Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить технологии социальной работы с детьми и подростками по профилактике употребления наркотиков. Задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты изучения проблемы наркомании среди несовершеннолетних.
2. Изучить опыт решения проблемы наркомании несовершеннолетних в современном Российском обществе.
3. Описать основные методы профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков и опробировать их на практике.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика…………………….
1.1 Основные аспекты проблемы наркомании среди несовершеннолетних………………………………………………………….. 5
5
1.2 Профилактика наркомании среди детей и подростков…….. 11
1.3 Направления социальной работы в области профилактики наркомании……………………………………………………..
21
2 Социальная работа по профилактике наркомании в условиях общеобразовательной школы……………………..
24
2.1 Диагностика наркомании среди несовершеннолетних
(на базе МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре)………...
24
2.2 Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога………………………………………..
28
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………. 37
39
Помимо дневников используется «лестничная методика», сущность которой заключается в наглядном изображении того, что ученика волнует как в положительном, так и в отрицательном плане. Учащийся может наглядно убедиться в соотношении положительных и отрицательных моментов в его жизни.
Хороший эффект дает листок оценки поведения учащегося. Сущность заключается в том, что ученик, учитель-предметник и классный руководитель ставят оценки за поведение на уроке и в классе. В конце недели анализируем, сравнивая оценку ученика и учителей. Очень довольны учащиеся, если оценки совпадают или оценка учителя выше. Положительный, но пока ситуативный, результат в работе дает использование «Социального договора». Вывод пока делать рано, так как используется он совсем недавно. Учащиеся, входящие в «группу риска», как правило, обделены вниманием, поэтому им нравится такая форма работы с ними.
-Подумайте о своём примере.
-Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.
Такой опыт работы полезен как для учащихся, так и для педагогов.
Наркомания - страшная болезнь цивилизации общества. Она обуславливает духовную и физическую деградацию России, губит интеллект нации и угрожает генофонду.
Проблема распространения и употребления наркотиков в России, является общенациональной проблемой, и это зафиксировано в законе Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах». Там подчеркнуто, что по своим последствиям эта проблема представляет прямую угрозу национальной безопасности России. Необходимо на всех уровнях общественного бытия осознать уникальное положение, в котором находится Россия, - она принадлежит к тому числу государства, которое является одновременно и потребителем, и производителем, и транзитным полем отправления наркотиков из соседних стран в другие.
На сегодняшний день общепризнанным считается, что наркотизм является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной, так называемой социальной болезнью. Поэтому, для эффективной борьбы с ростом наркотизма недостаточно только лечения и реабилитации наркоманов. Особое место в этом процессе должна занимать профилактика - система комплексных государственных, общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических мероприятий по всемерному укреплению здоровья.
Подростковая наркомания - это одно из наиболее распространенных явлений нашей современности.
Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ее главная стратегическая цель - развитие процесса осознания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной конкретной личности. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной: она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения.
Главная стратегическая цель профилактики наркотизма - развитие процесса осознания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной конкретной личности. Профилактику лучше всего начинать в школьном возрасте, в учреждениях образования. Большой вклад в профилактику может внести социальный педагог. Роль специалиста по социальной работе является координирующей в решении всего комплекса проблем по профилактики наркомании среди детей и подростков. В ходе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.
Необходимость проведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде приобретает все большее значение, ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.
В ходе проведения исследования была достигнута его цель, т.е. выявлены особенности технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков среди детей и подростков. Необходимым условием успешности профилактических методов является применение в занятиях различных подходов в работе: это могут быть развивающие и диагностические программы, групповые дискуссии, ролевые игры и другие мето
Список использованных источников
1 Гурский, С. В. Внимание родители - наркомания! / С. В. Гурский - М., 2009.
2 Лаврененко, В.Н. Философия социальной работы // Проблемы социальной работы в России.- М. , 2008.
3 Зайнышев, И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы / И.Г. Зайнышев // Социальная работа. – М. , 2010.
4 Альтушер, В.Б. Наркомания: дорога в бездну/ В. Б. Альтушер, А.В. Надеждин. - М. : Просвещение, 2009.
5 Антология социальной работы. - М. : Высшая школа, 2008 т.2
6 Зимняя И.А. Социоэкология личности – наука о социальной работе / И.А. Зимняя // Социальная работа. - 2010. - №5.- с.76.
7 Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление/ А.Н. Лапко - М. : Медицина, 2010.
8 Березин, С.В., Лисецкий, К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий / М. : Институт психотерапии, 2009.
9 Пузырёвская, Н.А. За школу без наркотиков // Воспитание школьников, 2010, №7
10 Сухарев А.В. Наркотическая экзотика/ А.В. Сухарев - М. : Старый Сад, 2007.
11 Ураков Г. Наркомания: мифы и действительность / Г. Ураков - М. : Медицина,2009.
Информация о работе Профилактическая работа по употреблению наркотиков