Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:25, курсовая работа
Цель работы: определить основные причины экстремизма в молодежной среде и изучить основные направления его профилактики.
Задачи исследования:
1. Изучить социолого-политологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать причины, вызывающие экстремистские настроения в молодежной среде.
3. Рассмотреть основные направления деятельности по профилактике молодежного экстремизма в РФ.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы профилактики экстремизма в молодежной среде
1.1. Экстремизм и терроризм как глобальные проблемы общества
1.2. Психологический портрет экстремиста
1.3. Социально-педагогический аспект профилактики
экстремизма в молодежной среде
Глава 2. Методика профилактики экстремизма в молодежной среде
2.1. Программа профилактики экстремизма в молодежной среде
2.2. Формы и методы работы специалиста по профилактике экстремизма в молодежной среде
Заключение…………………………………………………….…
Список литературы………………………………………………
Приложения
2. Криминализация ряда
сфер общественной жизни (в
молодежной среде это
3. Изменение ценностных
ориентаций (значительную опасность
представляют зарубежные и
4. Рост национализма и
сепаратизма (активная
5. Использование в деструктивных
целях психологического
6. Использование сети
Интернет в противоправных
При организации работы по
профилактике молодежного экстремизма
необходимо учитывать, что она представляет
собой систему, включающую несколько уровней:
1. Вся молодежь, проживающая на территории
России. На этом уровне необходимо осуществление
общепрофилактических мероприятий, ориентированных
на повышение жизненных возможностей
молодых людей, снижение чувства незащищенности,
невостребованности, создание условий
для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного
«попадания» в поле экстремистской активности
(молодежь в «зоне риска»). В данном контексте
деятельность по профилактике экстремистских
проявлений в молодежной среде должна
быть направлена на молодых людей, чья
жизненная ситуация позволяет предположить
возможность их включения в поле экстремистской
активности. К таким категориям могут
быть отнесены:
- выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных
семей, с низким социально-экономическим
статусом, недостаточным интеллектуальным
уровнем, имеющим склонность к трансляции
девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое
и морально-нравственное насилие);
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности
и вседозволенности, экстремальному досугу
и рассматривающая участие в экстремистской
субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность
к агрессии, силовому методу решения проблем
и споров, с неразвитыми навыками рефлексии
и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники
неформальных объединений и склонных
к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических,
религиозных организаций, движений, сект.
Для противодействия экстремисткой
деятельности государству следует
принимать профилактические меры, направленные
на предупреждение экстремистской деятельности,
устранение причин и условий, которые
способствуют проявлениям экстремизма.
Государству также следует
За последние годы в
Российской Федерации изданы нормативно-правовые
документы в сфере
Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России.
В рамках решения этой задачи
особый упор необходимо делать на совершенствование
соответствующей правовой базы и
использование имеющихся у
Документы и нормативные
материалы, запрещающие деятельность
экстремистских и террористических
организаций
1. Конституция Российской Федерации. 1993.
2. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих
к национальным или этническим, религиозным
и языковым меньшинствам. Принята Комиссией
по правам человека на ее 48 сессии в 1992
г.
3. Десятый Конгресс ООН по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями.
Сборник документов. М., 2001.
4. Закон РФ «О безопасности» от 5.03.1992 г.
№ 2446-1 (с изм. и доп., внесенными Законом
РФ от 25.12.92 № 4235-1.
5. Закон РФ «О борьбе с терроризмом» от
25 июля 1998 года № 130-ФЗ.
6. Закон РФ «О противодействии терроризму»
от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
7. Закон РФ «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
8. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26 сентября 1997 года №
125-ФЗ.
1.2. Психологический портрет экстремиста
Большинство людей думает, что экстремизм является порождением бедности, следствием воспитания в неполных семьях, невежества, социальной и половой незрелости, отсутствия связи с семьей или низкой профессиональной ответственности, слабоумия или различных психопатологий.
Ряд современных исследований
убедительно доказывает, что эти
общепринятые представления не всегда
соответствуют
Социальный портрет
Знание психологических
особенностей современного экстремиста
позволяет построить
И еще один важный момент - необходимо учитывать, что экстремисты часто нуждаются в огласке своих действий по той причине, что в реакциях средств массовой информации, политических и государственных деятелей и других людей они, видят свое признание и подтверждение своей исключительности.
Экстремистская направленность
личности в структуре психического
склада личности необходимо сочетается
со специфическими эмоциональными переживаниями
и находит внешнее проявление
в специфическом поведении
Первое, что бросается в глаза при оценке поведения экстремиста, — это агрессивность. Действительно, агрессивность — самая яркая черта поведения экстремиста, которая отмечается всеми исследователями. Но важно правильно понять природу агрессивности. Прежде всего, следует выяснить общую природу агрессивности и разобраться в ее классификации. В социальной психологии распространено определение агрессии как физического или вербального поведения, направленного на причинение вреда кому-либо. Исходя из такого довольно абстрактного и поэтому широко принятого определения, в социальной психологии выделяется два основных вида агрессии: 1) враждебная агрессия, которая побуждается злостью и является самоцелью; 2) инструментальная агрессия, в которой враждебные и вредоносные действия являются средством достижения определенной цели. Речь идет о различии между нецелемотивированной, нецелесообразной агрессией и целемотивированной, целесообразной агрессией. Если мы спросим, к какому же из видов агрессии отнести агрессивность поведения экстремиста, то, очевидно, она должна быть инструментальной, т. е. мотивированной определенными экстремистскими целями, а не просто рожденной элементарными негативными эмоциями.
Мотивы экстремистского
поведения, во-первых, идеологичны; во-вторых,
крайне интенсивны, благодаря чему
они придают всем действиям экстремиста
особую «ярость», ожесточенность, деструктивную
одержимость, интенсивность. Доминирующим
мотивом поведения экстремиста
является радикальное изменение
социальной среды в соответствии
с его идеалами, которые могут
принимать разную форму и могут
выражаться в разных теоретических
модусах (от более или менее разработанной
теории до набора простых лозунгов).
В идеологии экстремиста
Главным объектом экстремистской агрессии является неприемлемая социальная среда, существующая социально-политическая система. Но, поскольку эта неприемлемая для экстремиста социальная среда воплощена, прежде всего, в людях и социальных институтах (властных институтах) как носителях определенных социальных отношений (не соответствующих экстремистским идеалам) и определенной идеологии (не экстремистской), то и акцент экстремистской агрессии направляется на социальные институты и людей, не разделяющих экстремистской идеологии. [6]
У некоторых подростков стремление запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т. д.).
Многие подростки осознают, что не могут эффективно адаптироваться (приспосабливаться) к социальным требованиям, но не связывают это с образом жизни, неупорядоченным режимом дня, не регулярным питанием, употреблением вредных для здоровья веществ. Причины своих жизненных проблем в первую очередь ищут в себе (низкая самооценка), в сфере общения (стремление самоутвердиться), часто — в материальной сфере, но не в образе жизни и не в сфере деятельности.
Часто отклонение от
здорового поведения является
внешней, видимой причиной
Итак, доминирующим мотивом
поведения экстремиста является
социальная агрессивность, активное стремление
к разрушению существующего общества,
к нанесению ему наибольшего
ущерба. Этот мотив подсознательно
или сознательно маскируется
экстремистом конструктивным мотивом
созидания «правильного общества».
Но, прежде чем строить правильное
общество, нужно разрушить существующее,
поэтому конструктивная мотивация
не играет никакой роли в реальном
поведении экстремиста. Таким образом,
в поведении экстремиста
Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни (молодежь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по сокращению из Вооруженных сил и других силовых структур).
1.3. Социально-педагогический
аспект профилактики
в молодежной среде
Социальный аспект актуальности
проблемы исследования состоит в
особом статусе экстремизма в
иерархии социальных проблем. Экстремизм,
особенно экстремистское поведение
в молодежной среде, – явления
чрезвычайные, зачастую влекущие за собой
серьезные последствия для
Одной из наиболее уязвимых
для экстремизма социальных групп
является молодежь. Широкое распространение
молодежного экстремизма – это
свидетельство недостаточной
В молодежной среде, как правило, экстремизм проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктринами, в участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими убеждениями.
В России распространение
экстремизма стало одной из острейших
проблем. Особое место занимает экстремистское
поведение молодёжи. Молодёжи свойственна
психология максимализма, который в
условиях социального кризиса общества
образует почву для агрессивности
и экстремизма. Под влиянием социальных,
политических, экономических и иных
факторов в молодежной среде, не имеющей
прочных идеологических установок,
формируются радикальные
Информация о работе Профилактика экстремизма в молодежной среде