Профессионально-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лич. кач..docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

      2) сосредоточенность на выполнении  определенной деятельности. Этот  критерий является основным для  «деятельностных» подходов к  изучению внимания. Он связан  с организацией деятельности  и контролем за ее выполнением; 

      3) увеличение продуктивности когнитивной  и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет  о повышении эффективности «внимательного»  действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по  сравнению с «невнимательным»;

      4) избирательность (селективность)  информации. Этот критерий выражается  в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов;

      5) ясность и отчетливость содержаний  сознания, находящихся в поле  внимания. Этот субъективный критерий  был выдвинут в рамках психологии  сознания. Все поле сознания разделялось  на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии сознания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.

      Внимание  — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных  программ действий и сохранение постоянного  контроля над их протеканием (Лурия  А. Р., 1975).

В качестве основных свойств внимания выделяют направленность внимания на те или иные объекты и явления (в частности, внешнюю и внутреннюю), степень и объем внимания.

Степень внимания — это характеристика его интенсивности.

Внимательность  и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настроении. Как положительные, так и отрицательные. Хороший специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением. Даже если по каким-нибудь причинам возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность социального работника дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.

      Воображение относится к «универсальным» психическим процессам. Воображение — это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

      Продуктом или результатом процесса воображения  являются образы воображения. Они могут  возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Один только перечень способов продуцирования образов воображения показывает его тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

      Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому  образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят корнями» в ранее  пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов  памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную  окраску, изменяется его масштабность).

      В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно  снижена функция контроля. Воображение  относительно свободно, ибо не скованно задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

      Основные  функции воображения 

      1. Целеполагание — будущий результат  деятельности создается в воображении,  он существует только в сознании  субъекта и направляет его  активность на получение желаемого. 

      2. Предвосхищение (антиципация) —  моделирование будущего (положительных  или отрицательных последствий,  хода взаимодействия, содержания  ситуации) за счет обобщения элементов  прошлого опыта и установления  причинно-следственных связей между  его элементами; в воображении  будущее рождается из прошлого.  

      3. Комбинирование и планирование  — создание образа желаемого  будущего за счет соотнесения  элементов восприятия и прошлого  опыта с результатами аналитико-синтетической  деятельности рассудка.

      4. Замещение действительности —  человек может быть лишен возможности  реально действовать или находиться  в определенной ситуации, тогда  силой своего воображения он  переносится туда, совершает действия  в своем воображении, замещая  тем самым реальную действительность  воображаемой.

      5. Проникновение во внутренний  мир другого человека — на  основе описания или демонстрации  воображение способно создавать  картины пережитого (переживаемого  в данный момент времени) другим  существом, тем самым делая  возможным приобщение к его  внутреннему миру; эта функция  служит основой для понимания  и межличностной коммуникации.

      Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и  жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.

Если  говорить о психическом состоянии  человека, работающего в сфере  социального обслуживания, то необходимо затронуть такие состояния как  усталость, апатию, стресс, тревожность, депрессию. Умение управлять этими психическими состояниями очень важно в профессиональной деятельности социального работника.

Состояния имеют характеристики различной  степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний  является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп состояний  на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять  состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также  на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные -- в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой  может быть эмоциональная - доминирование  той или иной эмоции. Может выступать  на передний план активационная характеристика - уровень мотивации, полное включение  в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание  от жизненных событий.

Возникновение и протекание психических состояний  человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта (в том  числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

Однако  можно выделить типичные положительные  и отрицательные психически е  состояния, свойственные большинству  людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так  и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной  с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда  следует отнести психические  состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Огромное  значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое  состояние профессиональной заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно  и личностно мотивированный, сильный  интерес к профессиональному  труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании  с волей человека к труду создаёт  эмоционально-волевую готовность к  профессиональной работе. Для успешного  осуществления трудовой деятельности важна профессиональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого интереса к работе означает дисквалификацию  специалиста. Специалист же, имеющий  сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили  бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.

Для состояния  профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать  в её области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с  данной областью, и при этом указанные  объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем  большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Но следует  отметить, что во избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности состояние профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных  областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любознательность здесь будет выступать и в  качестве черты личности, и в качестве активного личностного психического состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности является широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

Наряду  с положительными (стеническими) состояниями  у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать  и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себя, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряжённости.

Можно и нужно говорить о состоянии  сугубо операционной (операторной, «деловой») напряжённости, то есть напряжённости, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряжённости, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

Необходимо  также отметить, что решение сложных  мыслительных задач вообще невозможно без определённого эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное  предвосхищение нахождения основного  принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную  функцию «коррекции» поисковой  деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку:

а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является «его деятельностью»;

б) как  бы дистанционно оценивать условия  протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное  «эмоциональное планирование».

Здесь даже отрицательные эмоции могут  выполнять положительную роль в  связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная  активизация, являющаяся продуктом  интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая  общей ситуацией, в которой протекает  интеллектуальный процесс) эмоции.

Но воздействие  экстремальных условий деятельности может привести к возникновению  у человека специфического состояния  нервно-психологической напряжённости, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы