Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:22, статья
Возникновение человека - это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение не меньшее чудо. Для этого должны были совпасть десятки факторов: чтобы наша солнечная система находилась на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном месте; чтобы оптимальным были расстояние от Земли до Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно) и объем планеты (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и ядовитая), и т.д.
До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса или возникла на самой планете химическим путем. Но и возникнув, жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибков или плесени. Во вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот - Вселенная стремится из состояния упорядоченности к хаосу, от сложного - к более простому.
Но, возможно, нам только кажется, что цель человеческой жизни заключается в том, чтобы написать роман, или расширить границы государства или воспитать детей, или достичь своего собственного оригинального понимания. Возможно, для универсума все это совершенно не важно. Однажды утром человек вышел в сад или пришел в лес, коснулся рукой мокрой от росы коры дерева и счастливо вздохнул - и этим выполнил свое предназначение на земле, все остальное - его личное дело. Возможно, другой человек, всю жизнь посвятивший исследованию какой-либо математической функции, написавший горы трудов, однажды встретил на улице нищег, дал ему немного денег и тем сделал самое главное, больше от него в этом мире ничего не требуется. Словно этот человек нажал на какуе-то невидимую кнопку в мироздании, и вселенная на один микрон шагнула дальше в своей эволюции. А от открытой математической функции ей ни тепло, ни холодно. Но, скорее, не все так просто, и вряд ли Вселенная устроена таким странным образом.
Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны в более или менее одинаковых условиях: одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка. Но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?
Первое: особенности психического склада - темперамент, скорость психических реакций, сообразительность - все это дается человеку по наследству.
Второе: опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого ребенка свой опыт детства, свои пережевания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости.
Опыт детства накладывает
Воспоминания детства
Третье: особенности индивидуальной биографии - каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.
Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого человека в жизни несколько ролей. Например, школьник, когда он разговаривает с учителями, особенно с директором школы, - это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим, он рыгает, кричит, и выражение лица у него соответствующее. Третьим человеком он становится, приходя домой и разговаривая с родителями.
Это значит, что он каждый раз притворяется: каждый раз это он сам, у каждого человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс личности - у каждого совершенно своеобразный.
Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятие Я. "Я" у человека появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти - двенадцати годам складывается образ Я, у каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким я самого себя вижу, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Как правило, это довольно симпатичный обрвз, каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.д.
Самая страшная трагедия человеческой жизни - распадение этого образа, когда сам человек убеждается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, и в этом случае человек может даже убить себя.
Существуют механизмы защиты Я,
которые действуют
а. Механиз вытеснения. Человек испыиывает большое горе или столкнулся с чем-то необычайно страшным, его психика может не выдержать и разрушиться. Но срабатывает этот механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;
б. Механиз инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. У мальчиков в 12-13 лет просыпается половое чувство, но они начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними - дерутся, толкают, выбивают портфели из рук. На самом деле девочки им очень нравятся, но психика идет своим путем, чтобы сохранить равновесие;
в. Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школьника большие неприятности в классе, и, придя домой расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или на любимой собаке. В некоторых странах на предприятиях по советам психологов ставят чучело начальника, на котором можно выместить свое раздражение.
Есть еще целый ряд механизмов психики, защищающих ее целостность и гармоничность так, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.
Можно сказать, что у человека два Я - внешнее и внутренее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в школе, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее Я - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.
Внутренее Я - это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви, все те наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю вселенную. Но попробуй расскажи! Для простого смертного эта вещь невозможная. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония - это рассказ художника о себе. Внутренее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.
Основные категории
Творчество.
Когда мы говорим о творчестве, то обычно
имеем в виду великих людей: писателей,
художников, ученых. Однако каждый человек
занимается творчеством, когда пытается
не просто механически выполнить свою
работу, но и внести в нее что-то от себя,
хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде,
где цель деятельности рождается из глубины
человеческого духа, имеет место творчество.
Везде, где человек работает с любовью,
вкусом и вдохновением, он становится
мастером. Творчество, считал Н. Бердяев,
выдает гениальную природу человека, каждый
человек гениален, а соединение гениальности
и таланта создает гения. Можно не быть
гением, но быть гениальным. Гениальными
могут быть любовь матери к ребенку, мучительные
поиски смысла жизни и искание правды
жизни.
Счастье.
Никто, конечно, не знает точно, что такое
счастье, и разные люди понимают его по-разному.
Наиболее распространенная точка зрения
подменяет счастье удовольствием.
