать некоторые выводы:

1. Основной задачей учреждений  органов по делам молодежи  является создание условий для  физического, духовного и нравственного  развития подростков и молодежи  в возрасте от 14 до 30 лет

2. Результатом взаимодействия  специалиста по работе с молодежью  и молодого человека должно  быть формирование готовности  молодого человека к самостоятельной  жизни.

3. Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование программ обеспечения деятельности учреждений системы социального обслуживания молодежи в современной России.

2.1 Программы развития работы с молодежью в социальных учреждениях субъектов РФ.

Программы развития – это  предварительное описание предстоящих событий или действий, направленные на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Одним из основных направлений  деятельности социальных учреждений органов  по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно  реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий  по трудоустройству с помощью  следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест5.

Так, в центре социального  обслуживания молодежи Мурманска предполагается трудоустройство юношей и девушек  по следующим возрастным группам:

  • от 14 до 16 лет (не обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования) - по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов города Мурманска;
  • от 16 до 18 лет (зарегистрированные в Мурманском городском центре занятости населения);
  • от 18 до 30 лет (особо нуждающиеся, имеющие стаж работы не более трех месяцев после окончания дневного отделения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и состоящие на учете в городском центре занятости).

Руководители муниципальных  учреждений и унитарных предприятий  города Мурманска выделяют один процент  рабочих мест (от годовой численности  работающих) для трудоустройства  выпускников учреждений образования. Для остальных предприятий устанавливается  квота рабочих мест для выпускников  в соответствии с договорами, заключенными муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания молодежи». Заработная плата принятым молодым работникам при этом начисляется  в соответствии с действующей  тарифной сеткой с учетом районного  коэффициента и полярных надбавок за счет средств городского бюджета. Центр  социального обслуживания молодежи должен ежемесячно перечислять деньги организациям, с которыми заключены  договоры, на компенсацию расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства  молодежи.

Сотрудники Центра ведут  учет направленных и принятых на работу молодых специалистов и контролируют своевременное предоставление организациями  информации об увольнении работника. Руководители организаций и предприятий при  приеме на работу оформляют документы  на нового работника, в том числе  в обязательном порядке - медицинский  полис на срок действия договора. В  случае увольнения несовершеннолетних работников по инициативе работодателя руководители организаций должны информировать  Центр социального обслуживания молодежи, Федеральную инспекцию  труда по Мурманской области и  окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Интересный опыт социального  обслуживания имеется в центре социально-психологической  помощи молодежи «Шанс» (г. Тула). Здесь  эффективно работают такие структурные  подразделения (модули), как служба индивидуального консультирования, служба просвещения, школа общения (система групповых тренингов, направленных на коррекцию межличностных отношений), кабинет планирования карьеры, кабинет  профдиагностики. Актуальные молодежные проблемы рассматриваются в лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения, методическую помощь специалистам оказывает учебно-методический кабинет. Инновационной формой социальной работы центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» является создание игротеки для детей клиентов микрорайона, где осуществляет деятельность это учреждение социального обслуживания молодежи6.

Адаптации молодежи к современным  условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного  учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых  социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и  др.), педагогическая коррекция. Одним  из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости  от психоактивных веществ в молодежной среде.

Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр» города Саранска предоставляет  молодым людям информацию о рынке  труда, участвует в создании рабочих  мест, трудоустройстве. Специалисты  центра организуют стройотряды, проводят профориентацию среди молодежи и  реабилитацию детей с ограниченными  возможностями.

В г. Оренбурге «Областная социально-психологическая служба молодежи» проводит социальную реабилитацию, экстренную психологическую помощь по телефону, психодиагностику, психокоррекцию, помощь детям-сиротам.

Астраханская областная  социальная служба молодежи развивает  в своей работе следующие услуги: оказание бесплатной анонимной консультативной  помощи, экстренной психологической  помощи, организация работы с молодыми инвалидами, создание рабочих мест для подростков и молодежи, клубов «Молодая семья», развитие социальной работы с молодежью в районах области.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с  помощью индивидуальных, групповых  и коллективных форм.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью  дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью  реализует различные игровые  технологии, обучает юношей и девушек  умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности  для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых  людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом  Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».

Основным назначением  данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение  условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни  в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного  досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью  в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Деятельность подростково-молодежного  клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направления. Они воплощаются на практике с помощью следующих  форм работы с молодежью: учебных  занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества7.

Интересный опыт развития личностных ресурсов молодежи имеется  в муниципальном социальном учреждении «Городской клуб старшеклассников и  учащейся молодежи» г. Костромы. В  его деятельности можно выделить следующие направления: работа со стабильным контингентом юношей и девушек в  студиях и любительских объединениях; реализация молодежных городских программ; организация досуга молодежи в летний период.

Таким образом, в каждом регионе  России действуют свои программы  обслуживания молодежи. Большинство программ направлены на трудоустройство молодых граждан,  с целью во влечения молодого поколения в трудо-производственный процесс.

 

 2.2 Региональный опыт по оптимизации социальной работы с молодежью.

 

В Орловской области проживает  более 213 тыс. граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 24% от общей численности населения. Треть из них - наиболее активная часть - являются членами разнообразных  многочисленных молодежных объединений, клубов, групп, в том числе и  неформальных. По состоянию на начало 2013 года управлением юстиции зарегистрировано более 100 молодежных и детских общественных объединений8.

Ведущим субъектом государственной  молодежной политики на территории области  является управление по делам молодежи администрации Орловской области, а на муниципальном уровне - районные и городские отделы по делам молодежи, комитет по делам молодежи г. Орла. В целях повышения эффективности  реализации государственной политики по работе с молодежью, взаимодействия государственных и общественных структур, организации работы на основе коллегиальности и единоначалия при управлении образована коллегия. Среди других субъектов, занимающихся решением вопросов социальной адаптации  молодых граждан, можно выделить воссозданные на промышленных предприятиях советы молодых специалистов, а также  советы студентов, аспирантов и молодых  ученых в вузах и ссузах. В своей деятельности управление руководствуется, прежде всего, федеральной целевой программой «Молодежь России, и законом Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области». На основе этих документов реализуются программы «Молодежь Орловщины», «Социальная поддержка молодежи в Орловской области», «Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания», состоящие из ряда подпрограмм.

Информация о работе Программы развития и оптимизации системы социального обслуживания молодежи в современной России