Проект Реабилитации наркозависимых «восстановление»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Склонность к нездоровому образу жизни, асоциальному поведению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ, среди молодёжи за последние годы приобрела характер эпидемии. Значительное число студентов вузов, а также не имеющей работы молодёжи вовлекается в характерный для наркомании круг общения и деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

проект.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)
  • Настрой на день
  • Тренинг в виде «устной группы»
  • Спорт-час

На этих мероприятиях пациент в раскрепощенной обстановке может совершать первые попытки  самовыражения и самоопределения  в условиях нового для него коллектива. Это особенно важно, учитывая первоначально  агрессивный настрой большинства пациентов на принятие режимных моментов. Это не означает, что пациент не обязан присутствовать по расписанию на остальных мероприятиях, однако, именно на этих занятиях ему уделяется особое внимание. Консультантом собирается вся необходимая информация для составления индивидуального плана реабилитации, а динамика состояния заносится в социальный паспорт реабилитанта для дальнейшего использования в процессе работы всеми членами бригады.

Параллельно с  этим процессом, психологом Центра ведется  психологическое консультирование и психокоррекция, направленные на выявление личностных деформаций, их коррекцию и создание установки на здоровый образ жизни; психодиагностика эмоциональной сферы с целью определения успешности адаптации.

Работники социально-трудовой службы выявляют профессионально-трудовой потенциал пациента, определяют уровень заинтересованности в труде, изучают накопленный в процессе жизнедеятельности трудовой опыт с целью максимально эффективной организации трудотерапии. Определяющим фактором в выборе направленности трудозанятости зачастую являются не личные предпочтения пациента, а мнение специалистов Центра, основанное на тщательном анализе информации, полученной на адаптационном этапе.

Продолжается медикаментозная и иные восстановительные процедуры. Для скорейшей нормализации физического состояния больного в расписании мероприятий предусмотрена саунотерапия. Посещение русской бани совместно с фитотерапией способствует нормализации сна, снижению компульсивного влечения к наркотикам, улучшению настроения, снижению тревожности и депрессии.

Таким образом, именно нормализация физического и психического состояний и ознакомление пациента с новой для него терапевтической средой являются важнейшими мишенями для работы на этом этапе.

Результатами  работы специалистов на этом этапе могут считаться:

  • полное принятие пациентом правил внутреннего распорядка;
  • активное участие во всех режимных мероприятиях;
  • готовность пациента к письменной работе по программе «12х12»;
  • низкие показатели тревожности и отсутствие депрессивных состояний как факт благополучно протекающего процесса адаптации в реабилитационном центре.

При достижении данных показателей решением комиссии пациент переводится на следующий этап реабилитации.

  1. Основной этап

После перевода на основной этап реабилитации пациента, он приступает к выполнению в полном объеме всех письменных заданий, предусмотренных программой «12х12» .К таким заданиям относятся:

- работа по  первому шагу методики «12х12», 

- анализ чувств,

- лекции,

- настрой на  день,

- собрание,

-время совести

При работе по первому  шагу продолжает соблюдаться принцип  групповой терапии, и пациенты выполняют  письменные задания по рабочему журналу  в коллективе людей, с которыми находились в «устной группе».

С третьей недели нахождения пациента в Центре психолог и психотерапевт переходят от диагностических и мотивационных процедур к консультированию и коррекции, включаются активно в процесс реабилитации, так как только к этому времени больной готов к переходу от пассивной позиции «Лечите меня» к активной позиции в выздоровлении «Я лечусь». Программа психолого-психотерапевтического сопровождения  реабилитации больных наркоманией выстроена в той же логике, что и весь реабилитационный процесс.

В результате проведенных  на адаптационном этапе исследований определяются мишени для психологической работы:

1. Личностно-характерологический  компонент: осуществляется работа  с мотивационной сферой, нарушенной  самооценкой, затруднениями в  проявлении эмоций, подавлении чувства  вины и стыда, преодоление психологических защит, связанных с употреблением ПАВ.

2. Коммуникативный  компонент: прорабатывается нетерпимость  к чужому мнению, неспособность  признавать свои ошибки, недоверие  к окружающим, неспособность адекватно  пользоваться посторонней помощью,  деформация полоролевых отношений; неспособность сопротивляться постороннему давлению (комфортность, зависимость); дефицит безусловной любви в семье.

С учетом выявленной проблематики формируется программа тренинговой и индивидуальной психокоррекционной работы с пациентом на всех этапах реабилитации. Она направлена на устранение личностных и поведенческих расстройств, формирование новых личностных качеств резидента и закрепление достигнутых результатов лечения, мотивацию на участие в реабилитационных программах и выработке стойких мотивов на отказ от употребления ПАВ. Выбор и продолжительность психотерапевтических методик определяется особенностями основного заболевания  реабилитанта, личностного и социального статуса.

Большое внимание консультантов на этом этапе уделяется работе пациента с индивидуальным журналом выздоровления. Каждое следующее задание из индивидуального рабочего журнала подробно обсуждается и разбирается с консультантом. При работе в группе по написанию первого шага консультант помогает понять и освоить основные термины и принципы письменных упражнений, во время выполнения которых пациентом письменно анализируется болезненный опыт употребления ПАВ, в рабочих тетрадях обязательно фиксируются эмоциональные переживания для каждого отдельного случая.

Эта работа обладает мощным терапевтическим эффектом и  способствует высвобождению подавленных  эмоций и чувств, появлению честного, адекватного взгляда на себя, свой диагноз и последствия употребления ПАВ. Постепенно в процессе ежедневной письменной работы разрушаются мифы, способствующие комфортному употреблению наркотиков. Самое важное для пациента заключается в том, что начинается оздоровительный процесс принятия себя и своей болезни. Все это в совокупности дает зависимому человеку возможность сформировать мотивацию на добровольный, искренний отказ от употребления наркотиков и помогает сформироваться установкам на новый  образ жизни без употребления химических веществ. Свои письменные работы реабилитант читает вслух всей группе, с которой он прорабатывает свой шаг. После сдачи устанавливается обратная связь с одногруппниками и консультантом, который присутствует при сдаче.

В случае, когда  пациент в целом не мотивирован  на внутренние изменения и работу по проекту реабилитации, специалистами Центра принимается решение добавить дополнительные нагрузки к общим заданиям по распорядку дня. Если речь идет о дисциплинарных нарушениях, то дополнительные задания сводятся к письменным упражнениям и являются сдерживающим фактором при нарушениях общих правил Центра. Кроме информационной нагрузки, дополнительные задания требуют времени для выполнения, и пациентам, которые нарушают правила, приходится использовать личное время, выделенное для досуга и бытовых потребностей. Существуют дополнительные шаговые задания. Основная цель этих упражнений помочь немотивированным пациентам найти в себе внутренние ресурсы для работы по первому шагу программы выздоровления. Каждый конкретный случай дополнительной нагрузки обсуждается со старшим консультантом, после чего консультант на общей планерке с пациентами объявляет о дополнительных заданиях и о времени для их выполнения. При работе по заданиям, консультант следит за адекватностью их выполнения и за сроками, чтобы не использовать время других, не менее важных, занятий.

Учитывая особый психологический портрет большинства  пациентов, обусловленный ведением асоциального образа жизни на протяжении нескольких лет, специалистами Центра уделяется внимание обучению выздоравливающего, выстраиванию эффективных коммуникаций в коллективе. Решению этой задачи способствуют спортивные мероприятия, ежедневно проводимые в реабилитационном Центре. В Занятия спортом под контролем инструктора способствуют установлению сплоченности в коллективе пациентов, что опосредованно помогает решению задачи создания группового (коллективного) подхода к выполнению заданий по программе выздоровления.

Трудотерапия является неотъемлемым звеном в реабилитационном процессе и залогом успеха в достижении общей цели выздоровления и возвращения к полноценной жизни в обществе. Во время трудотерапии, в течение трех часов ежедневно, пациенты при помощи мастеров производственного обучения восстанавливают утраченные навыки труда и обучаются новым умениям. Столярная мастерская для мужчин, теплицы и швейный цех для женщин, а также работы на территории центра позволяют ежедневно создавать большой объем работы, при выполнении которой пациентам приходится прикладывать максимум физических усилий и проводить серьезную внутреннюю работу по преодолению отрицания важности труда. Также пациенты имеют возможность обучиться целому ряду рабочих профессий по программе начального профессионального образования.

    Так  же немаловажно в реабилитационном процессе спортивная терапия – это  футбольный мини стадион, баскетбольная  и волейбольная площадки.

 

 

Ежедневно проводятся лекционные занятия с участием всей группы пациентов для того чтобы пациент получил специфические знания о своем диагнозе, о роли эмоций в его жизни, о способах преодоления стрессовых ситуаций, чтобы предотвратить рецидив. Основные информационные блоки посвящены техникам работы с эмоциями, принципам работы по шагам, идеологии трезвого образа жизни и полного воздержания от всех видов веществ, изменяющих сознание. Информация такого рода помогает пациентам по-новому взглянуть на свое заболевание, его течение, на особенности своей зависимой личности и приобрести простые и эффективные навыки работы с дефектами характера.

Комплексный подход к программе реабилитации каждого пациента и соблюдение индивидуального плана лечения приводит к формированию у больного к концу данного этапа стойкой мотивации:

  • на ведение трезвого образа жизни,
  • на личностные изменения,
  • на продолжение лечения с целью закрепления результатов адаптационного и основного этапов.

Именно достижение этих результатов, подтвержденное результатами ретестирования и проверкой выполнения индивидуальных заданий, может считаться  контрольной точкой при принятии решения клинико-экспертной комиссией о переводе пациента на следующий – переходный  этап реабилитации.

 

  1. Переходный этап

После сдачи  основной письменной работы по первому  шагу у каждого резидента появляется возможность в течение двух недель составить и проработать постреабилитационный план. При выполнении этого задания подводятся итоги собственной реабилитации, анализируются достижения и ошибки, письменно фиксируются изменения, которые произошли за весь период реабилитации. Постреабилитационный план составляется в соответствии с четкой схемой, благодаря которой пациент имеет возможность отследить изменения, произошедшие в образе мышления, на эмоциональном уровне, в умении наладить социальные связи, в физическом состоянии и отметить укрепление психического и духовного здоровья. Схема плана позволяет составить подробный распорядок дня на первые три месяца после выписки, в который пациент обязательно включает конкретные дела и поступки, способствующие самодисциплине и дальнейшему самооздоровлению.

Один из принципов, который пациенты принимают, а впоследствии следуют ему как в Центре, так и после выписки – это поиск наставника или «духовного спонсора». Это человек, обладающий опытом работы по программе выздоровления, имеющий стаж жизни без ПАВ.

В последний  день реабилитации в присутствии  всех пациентов больной, готовящийся к выписке, зачитывает свой постреабилитационный план и защищает его сильные и слабые стороны. Таким образом, достигается выполнение еще одной цели – пациенты, находящиеся на лечении первые дни, могут увидеть те горизонты, к которым им самим еще предстоит идти на протяжении трёх месяцев.

Создание полноценного, позитивно направленного, индивидуально и социально полезного духовного плана на постреабилитационный период является на завершение работы пациента в стационаре и необходимость перевода его на профилактический этап.

 

  1. Профилактический этап

После завершения программы интенсивной реабилитации резидент включается в программы  поддерживающей реабилитации, профилактические (постреабилитационные), направленные на усиление мотивов личностного  и социального роста, на профилактику рецидивов заболевания. Их продолжительность строго индивидуальна, определяется стабильностью интегрированности больного в общество, но должна быть не менее одного года.

      Психологическое консультирование в постреабилитационный период направлено на полноценную интеграцию наркозависимого в общество, то есть на эффективное применение знаний и навыков ведения трезвой жизни, полученных в центре. Именно на этом этапе важно научить зависимого самостоятельно использовать свой и чужой опыт преодоления трудностей на пути выздоровления, а также продолжать работу над принятием себя и своей болезни.

       Полноценным продолжением такой работы является еще одно письменное задание, которое непременно должно выполняться с наставником в амбулаторных условиях. Для людей, склонных к рецидивам, существует специально разработанный журнал по профилактике срыва, в котором возврат к употреблению химических веществ рассматривается как процесс со своими симптомами, своей особенной динамикой, особенностями, но процесс обратимый. Суть работы по такому журналу заключается в том, что зависимый под бдительным руководством наставника учится распознавать индивидуальные  предвестники, сигналы, говорящие о том, что процесс развивается, что заболевание прогрессирует. Самое ценное в этой работе - знание, что срыв - процесс обратимый, его можно локализовать пока еще не поздно. Помощь наставника необходима, чтобы не запутаться в терминологии и пользоваться опытом человека, живущего трезво и удачно пережившего многочисленные стрессовые ситуации. Кроме квалифицированной помощи, начинающему выздоравливать человеку необходима эмоциональная поддержка наставника. Взаимоотношения «духовный спонсор - подопечный» взаимовыгодны и удовлетворяют базовые потребности обеих сторон.

Информация о работе Проект Реабилитации наркозависимых «восстановление»