Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа
Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.
Профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности, и многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т.е. своими собственными нравственными принципами.
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).
Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.
Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.
Если действия и поведение социального
работника в повседневной практической
деятельности, ведущие качества его личности,
отвечают требованиям профессиональной
морали, систематизированной в этическом
кодексе, можно сделать вывод, что они
соответствуют также понятиям справедливости
и добра, общественного и личного блага.
Такое соответствие означает, что действия,
поведение и личностно-нравственный облик
социального работника отвечают требованиям
господствующей в обществе морали, ожиданиям
общества по отношению к профессии и ее
отдельным представителям. Все это дает
возможность говорить о социальной работе
как о существенном факторе повышения
уровня общественной морали.
Подобная функция социальной работы осуществляется
благодаря ее положительному моральному
влиянию как непосредственно на участников
процесса деятельности-самих социальных
работников, их клиентов и ближайшего
окружения, так и опосредованно, на социум
в целом
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы