Профессиональный выбор выпускников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество ставит перед молодежью сложные задачи, предъявляет повышенные требования, особенно в профессиональной сфере. По окончании обучения студент должен уметь то, что в последующем потребуется работодателю. Чаще всего бывает, что нужен соискатель с опытом работы. Тогда возникает вопрос, как студент, учащийся на очном отделении, может совмещать работу и учебу, а также преуспевать во всём? Перед Российскими школами поставлена задача подготовки учащегося к высшему учебному заведению, 75% выпускников российских школ устремляются в вузы. И здесь возникает следующий вопрос: перейти с одной специальности на другую, уразумев в конце концов, что поступил «не туда», крайне сложно. Как и поменять — по окончании вуза — место работы: не хватает знаний о смежных профессиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………….............3
Проблема трудоустройства студентов………………………………….....4
Причины работы выпускников Вузов не по специальности....4
Мировой финансовый кризис, как предпосылка к безработице студентов……………………………………………….……….7
Социальная политика государства………………………….9
Методы решения проблем трудоустройства выпускников…………......11
Программы стажировок и практик……………………….…..12
Работа центров трудоустройства в Вузах…………………….16
Проведение презентаций компаний в Вузах и дней карьеры………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..20
Список источников…………………………………………………….....22

Вложенные файлы: 1 файл

Явные и латентные функции 5.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

 

        1. Социальная политика государства

В последние два года Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам трудоустройства и работе выпускников по полученной специальности. В соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 года и Пр-1315 от 11 мая 2011 года от органов управления образованием требуется введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников учреждений профобразования, который должен отслеживаться по выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения, среднего и начального профессионального образования – не менее двух лет, а также формирование методики расчета и контроля выполнения этого показателя.

Поведение молодежи на рынке труда имеет определенную специфику. Это необходимо учитывать при разработке одного из важного субъекта социальной политики - занятости населения. Молодежь является достаточно ярко выраженной «группой риска» из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Государственная социальная политика содействия занятости молодежи может и должна осуществляться по линии специальных государственных программ, таких, например, как российские «Адаптация молодежи, вступающей на рынок труда» и «Субсидирование занятости молодежи». Сегодня существуют многочисленные агентства по подбору персонала. В последние несколько лет все больше крупных предприятий - например, телекоммуникационных компаний, фирм, бизнес которых связан с современными информационными технологиями, производственных компаний - понимают, что нужно привлекать к себе на работу молодых специалистов, вкладывать средства в их развитие и тем самым готовить для себя кадровый резерв. Такие предприятия открывают в вузах свои учебные центры, специалисты компаний ведут там курсы для студентов. Эти же фирмы обращаются в кадровые агентства с просьбой подобрать им нужных специалистов из числа перспективных студентов. Но, в связи со сложившейся ситуацией в сфере экономики, данные предприятия ограничивают набор персонала, тем более молодого и неопытного.

Возможным решением этой проблемы может стать законопроект о квотировании рабочих мест для молодых специалистов. Данный документ должен решить проблему трудоустройства молодых специалистов, так как большинство из них не имеют опыта работы и сталкиваются с серьезными проблемами при трудоустройстве. Таким образом, в перспективе, возможно, будет выработан механизм, который позволит снизить уровень молодежной безработицы.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы решения  проблем трудоустройства выпускников

Одним из определяющих факторов устойчивого развития страны является наиболее полное использование государством такого ресурса производства как труд, а также активная деятельность по уменьшению безработицы. В решении этой проблемы исследователи рынка труда и его функций выделяют два основных направления. Первое – это деятельность государства по стимулированию развития экономики, что должно повысить спрос на товары и услуги потребительского и инвестиционного характера и, в свою очередь, привести к открытию новых рабочих мест. Второе направление - организация такой подготовки человека к трудовой деятельности, когда он в связи с изменениями условий производства, его технической базы достаточно быстро сможет пройти переподготовку, овладев новыми знаниями и умениями для успешной трудовой деятельности. Необходимость этого в наши дни велика, поскольку современному производству свойственны систематические изменения технологий, технического базиса. Решение задачи обеспечения формирования такого работника возможно только посредством развития сети профессиональных учебных заведений (начальных, средних, высших) и роста численности учащихся. Высшее профессиональное образование является ключевым звеном, так как инновационная экономика, основанная на знаниях, требует в большой степени работников с высшим образованием.

