Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 14:10, контрольная работа
Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе - безнадзорности и беспризорности.
1.Введение
3
2.Профилактика беспризорности несовершеннолетних
4
3.Охрана и способы защиты прав несовершеннолетних
8
4.Заключение
18
5.Список литературы и нормативных актов
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);
предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре РФ");
непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);
внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");
опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона "О прокуратуре РФ").
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:
предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.
Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.
Подводя итог, отметим, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами, Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.
Заключение
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.
Растущая из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.
В настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Список литературы
1. Федеральный закон от
24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах
системы профилактики
2. Гражданский кодекс РФ. - М.: Норма, 2001
3. Семейный кодекс РФ. - М.: Юрист, 2000
4. ФЗ РФ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». - М.: Норма, 2008
5. ФЗ РФ от 24.07.2007 г. №210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ от административных нарушениях» Российская газета. - 2007.
6. ФЗ РФ от 09.07. 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Российская газета. - 1998.
7. Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 г. №116 г. Москвы «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» Российская газета. - 2007.
8. Указ Президента РФ от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Российская газета. - 2007.
9. Распоряжение правительства РФ от 26.01.2007 г. №79-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг., включающую программы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья» Российская газета. - 2007.
10. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2004.
11. Барсукова Т. Социально-педагогическое
сопровождение детей группы
12. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Терра, 2005.
13. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
14. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М.: Формат, 2003.
15. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью Государство и право. - 2007.
16. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения Экономист. - 2004.
17. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход Социологические исследования. - 2004.
18. Магульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Международный центр финансово - экономического развития, 2007.
19. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы Нескучный Сад. - 2003.
20. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М.: Норма, 2003.
21. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности МК. - 2007.
22. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Беспризорник. - 2007.
23. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Под ред. Олифрененко Л.Я., Шульга Т.И. - М., 2002.
24. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: «Союз», 2006.
25. Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства Работник социально службы. - 2001.
Информация о работе Профилактика беспризорности и охрана прав ребенка