С региональными и муниципальными
органами власти,
Работодателями,
Территориальными органами
службы занятости,
Общественными организациями.
Немаловажными направлениями
деятельности Центра являются такие, как
консультирование студентов по вопросам
трудоустройства и проведение разъяснительной
работы среди студентов и выпускников,
которые нуждаются в помощи и в связи с
этим обращаются в центр трудоустройства
и содействия занятости студентов. Центр
отвечает на все вопросы, которые относятся
к его компетенции.
Говоря об основных направлениях
деятельности центров трудоустройства
выпускников и содействия занятости студентов,
следует особо подчеркнуть роль системной
работы с поступающей в центры информацией,
в частности, со стороны работодателей.
Так, центры предоставляют информацию
по вакансиям от работодателей, обратившихся
в центр трудоустройства выпускников
и содействия занятости студентов, или
размещает всю необходимую информацию
о вакансиях на официальный сайт университета,
к которому они подкреплены. Также на базе
центров созданы банки данных молодых
специалистов (студентов 4-5 курсов), идет
прием и регистрация заявок работодателей
в установленной форме. Центры устанавливают
и обеспечивают функционирование информационной
системы (электронная биржа труда на сайтах
своего университета. Нередко центры занимаются
разработкой рекомендаций по вопросам
занятости молодых специалистов для органов
государственной власти и общественных
организаций. К деятельности центров также
относится и персональный обзвон, анкетирование
и ежемесячный мониторинг выпускников.[8]
С 2006 года Центр по трудоустройству
студентов и выпускников открыт в Московском
Авиационном Институте.
В декабре 2005 года по инициативе
Центров трудоустройства нескольких столичных
вузов была создана Ассоциация центров
трудоустройства вузов Москвы. Центру
трудоустройства МАИ (НИУ) была делегирована
роль координатора Ассоциации. Ежегодно
в МАИ (НИУ), весной и осенью проходят ярмарки
вакансий (Дни карьеры). Регулярно проводятся
презентации компаний-работодателей,
семинары для студентов по построению
карьеры и успешному трудоустройству,
на специализированных стендах размещается
информация о вакансиях, программах стажировок
и набора молодых специалистов. Ведётся
постоянная работа по приему, анкетированию
и профориентационому консультированию
студентов и выпускников. В качестве координатора
Ассоциации Центр трудоустройства МАИ(НИУ)
оказывает активную помощь вузам в организации
работы по трудоустройству молодых специалистов,
выступает инициатором и организатором
проведения круглых столов и конференций.
При активном участии Центра была восстановлена
работа комиссии по трудоустройству Совета
ректоров вузов Москвы и Московской области,
которую возглавил Ректор МАИ(НИУ) Геращенко
Анатолий Николаевич. Все услуги Центра
для соискателей бесплатны.
Центр трудоустройства МАИ(НИУ)
открыт для конструктивного диалога с
работодателями, общественными и государственными
организациями, заинтересованными в решении
вопросов трудоустройства молодежи.[7]
- Проведение презентаций
компаний в Вузах и дней карьеры
В рамках дней карьеры в Вузах
страны проходят выставки вакансий крупнейших
работодателей, презентации компаний,
круглые столы, тренинги, конкурсы, тестирования,
собеседования, деловые игры, консультации,
интернет-трансляции и многое другое.
Дни карьеры анонсируются в
печатных и электронных средствах массовой
информации. Реклама проекта размещается
на сайтах Вуза, в студенческих газетах,
также изготавливаются рекламные ролики
для трансляции на радиостанциях Вуза,
афиши размещаются в транспорте, на остановочных
комплексах и в зданиях институтов. Совокупная
аудитория проекта составляет может достигать
100 тыс. человек.
По отзывам компаний – участников
проекта, на данный момент дни карьеры
является способом, позволяющим не только
презентовать свои вакансии и быстро привлечь
на работу требуемых специалистов, но
и заявить о себе, как о социально-ответственном
предприятии, в котором престижно работать.
До потенциальных сотрудников
необходимо донести не только информацию
об имеющихся вакансиях, но и о деятельности
предприятиях, его целях и задачах, миссии,
продукции и услугах, сотрудниках. Модульные
объявления, работа с кадровыми агентствами
и даже собеседование в офисе работодателя
не позволяют предоставить необходимую
информацию. И специалист идет работать
в компанию, руководствуясь только размером
заработной платы и объемом социальных
льгот, что, естественно, негативно сказывается
на лояльности сотрудника. Чтобы быть
уверенным, что претендент разделяет ценности
предприятия, хочет работать именно в
этой организации и будет гордиться, работая
в ней, необходимо организовывать презентации
компании, которые могут проводиться в
ВУЗах, на Днях Карьеры и ярмарках вакансий,
на семинарах и Конференциях, в сети Интернет,
могут раздаваться в печатном виде или
на электронных носителях. Существует
огромное количество возможностей презентовать
свою компанию, которые не используются
работодателями. Кроме того, презентации
позволяют не только добиться расположения
потенциальных претендентов, но и дополнительно
продвинуть свою продукцию или услуги.[2]
Заключение
Таким образом, проблема выбора жизненного
пути и профессионального самоопределения
возникает в определенный момент у всех
молодых людей: одним приходится решать
эту проблему к моменту окончания средней
школы, другим приходится менять планы
после окончания профессионального учебного
заведения. Подобные "издержки" не
могут быть безболезненными и обходятся
обществу дорого. Исследователи усилили
внимание к проблемам активного управления
рынком труда и процессом формирования
профессионального потенциала страны.
Формируется информационная база о планах
выпускников Вузов, мотивах выбора, реальных
возможностях продолжить обучение по
избранной специальности и шансах найти
в последующем работу.
Мировой кризис сузил
сферы использования квалификационного
труда, прежде всего в массовых профессиях.
Как следствие, половина молодых людей
работает не по специальности, не имеют
возможности повысить квалификацию, реальную
зарплату и продвинуться по службе.
Из всего вышеперечисленного
можно заключить, что круг серьезных проблем,
возникающих у молодых людей при выборе
профессии, очень широк. С одной стороны
это непредсказуемая экономическая ситуация
в стране, с другой это бедственное материальное
положение государственного сектора,
не дающего возможности для нормальной
жизни выпускника и карьерного роста.
Современная Россия пытается
решить эти проблемы, сегодняшняя социальная
политика направлена на специальные государственные
программы, которые должны помочь с трудоустройством
выпускников высших учебных заведений.
Так же на помощь выпускнику
организовывается практика, дни карьеры,
стажировки. Целью практики является углубление
и закрепление знаний и профессиональных
навыков, полученных в процессе обучения
на основе изучения практических ситуаций,
сбора и анализа материала, необходимого
для предпринятого курсового или дипломного
исследования. Дни карьеры – организуются
с целью повышения эффективности профессиональной
ориентации и подготовки молодежи в процессе
«очного» знакомства с деятельностью
принимающей организации при непосредственном
участии и поддержке руководства и персонала.
Благодаря стажировке студент знакомится
с будущей профессией, узнаёт о её ключевых
моментах, практических функциях, учится
правильно выполнять определённые действия
и контролировать их.
На фоне этого мы можем
сделать вывод, что для выпускника открыты
множества вариантов помощи к достижению
поставленных им целей. Умение продуктивно
использовать эти источники – это главная
задача выпускника.
Список источников
- Головачев А.С./Экономическая
теория/Социальная политика государства//[Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/e012/26.htm
- Дни карьеры/[Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.dk2008.ru/index.php?option=content&task=view&id=5
- Журба Т.А./Мировой финансовый
кризис//[Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/1026.htm
Заволока С.В /Основные проблемы
выпускников вузов на рынке труда/ [Электронный
ресурс]/ режим доступа:
http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/1555.htm
- Иванченко Г.В./ На пороге профессиональной
карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии
выбора/[Электронный ресурс]/ режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/920/013/1220/2005_n2_p97-125.pdf
- Практика студентов/(программа практики
и методические рекомендации)/Специальность «Менеджмент
организации»/ Основные фонды/[Электронный
ресурс]/режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-173227.html
Центр Трудоустройства МАИ/[Электронный ресурс]/ режим доступа: http://job.mai.ru/index.php
- Центр развития карьеры и взаимодействия
с выпускниками/ Проблемы трудоустройства
молодых специалистов и выпускников ВУЗов