С переходом к рыночной экономике трудоустройство человека становится его личным делом. Государство посредством служб занятости лишь оказывает ему содействие в поиске работы. Если учесть, что процесс трудоустройства происходит в условиях безработицы, то понятно, что задача поиска работы существенно затрудняется. В этих условиях люди должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке труда, знать, какими правами они обладают, как наниматься на работу. Ранее новые технологии затрагивали сравнительно небольшие сектора экономики. Однако в наши дни, на фоне повсеместного внедрения современных информационных технологий интенсивно происходят процессы, когда привычные виды работ заменяются новыми. Таким образом, постепенно отходит в прошлое укоренившийся в сознании наших граждан стереотип - одна работа на всю жизнь. В этой связи главная задача современного образования - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Жизнь требует от системы высшего профессионального образования обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. [5]

 

2.1 Программы стажировок и практик

Под стажировкой выпускников в целях приобретения ими опыта работы понимается трудоустройство временного характера в организациях различных форм собственности.

Основная цель стажировки – приобретение выпускниками практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.

Целями стажировки также являются: содействие занятости выпускников, испытывающих трудности в поиске работы, и содействие работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с имеющейся потребностью.

Опыт прошедших годов убедительно показал, что стажировка действительно помогает выпускникам трудоустроиться и воплотить в жизнь свою мечту об интересной и перспективной работе. В 2012 году увеличено финансирование программы и в ней смогут участвовать значительно больше выпускников нашей страны.

Стажировка – это реальная возможность для выпускников приобрести:

  • Опыт и навыки практической работы по выбранному направлению стажировки, специальности или профессии;

  • Подтвержденный (в трудовой книжке) стаж трудовой деятельности;

  • Опыт адаптации и общения с руководством и трудовым коллективом;

  • Профессиональные связи для последующего трудоустройства.

Правовое обеспечение стажировки

  • Стажировка проводится в рамках Трудового кодекса РФ как полноценная производственная деятельность выпускника на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах.

  • Между выпускником и работодателем заключается срочный трудовой договор на период стажировки и выпускнику оформляется трудовая книжка.

  • С момента приема на работу выпускник становится полноценным работником и на него распространяется требования охраны труда и трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.

Участники стажировки

  • Работодатель – предприятие любой формы собственности, любой сферы деятельности и любого размера (количества сотрудников), проводящее у себя стажировку выпускников.

  • Выпускник (стажер) – студент, закончивший в Вуз по любой специальности (профессии) любое профессиональное учебное заведение (впо/спо/нпо) и не имеющий опыта работы по направлению стажировки.

  • Центр занятости населения – государственное учреждение, агент Федеральной службы по труду и занятости по финансированию и контролю за проведением стажировок в нашей стране.

 

 

Направление стажировки

Стажировка может проходить как по полученной в учебном заведении специальности (профессии), так и по иным направлениям профессиональной подготовки, родственным или близким к ним по содержанию.

Где походит стажировка

Стажировка может проходить в организациях любых сфер деятельности и любых форм собственности (ПБОЮЛ, ООО, АО и т.д.). Во время прохождения стажировки выпускнику выплачивается заработная плата. Минимальный размер зарплаты составляет 5 205 рублей. Работодатель по собственной инициативе может увеличить эту зарплату, а также выплачивать премию по результатам работы за месяц и проводить иные поощрения. График выплаты зарплаты определяется порядком, действующим на предприятии: зарплата один раз в месяц или аванс + зарплата.

Продолжительность стажировки составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Конкретный срок стажировки определятся по согласованию между работодателем и Центром занятости населения субъекта Российской Федерации.

Программа стажировки

В течение всего периода стажировки выпускник проходит обучение по программе стажировки, в которой определяется: кем (на какой должности) фактически будет работать выпускник; общее направление стажировки; условия и график обучения; что и в каком объеме будет изучать выпускник; соотношение теории и практики и т.д. С этой программой выпускник должен быть ознакомлен до начала стажировки.

Документы о стажировке

По итогам стажировки работодатель обязан выдать выпускнику удостоверение о прохождении стажировки, заверенное своей печатью. Кроме того, по личному желанию работодатель может выдать иные документы (рекомендательное письмо, отзыв, сертификаты о пройденных тренингах и т.д.), подтверждающие оценку профессиональных компетенций, полученных выпускником в ходе стажировки и выполнения программы стажировки.

Производственная практика.

Обязательная в рамках учебного процесса форма стажировки для студентов 2,3,4 курсов; обычная длительность стажировки от 2 недель до 1 месяца летом или осенью.

Преддипломная практика. Обязательная в рамках учебного процесса форма стажировки для выпускников перед окончательным оформлением дипломной работы; основная цель – сбор и анализ практического материала для диплома; длительность - 1-2 месяца в феврале – марте.

Часто компании заключают с вузами долгосрочные договора по организации производственной и преддипломной практики для студентов (об этом можно поинтересоваться в кадровом центре своего вуза).

Постоянные программы стажировок. Более выгодная форма для компании, заинтересованной в формировании своего кадрового резерва, рынка «своего» персонала из числа студентов и выпускников. Набор в такие программы осуществляется в течение года по мере поступления заявок от студентов. Постоянные программы стажировок могут в себя включать и производственную и преддипломные практики. Благодаря постоянной работе программы в течение года компании обеспечивают себе постоянный приток студентов.[8]

 

 

Программы обмена и академической мобильности МАИ

Управление международного сотрудничества предлагает дополнительные возможности изучения иностранного языка в зарубежных странах во время стажировок по техническим специальностям - международная программа IAESTE.

За последние 5 лет в МАИ приезжали стажеры из Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Голландии, Египта, Испании, Италии, Мальты, Мексики, Сирии, Словении, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии и Югославии. За этот же период времени студенты и аспиранты МАИ выезжали на стажировки в Австрию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Германию Голландию, Грецию, Данию, Египет, Испанию, Македонию, Словению, США, Финляндию, Францию, Швецию, Швейцарию, Югославию и Японию. Продолжительность стажировок от 1,5 до 12 месяцев. Практически во всех перечисленных странах стажировка возможна с английским языком в качестве рабочего. В программу IAESTE принимаются студенты МАИ, начиная с третьего курса.

Международные программы позволяют закрепить и применить на практике знания, полученные во время обучения в МАИ, приобрести навыки современной разговорной речи, улучшить произношение, познакомиться с культурой страны изучаемого языка, образом жизни.

Управление международного сотрудничества МАИ также занимается реализацией программ обмена студентов, так называемым включенным (семестровым) обучением. Для участия в этих программах принимаются студенты МАИ с 3-го и 4-го курсов, владеющие иностранными языками, имеющие хорошую или отличную успеваемость, и рекомендацию факультета.[7]

      1. Работа центров трудоустройства в Вузах

Деятельность Центра трудоустройства выпускников и содействия занятости студентов принципиально важна. Она имеет несколько направлений: во – первых, это организация и проведение выставок, конкурсов, семинаров, конференций, ярмарок вакансий по различным направлениям деятельности Центра; во – вторых, это создание механизма взаимодействия с работодателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству с различными структурами:

Информация о работе Профессиональный выбор выпускников