Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:39, курсовая работа
Склонность к нездоровому образу жизни, асоциальному поведению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ, среди молодёжи за последние годы приобрела характер эпидемии. Значительное число студентов вузов, а также не имеющей работы молодёжи вовлекается в характерный для наркомании круг общения и деятельности.
На этих мероприятиях
пациент в раскрепощенной обстановке
может совершать первые попытки
самовыражения и
Параллельно с этим процессом, психологом Центра ведется психологическое консультирование и психокоррекция, направленные на выявление личностных деформаций, их коррекцию и создание установки на здоровый образ жизни; психодиагностика эмоциональной сферы с целью определения успешности адаптации.
Работники социально-трудовой службы выявляют профессионально-трудовой потенциал пациента, определяют уровень заинтересованности в труде, изучают накопленный в процессе жизнедеятельности трудовой опыт с целью максимально эффективной организации трудотерапии. Определяющим фактором в выборе направленности трудозанятости зачастую являются не личные предпочтения пациента, а мнение специалистов Центра, основанное на тщательном анализе информации, полученной на адаптационном этапе.
Продолжается медикаментозная и иные восстановительные процедуры. Для скорейшей нормализации физического состояния больного в расписании мероприятий предусмотрена саунотерапия. Посещение русской бани совместно с фитотерапией способствует нормализации сна, снижению компульсивного влечения к наркотикам, улучшению настроения, снижению тревожности и депрессии.
Таким образом, именно нормализация физического и психического состояний и ознакомление пациента с новой для него терапевтической средой являются важнейшими мишенями для работы на этом этапе.
Результатами работы специалистов на этом этапе могут считаться:
При достижении данных показателей решением комиссии пациент переводится на следующий этап реабилитации.
- работа по
первому шагу методики «12х12»,
- анализ чувств,
- лекции,
- настрой на день,
- собрание,
-время совести
При работе по первому шагу продолжает соблюдаться принцип групповой терапии, и пациенты выполняют письменные задания по рабочему журналу в коллективе людей, с которыми находились в «устной группе».
С третьей недели нахождения
пациента в Центре психолог и психотерапевт
переходят от диагностических и мотивационных
процедур к консультированию и коррекции,
включаются активно в процесс реабилитации,
так как только к этому времени больной
готов к переходу от пассивной позиции
«Лечите меня» к активной позиции в выздоровлении
«Я лечусь». Программа психолого-
В результате проведенных
на адаптационном этапе
1. Личностно-характерологический
компонент: осуществляется
2. Коммуникативный
компонент: прорабатывается
С учетом выявленной проблематики формируется программа тренинговой и индивидуальной психокоррекционной работы с пациентом на всех этапах реабилитации. Она направлена на устранение личностных и поведенческих расстройств, формирование новых личностных качеств резидента и закрепление достигнутых результатов лечения, мотивацию на участие в реабилитационных программах и выработке стойких мотивов на отказ от употребления ПАВ. Выбор и продолжительность психотерапевтических методик определяется особенностями основного заболевания реабилитанта, личностного и социального статуса.
Большое внимание консультантов на этом этапе уделяется работе пациента с индивидуальным журналом выздоровления. Каждое следующее задание из индивидуального рабочего журнала подробно обсуждается и разбирается с консультантом. При работе в группе по написанию первого шага консультант помогает понять и освоить основные термины и принципы письменных упражнений, во время выполнения которых пациентом письменно анализируется болезненный опыт употребления ПАВ, в рабочих тетрадях обязательно фиксируются эмоциональные переживания для каждого отдельного случая.
Эта работа обладает мощным терапевтическим эффектом и способствует высвобождению подавленных эмоций и чувств, появлению честного, адекватного взгляда на себя, свой диагноз и последствия употребления ПАВ. Постепенно в процессе ежедневной письменной работы разрушаются мифы, способствующие комфортному употреблению наркотиков. Самое важное для пациента заключается в том, что начинается оздоровительный процесс принятия себя и своей болезни. Все это в совокупности дает зависимому человеку возможность сформировать мотивацию на добровольный, искренний отказ от употребления наркотиков и помогает сформироваться установкам на новый образ жизни без употребления химических веществ. Свои письменные работы реабилитант читает вслух всей группе, с которой он прорабатывает свой шаг. После сдачи устанавливается обратная связь с одногруппниками и консультантом, который присутствует при сдаче.
В случае, когда пациент в целом не мотивирован на внутренние изменения и работу по проекту реабилитации, специалистами Центра принимается решение добавить дополнительные нагрузки к общим заданиям по распорядку дня. Если речь идет о дисциплинарных нарушениях, то дополнительные задания сводятся к письменным упражнениям и являются сдерживающим фактором при нарушениях общих правил Центра. Кроме информационной нагрузки, дополнительные задания требуют времени для выполнения, и пациентам, которые нарушают правила, приходится использовать личное время, выделенное для досуга и бытовых потребностей. Существуют дополнительные шаговые задания. Основная цель этих упражнений помочь немотивированным пациентам найти в себе внутренние ресурсы для работы по первому шагу программы выздоровления. Каждый конкретный случай дополнительной нагрузки обсуждается со старшим консультантом, после чего консультант на общей планерке с пациентами объявляет о дополнительных заданиях и о времени для их выполнения. При работе по заданиям, консультант следит за адекватностью их выполнения и за сроками, чтобы не использовать время других, не менее важных, занятий.
Учитывая особый
психологический портрет
Трудотерапия является неотъемлемым звеном в реабилитационном процессе и залогом успеха в достижении общей цели выздоровления и возвращения к полноценной жизни в обществе. Во время трудотерапии, в течение трех часов ежедневно, пациенты при помощи мастеров производственного обучения восстанавливают утраченные навыки труда и обучаются новым умениям. Столярная мастерская для мужчин, теплицы и швейный цех для женщин, а также работы на территории центра позволяют ежедневно создавать большой объем работы, при выполнении которой пациентам приходится прикладывать максимум физических усилий и проводить серьезную внутреннюю работу по преодолению отрицания важности труда. Также пациенты имеют возможность обучиться целому ряду рабочих профессий по программе начального профессионального образования.
Так же немаловажно в реабилитационном процессе спортивная терапия – это футбольный мини стадион, баскетбольная и волейбольная площадки.
Ежедневно проводятся лекционные занятия с участием всей группы пациентов для того чтобы пациент получил специфические знания о своем диагнозе, о роли эмоций в его жизни, о способах преодоления стрессовых ситуаций, чтобы предотвратить рецидив. Основные информационные блоки посвящены техникам работы с эмоциями, принципам работы по шагам, идеологии трезвого образа жизни и полного воздержания от всех видов веществ, изменяющих сознание. Информация такого рода помогает пациентам по-новому взглянуть на свое заболевание, его течение, на особенности своей зависимой личности и приобрести простые и эффективные навыки работы с дефектами характера.
Комплексный подход к программе реабилитации каждого пациента и соблюдение индивидуального плана лечения приводит к формированию у больного к концу данного этапа стойкой мотивации:
Именно достижение этих результатов, подтвержденное результатами ретестирования и проверкой выполнения индивидуальных заданий, может считаться контрольной точкой при принятии решения клинико-экспертной комиссией о переводе пациента на следующий – переходный этап реабилитации.
После сдачи
основной письменной работы по первому
шагу у каждого резидента появляется
возможность в течение двух недель
составить и проработать
Один из принципов, который пациенты принимают, а впоследствии следуют ему как в Центре, так и после выписки – это поиск наставника или «духовного спонсора». Это человек, обладающий опытом работы по программе выздоровления, имеющий стаж жизни без ПАВ.
В последний день реабилитации в присутствии всех пациентов больной, готовящийся к выписке, зачитывает свой постреабилитационный план и защищает его сильные и слабые стороны. Таким образом, достигается выполнение еще одной цели – пациенты, находящиеся на лечении первые дни, могут увидеть те горизонты, к которым им самим еще предстоит идти на протяжении трёх месяцев.
Создание полноценного, позитивно направленного, индивидуально и социально полезного духовного плана на постреабилитационный период является на завершение работы пациента в стационаре и необходимость перевода его на профилактический этап.
После завершения
программы интенсивной
Психологическое консультирование в постреабилитационный период направлено на полноценную интеграцию наркозависимого в общество, то есть на эффективное применение знаний и навыков ведения трезвой жизни, полученных в центре. Именно на этом этапе важно научить зависимого самостоятельно использовать свой и чужой опыт преодоления трудностей на пути выздоровления, а также продолжать работу над принятием себя и своей болезни.
Полноценным продолжением такой работы является еще одно письменное задание, которое непременно должно выполняться с наставником в амбулаторных условиях. Для людей, склонных к рецидивам, существует специально разработанный журнал по профилактике срыва, в котором возврат к употреблению химических веществ рассматривается как процесс со своими симптомами, своей особенной динамикой, особенностями, но процесс обратимый. Суть работы по такому журналу заключается в том, что зависимый под бдительным руководством наставника учится распознавать индивидуальные предвестники, сигналы, говорящие о том, что процесс развивается, что заболевание прогрессирует. Самое ценное в этой работе - знание, что срыв - процесс обратимый, его можно локализовать пока еще не поздно. Помощь наставника необходима, чтобы не запутаться в терминологии и пользоваться опытом человека, живущего трезво и удачно пережившего многочисленные стрессовые ситуации. Кроме квалифицированной помощи, начинающему выздоравливать человеку необходима эмоциональная поддержка наставника. Взаимоотношения «духовный спонсор - подопечный» взаимовыгодны и удовлетворяют базовые потребности обеих сторон.
Информация о работе Проект Реабилитации наркозависимых «восстановление»