Удовольствие - это имитация счастья. Самым
крайним видом такого иллюзорного счастья
является наркотическое опьянение: человек
полностью отрешен от мира, полностью
растворен в чистом удовольствии, он абсолютно
счастлив и доволен, и больше ничего ему
в данный момент не нужно. Правда, потом
наступит очень тяжелое похмелье, человека
ждут тяжкие страдания, но сейчас он об
этом не думает.
Многие отождествляют счастье с полным
удовлетворением своих потребностей:
у них все есть, они богато живут, им легко
доступны физические и духовные удовольствия
- что еще надо для счастья? Есть старая
древнегреческая легенда, в которой повествуется,
как богатый царь Крез спросил мудреца
Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого
человека. На что Солон ответил, что никогда
не видел и вообще видеть счастливого
человека нельзя. "Но ведь я перед тобой,
- возмутился Крез, - самый счастливый,
потому что я самый богатый". Но Солон
ответил, что об этом еще рано судить, так
как Крез еще жив. Действительно, вскоре
на Креза напали враги, разгромили и разграбили
его государство и убили его самого.
Греки считали, что лишь смерть придает
жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться,
и тогда можно ответить, счастлив ли человек.
А пока она продолжается, сказать этого
нельзя.
Получается что Счастье - это внутренняя
умиротворенность, когда вместо страха
и забот, жизнь проникнута пониманием
святости каждой прожитой минуты, святости
и красоты окружающего мира, которые отражаются
в его душе.
Любовь – самый верный свидетель
существования. Только находясь в состоянии
любви, человек чувствует, что действительно
живет, а не через него что-то живется,
которое случается помимо его воли или
желания.
С точки зрения философии то, что человек
кого-нибудь любит, объясняется не предметом
любви, а человеческой способностью любить.
Другие причинами нельзя объяснить возникновение
любви.
Любят не за что-то, любят, потому что любят.
Для любви нет причин, как нет причин для
добрых поступков, нет причин для существования
совести. А когда находят, то ни любви,
ни совести нет. Человек делает добро,
поступает по совести, не потому что преследует
какую-то конкретную цель, а потому что
он добр, совестлив и не может жить иначе.
Человек любит потому, что не может не
любить, даже когда обнаруживает, что его
любимый человек не обладает особыми достоинствами.
Любящий видит в любимом, то чего не видят
окружающие. Любовь не возможно проследить
различными тестами, исследованиями, опросами,
любовь – это чувство, которое дано нам
свыше, это дар Бога. Человек который не
любит не полноценный человек, он не видит
всей красоты мира, природы, людей, общества.
Когда человек любит ему открываются новые
краски мира, сияния.
Часто мы слышим, и даже сталкиваемся с
такими жестокими словами: «За что ты его/её
полюбил/а?» На этот вопрос нельзя ответить
словами, тот человек кто спрашивал, должен
сам любить, ибо любящий человек не спросит
такого. В любимом человеке мы видим божественную
красоту. У не которых людей этой красоты
нет, не потому что они родились такими,
нет, человек рождается чистым и в ребенке
уже присутствует божественная красота.
Но в дальнейшем мы можем потерять эту
красоту, на более «существенное» и материальное
– деньги. Любовь в своей основе есть религиозное
восприятие человека, видение в нем божественного
начала.
Человек без любви – жалкое, неполноценное
существо, не постигающее смысла своего
существования. Любить – значит жить.
Труд - это основная форма человеческой
жизнедеятельности, условие существования
человека. Поэтому труд не может рассматриваться
лишь в контексте собственно экономических
учений, например трудовой теории стоимости.
Нужно принимать во внимание и другие
- ценностно-этические, религиозные и философские
- представления о труде.
Труд как мука. В рамках античного мировоззрения
простой хозяйственный труд представлялся
занятием, недостойным свободных людей.
Труд был занятием низким, уделом рабов
и вольноотпущенников. Доблесть в глазах
членов античного общества состояла не
в труде, а в созерцании, благородной праздности.
Труд физический рассматривался как тягость,
как мука.
Свободный гражданин античного общества
- это политик, воин, участник или зритель
спортивных состязаний, посетитель дружеских
пиров, театра или, если он настроен более
созерцательно, философских школ. Лишь
для земледельческого труда делалось
некоторое исключение, что определялось
самим характером античного хозяйства,
которое держалось, в конечном счете, на
аграрном производстве. Вместе с тем на
закате античности, в древнем Риме, даже
этот жизненный корень был подрублен.
Люмпены, простолюдины требовали не возможностей
для продуктивного труда, но "хлеба
и зрелищ". Говоря современным языком,
античное общество не выработало позитивной
трудовой этики. Труд воспринимался как
наказание. Вероятно, только в такой культуре
возможен образ Сизифа.
Теология труда. Христианство решительно
изменило это негативное отношение к труду,
свойственное языческой античной культуре.
Труд стал пониматься как позитивная ценность,
как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию
многие историки культуры трактуют как
цивилизацию труда. В самих исходных постулатах
христианства нетрудно обнаружить истоки
положительной оценки труда. "В поте
лица ешь хлеб свой" - говорится в Евангелии.
Апостол Павел учил: "Если кто не хочет
трудиться, тот и не ешь".
Вера. Религиозная вера – это возможность
сверхчувственного опыта. Но для очень
большого числа людей такой опыт – пустой
звук. И даже люди, которым он доступен,
часто не улавливают присущего ему сверхчувственного
характера. Можно наслаждаться красотой
и при этом воображать, то красота исчерпывается
приятными эмоциями. Можно верить в Бога,
но сомневаться, но сомневаться в религиозном
опыте, считать его иллюзией.
Вера, считал Франк, есть воля открывать
душу навстречу истине, прислушиваться
к тихому, не всегда различимому «голосу
Божию». Это воля заставляет нас пристально
вглядываться в ту незримую и в этом смысле
темную глубь нашей души, где «тлеет» искорка,
и в этой искорке увидеть ke? исходящего
из самого солнца духовного бытия.
Вера в своем первичном существовании
есть не мысль, не убеждение в существовании
трансцендентного личного бога как такового,
а некое внутреннее состояние духа, живая
полнота сердца, подобная свободной радостной
игре сил в душе ребенка. И это состояние
духа определенно чувством нашей неразрывной
связи с родственной нам божественной
стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой
сокровищницей добра, покоя , блаженства,
святости.
Таким образом, жить в вере – значит жить
в постоянном напряжении всех своих сил,
целиком жить в настоящем, жить сердцем,
для которого любой предмет, любая внешняя
данность открывается в ее несказанности,
значительности, таинственной глубине.
Вера – это горение сердца, зажженного
силой, которая по своей значительности
и ценности с очевидностью воспринимается
как нечто высшее и большее, чем сам человек.
Вера не есть, ни идея, ни система идей.
Она есть жизнь и источник жизни, самосознание,
которое само испытывается и действует
как живая и животворящая сила.
Смерть - важнейший фактор человеческого
существования. Только вглядываясь в лицо
смерти, мы начинаем любить жизнь. Если
бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна.
В древнегреческой мифологии самое страшное
наказание, к которому боги могли приговорить
человека - это бессмертие. Что может быть
страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг,
романов, трактатов бессмертие преподносилось
как главная мечта человечества. Представьте
себе, что вы бессмертны: уже умерли все
ваши родственники и друзья, дети и дети
ваших детей, а вы все живете и живете,
абсолютно одиноким и заброшенным в чужые,
непонятные вам время и культуру.
В каждой культуре свое специфическое
отношение к смерти. В Индии, как в древности,
так и в наше время, умершего человека
сжигают на костре, прах развеивают по
ветру и от него ничего не остается. А в
древнеегипетской цивилизации был настоящий
культ мертвых - набальзамированные египетские
императоры до сих пор лежат в европейских
музеях. Европейские кладбища - это сложнейшая
архитектура памятников, надгробий, склепов.
Смерть, как и рождение, формирует границы
человеческой жизни. Все, что вне этих
границ, для человека не существует. Смерть
сопровождает человека с момента его рождения.
Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек
всегда достаточно зрел для того, чтобы
умереть. Смерть представляет собой как
бы тень человека, самую верную и привязчивую.
Человек в этом смысле - самое несчастное
из животных, поскольку знает заранее
о своей будущей смерти. Но в то же время
это дает огромное преимущество человеку,
поскольку смерть организует человеческую
жизнь, заставляет человека в краткие
годы найти смысл и оправдать перед самим
собой свое существование.
Смерть не конец, а венец жизни, она с самого
начала присутствует в ней как упорядочивающий
жизнь элемент. Но человек в обыденной
жизни живет так, как будто он бессмертен.
Он старается не думать о смерти, всячески
отгоняет мысли о ней или же полагает,
что смерть где-то очень далеко от него.
Мудрецы же с древних времен говорили:
"Помни о смерти!" Для чего нужно помнить
о смерти? Разумеется не для того, чтобы
отравлять себе жизнь и постоянно мучиться
страхом. Помнить о смерти - значит каждый
день жить так, как будто это последний
день твоей жизни (ведь он и в самом деле
может оказаться последним). Предполагается,
что хоть в последний день дурной человек
постарается прожить по-человечески: не
лгать, не воровать, не убивать.
Информация о работе Происхождение и развитие человека. Тайна нашего происхождения