и ССУЗов. Поиски и решения/[Электронный ресурс]/ режим доступа: http://центр-карьеры.рф/biblioteka/karernaya-biblioteka/problemy-trudoustrojstva.html
Приложение
Профессиональный выбор выпускников
(участие студентов высших
учебных заведений)
Выборка: 60 человек |
|
|
|
|
|
|
На каком курсе вы
обучаетесь |
Ответы |
График |
% |
Количество |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
41,67 |
25 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
51,67 |
31 |
3 |
| |
1,67 |
1 |
4 |
| |
1,67 |
1 |
5 |
||| |
3,33 |
2 |
|
По какой системе
обучаетесь |
Ответы |
График |
% |
Количество |
бакалавр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
83,33 |
50 |
специалист |
|||||||||||||||| |
16,67 |
10 |
|
Нравится ли вам то,
чему вас учат? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
да, нравится |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
75 |
45 |
нет, не нравится |
|||||||| |
8,33 |
5 |
затрудняюсь ответить |
|||||||||||||||| |
16,67 |
10 |
|
Какое образование
вы получаете? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
гуманитарное |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
61,67 |
37 |
техническое |
|||||||||||||||||||||||||||| |
28,33 |
17 |
медицинское |
|||||||||| |
10 |
6 |
|
Хотели бы вы в корне
поменять ваше обучение, даже если придется
начинать учебу заново? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
да |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
43,33 |
26 |
нет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
43,33 |
26 |
затрудняюсь ответить |
||||||||||||| |
13,33 |
8 |
|
Повлияли ли родители
на ваше решение поступить в Вуз именно
на направление, на котором вы обучаетесь? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
да, повлияли |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
43,33 |
26 |
нет, я сам решил |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
56,67 |
34 |
|
Планируете ли вы
работать по профессии? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
да, хотелось бы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
76,67 |
46 |
нет |
|||||||||| |
10 |
6 |
затрудняюсь ответить |
||||||||||||| |
13,33 |
8 |
|
Согласны ли вы, что
первое время ваша зарплата не будет превышать
25000? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
да, согласен |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
50 |
30 |
нет, меня это категорически
не устраивает |
||||||||||||||||||||||||||||||||| |
33,33 |
20 |
согласен также подрабатывать
|
|||||||||||||||| |
16,67 |
10 |
|
Вы бывали на днях
карьеры? |
Ответы |
График |
% |
Количество |
нет. я не нуждаюсь в этом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
45 |
27 |
нет, мне пока это неинтересно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
35 |
21 |
да, меня заинтересовали некоторые
работодатели |
|||||||||| |
10 |
6 |
да, но ничего подходящего не
нашел |
|||||||||| |
10 |
6 |
|
Знаете ли вы о существовании
рекрутинговых порталов, таких как SuperJob,HH.ru,CAREER.ru |
Ответы |
График |
% |
Количество |
да, я пользуюсь ими |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||| |
58,33 |
35 |
знаю, но не помогает найти подходящую
работу |
|||||||||||||||||||||||||||| |
28,33 |
17 |
нет, не знаю |
||||||||||||| |
13,33 |
8 |
Большинство учащихся в целом
удовлетворены перечнем предметов, включенных
в их специализацию. Однако, стоит отметить,
что более 43% опрошенных хотели бы поменять
структуру своего обучения. Возможно данный
факт связан с тем, что у сегодняшних учащихся
младших курсов сложилось в целом благоприятное
отношение к учебе как к процессу, но противоречивость
в их мнении может свидетельствовать о
недостаточном уровне понимания того
перечня предметов, который входит в их
программу.
В целом стоит говорить о сегодняшней
независимости и самостоятельности студентов
в вопросе своего будущего профессионального
обучения. Данный факт подтвержден тем,
что большинство учащихся (57%) приняли
самостоятельное решение в выборе направленности
своего обучения и хотели бы в будущем
работать по профессии (77%).
Приоритет работы по профессии
также подтверждается готовностью будущих
выпускников работать за среднюю по региону
заработную плату (50%) и даже подрабатывать
(17%).
Стоит отметить тот факт, что
абсолютное большинство нынешних учащихся
младших курсов не проявляют интереса
к предоставляемым коммерческим и государственным
компаниям и инструментам трудоустройства
и прохождения краткосрочной практики:
так ко дням карьеры не проявляют своего
интересна 80% респондентов, а неэффективность
рекрутинговых порталов отмечают 28% опрошенных.
В целом, резюмируя вышесказанное,
стоит отметить позитивный характер мышления
и настроя сегодняшних учащихся, однако
существует «туманность» и отсутствие
целостного представления по будущему
применению полученных в настоящие время
знаний и механизмов востребованности.