Профессионально-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лич. кач..docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так  и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так некоторые промежуточные  состояния, которые точнее было бы считать  проявлением психической напряжённости (а её крайние формы - стрессом). Вот  почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал  прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека

Не вдаваясь в теоретические и терминологические  вопросы, при дальнейшем изложении  под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое  состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать  только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надёжность в работе.

По отношению  к стрессу у человека не возникает  целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие  стресса от напряжённой и трудной  задачи, на которую (вне зависимости  от её тяжести) человек, выполняющий  её, реагирует адекватно.

В состоянии  стресса возникают затруднения  в осуществлении функций, связанных  с направленностью мышления на решение  определённых задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает  как фактор, разрушающий предварительное  «эмоциональное планирование», а в  конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Ещё большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

В характеристике первой группы требований, предъявляемых  в профессиональной деятельности социального  работника, важно выделить волевые характеристики, такие, как:

Сила  воли

В рамках индивидуальных различий волевой сферы  выделяются параметры, которые могу характеризовать как волевую  сферу в целом, так и отдельные  этапы волевого действия. В частности, одной из объединяющих характеристик  воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий, она необходима социальному работнику в его практической деятельности.Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности и доводить начатое дело до конца - являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила  воли необходима социальному работнику  не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную в его неуверенности в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившемся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособным успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключится к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.

Волевое усилие

Спланированное  действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо осознанное волевое усилие. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.

Целеустремленность

Обобщенной  характеристикой волевого действия является целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются.

Инициативность

Пусковой  этап волевого действия во многом зависит  от таких качеств, как инициативность, самостоятельность. Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут предпринять что-либо сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

На этапе  побуждения волевого действия надо отметить такое качество воли, как выдержка. Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации обстановке. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функции воли. Особенно трудно удержаться от импульсивного поведения в эмоционально напряженной

Выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Сталкиваясь с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания - в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет принять информацию и правильно оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с таким клиентом, получить от него сведения, предоставить информацию в доступной форме и добиться ее усвоения.

Решительность.    Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность наблюдается в отсутствии колебаний и может казаться, что такой человек легко и свободно выбирает.

Энергичность

Еще одной  важнейшей характеристикой личности социального работника являются энергичность и настойчивость. Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимания на упреки или противодействия других людей.

Терпение  необходимо в повседневной деятельности социального работника, поскольку он работает с различными клиентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными, так и эмоциональными характеристиками клиента. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направленны на социального работника. Для него главное-дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

    1. Психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста по социальной работе.

Ко второй группе личностных качеств социального  работника относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование  специалиста как личности, как  работника-профессионала. Это: самокритичность, самоконтроль, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключится и управлять эмоциями.

Самокритичность-неотъемлемое качество социального работника. Умение  анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, - одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства. Вместе с тем самокритичность социального работника не должна переходить в « самоедство» - Это качество, обусловленное стремлением все абсолютно, и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах.

Существенную  роль в выполнении принятого решения  играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями. Все-таки в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно меняется. Например, отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты и вследствие этого потеряет веру в свои силы и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

Адекватность  самооценки необходима в повседневной практической деятельности социального работника. Специалист, работающий с населением в области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и переоценивать свои способности и возможности - завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь. Повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности. Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника - неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении о системе социальной защиты в целом.

Стрессоустойчивость - это термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих социальному работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.       

Высокий уровень стрессоустойчивости (интеллектуальной, волевой и эмоциональной), по мнению специалистов в области психологии относится к числу профессионально важных качеств социальных работников.

Степень приспособляемости социального работника к психологическим перегрузкам и присущие ему возможности их преодоления служат одним из свидетельств меры его подготовленности. Установлено, что менее всего подвержены стрессу работники уравновешенные, убежденные в том, что источник силы, необходимой для достижения успеха, заключен в собственных способностях и в возможностях, а не во внешних обстоятельствах, т.е. ориентированные на т.н. внутренний локус контроля.  

Стрессоустойчивость — это качество, которое можно  развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Однако если условий  и времени для выработки такого качества нет, то социальный работник с низким уровнем стрессоустойчивости будет приносить ущерб и себе, и делу, и обществу. 

Управление  своими эмоциями рассматривается, как умение определять источник и причину возникновения эмоции, её назначение и возможные последствия развития, степень её полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции (изменить степень её интенсивности или заменить  на другую). Регулировать эмоции мы можем, управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы, управляя внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.

    1. Личностные качества социального работника направленные на  создание эффекта личного обаяния.

К третьей  группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др.

Эта группа качеств связана и базируется  на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Важное значение для эффективного самопредъявления имеют внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения. Следует выделить в самопредъявлении и такую личностную особенность социального работника. Как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменению ситуации.Такое личностное качество социального работника свидетельствует об уважении к другому человеку. Дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справится, дает возможность социальному работнику проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от социального работника.

Социальному работнику должны быть присущи такие  личностные особенности как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения. К числу профессионально желательных личностных  характеристик относится: способность к эмпатии (от греч. Empatheia- сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта. Клиент социальных служб- это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как говорит определение. Но за рамками определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания. Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента - он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот. Кто всегда готов выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы