Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа
Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.
Коммуникабельность-важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывается план совместных действий пот решению проблемы и обсуждается ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятельства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной. В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.
Честность — необходимое качество для социального работника. Честность, умение специалиста говорить правду необходимы и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках, Однако честность должна проявляться не только на словах — честным надо быть на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам дал ему повод к ним, связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам социальный работник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту, то должен его держать.
Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника с клиентами, их близкими и коллегами. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами; какие бы чувства клиент ни вызывал у социального работника, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оценивается адекватно. Симпатичен клиент социальному работнику или вызывает антипатию — это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам — каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуждения и от клиента, и от коллектива.
Тактичность — это качество предполагает умение социального работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств, ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности конкретных поступков и действий специалиста детерминируются профессиональным тактом социального работника, выработанным на основе тактичности как личностного качества. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций и динамики ее развития. Как качество личности, тактичность особенно необходима социальному дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми обстоятельствами, в которых они находятся.
Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание — она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакающим их слабостям, а добрым, — т. е. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника обязывает его говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.
Любовь к людям — без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все человечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной деятельности социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества — именно они могут стать основой его любви к ним. Работая с клиентом и определяя его положительные черты и качества, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непониманию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эффективность воздействия.
Оптимизм — социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить — и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, а, следовательно, и добро — и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. Социальный оптимизм социального работника имеет своим источником убежденность в возможности осуществления социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только «заражает» клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, т. е. делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.
Из всего
вышесказанного в этой главе можно
сделать вывод: личностные качества
социального работника во многом
определяют успешность его взаимодействия
с клиентом и являются необходимым условием
его профессиональной пригодности. Формирование
моральных качеств происходит путем усвоения
духовных ценностей общества и профессии,
превращения их в процессе деятельности
в убеждения и потребности. Эти качества
личности социального работника, проявленные
им по отношению к клиенту, его окружению
и всему обществу, способствуют повышению
уровня общественной нравственности и
тем самым — решению ряда социальных проблем.
Личность социального работника целостна.
Те качества, которых требует от специалиста
профессиональная деятельность, не исчезают
за пределами учреждения социальной защиты,
они присутствуют в его поведении и действиях
постоянно, в любых ситуациях и отношениях,
формируя в общественном мнении облик
социального работника как высоконравственной
личности.
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.
В условиях
современной России процессы реформирования
экономики и всего
В практике социальной работы уже имеется
целый ряд средств для регулирования поведения
и действий специалистов. В системе социальной
защиты населения действует система правового
регулирования отношений между участниками
процесса — Конституция Российской Федерации,
законы РФ, указы Президента и распоряжения
местных органов власти и система административного
регулирования — уставы, положения, штатные
расписания, должностные инструкции, приказы
и т. п. Предусмотрена также система отчетности
и формального контроля за деятельностью
учреждений социальной защиты и отдельных
социальных работников. Но вместе с тем
все эти средства, при всей их необходимости,
не могут быть признаны достаточными.
Они не могут охватить всего разнообразия
отношений и ситуаций, возникающих в практике
социальной работы повседневно. Это делает
необходимым разработку и введение более
гибкой и более действенной системы контроля,
отражающей глубинную сущность социальной
работы как профессиональной деятельности.
Такой системой контроля является этический
кодекс социального работника, формирующий
основные принципы профессиональной морали
и указывающий на специфику черт личности,
делающих ее профессионально пригодной
к деятельности в качестве социального
работника, а также освещающий те социальные
функции, которые возложены на профессию
обществом. Рациональный, проверенный
временем и откорректированный социальной
действительностью набор этических норм
приобретает статус кодекса (от латинского
codex—книга), представляющего собой свод
нравственных норм, предписываемых к исполнению,
принятого ассоциацией или союзом профессиональных
социальных работников и в дальнейшем
служащего стандартом этических отношений
в профессиональной деятельности. Из данного
определения следует, что основная цель
этического кодекса социального работника
— содействовать воплощению идеалов гуманизма,
нравственности и социальной справедливости
в профессиональной деятельности и обществе
в целом, а главная задача — служить эталоном
профессионального поведения и деятельности
социального работника. Этические кодексы
социальной работы выполняют определенные
функции как в обществе, являясь одним
из способов ее регламентации, так и в
самой профессиональной деятельности,
определяя степень и меру влияния моральных
норм на субъектов деятельности и способы
их повседневных действий. Устанавливая
определенные критерии, необходимые для
выстраивания нравственных отношений
между участниками деятельности, как субъектами,
так и объектами, этические кодексы призваны
выполнять следующие функции: обеспечить
адекватную профессии этическую регламентацию;
создать единую морально-нравственную
основу профессиональной деятельности;
служить базовым критерием для определения
профессиональной пригодности специалиста;
унифицировать поведение специалистов
на основе предъявляемых к ним единых
этических требований; обеспечить однонаправленность
действий на основе определенной общей
системы ценностей; обеспечить непротиворечивость
этических норм, положенных в основу деятельности;
обеспечить этичность поведения и действий
социальных работников, их коллективов
и социальных служб; гарантировать осуществление
прав клиентов; гарантировать возможность
осуществления взаимозаменяемости работников;
обеспечить преемственность действий,
как отдельных специалистов, так и социальных
служб; дать социальным работникам определенную
свободу действий для решения поставленных
задач в рамках этических норм и принципов;
содействовать повышению уровня моральности
— социальных работников, их клиентов
и социального окружения клиентов, всего
общества; обосновать необходимость постоянного
нравственного совершенствования специалистов;
повысить моральный авторитет социальной
работы в обществе;
2.1 Поведение и облик
социального работника
Стиль
Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.
Компетентность и профессиональное совершенствование
Социальный
работник должен приложить все усилия
к тому, чтобы стать и оставаться
специалистом-экспертом в
Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей.
Честность
Социальный
работник должен соизмерять свои поступки
с высшими стандартами
а) социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;
б) социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
Учеба и исследовательская работа
Специалист в области социальной работы должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и исследовательскую работу:
а) социальный
работник, вовлеченный в
личности;
б) социальный
работник, вовлеченный в
в) социальный
работник, вовлеченный в эксперимент,
должен защищать участников от незаконного
физического или душевного
Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы