Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:38, реферат
1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.
Должен знать: нормативные правовые акты и методические документы в области профессионального образования и воспитания; профориентологию как научную дисциплину в совокупности педагогических, психологических и философских знаний; профессиональную педагогику; психологию личности и психологию труда; нормативные правовые акты, руководящие и методические документы, относящиеся к сфере образования и деятельности педагога-профориентолога; профессиологию; образовательные стандарты всех уровней и ступеней образования; квалификационные характеристики должностей служащих и тарифно-квалификационные характеристики рабочих; информацию о потребностях рынка труда в стране и регионах, о перспективах развития видов экономической деятельности в республике; основы информационных технологий; теорию и практику администрирования баз данных; теорию и практику работы с персоналом; основы теории качества образования; основы социологии и методы социологических исследований; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Этические нормы профориентологии:
1.Защита интересов клиента
2.Обеспечение эффективности
Принцип обьективности результаты консультирования должны быть научно обоснованные,чтобы человек компитентно мог использовать диагностический инструментарий
Принцип не навреди
3.Проведение поф. Консультирования
на высоком профессиональном
уровне принцип проф.
7. Сущность проф самоопределения.
Типы самоопределения. Конфликты
проф самоопределения.
Проф самоопред — это определение человеком
себя относительно выработанных в обществе
и принятых данным человеком критериев
профессионализма. Словарь профориентации
Основные моменты проф становления личности:
Зеер
1. Проф самоопределение — это избирательное
отношение индивида к миру профессий в
целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром проф самоопределения
является осознанный выбор
3. Проф самоопределение осуществл
4. Актуализация проф
5. Проф самоопределение является важной
характеристикой соц-псих зрелости личности,
ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Пряжников предлагает 7 типов самоопределения
личности:
1. Самоопред. в конкретной трудовой функции.
Для этого типа самоопределения характерна
реализация себя в рамках выполняемой
деятельности.
Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны.
2. Самоопред. на конкретном трудовом
посту предполагает выполнение
довольно многообразных
3. С. на уровне конкретной специальн
4. С. в конкретной профессии
5. Жизненное самоопред., к которому помимо проф д-ти относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. Предполагает не только выбор и реализацию чел-ком тех или иных соц ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
6. Личностное самоопред., рассматриваемое
как высшее проявление
7. Самоопред. личности в культуре
как высшее проявление
В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека:
1 агрессивное неприятие
2 стремление мирно избежать данной д-ти;
3 выполнение данной д-ти по образцу, по шаблону, по инструкции пассивный уровень;
4 стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы;
5 стремление обогатить, усовершенствовать
выполняемую д-сть в целом
Конфликты:
Сторонами внутриличностного конфликта
самоопределения являются различные составляющие
структуры личности. Можно выделить конфликты,
обусловленные следующими факторами:
1 рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между соц-проф экспектациями и проф действительностью, между мотивами проф роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний самооценки и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами стремление к власти, подчинению и ценностными ориентациями и др.;
2 несовпадением характера проф
д-ти и уровня проф
3 противоречием между
4 несовпадением представления
о своих проф достоинствах
и реальных проф возможностей:
противоречиями между Я-
5 противоречиями между проф возможностями, потенциалом, способностями и соц ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью проф мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профе карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.
1 группа противоречий
8. Методы профориентационной
Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы: Зеер
1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты спец способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень ЗУН.
2. Тесты-опросники, диагностирующие
черты личности и
3. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования тест Люшера, сортировки каузометрия и др.
4. Интерактивные методики. В эту группу входят псих беседа интервью, являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с псих-пед взаимодействием; ролевая игра.
5. Проективные методики, построенные
главным образом на
6. Стандартизированное
7. Приборные
9. Развитие профориентации в
России, СССР и РФ. Профориентация
как элемент гос кадровой
1-я служба по приисканию
В целом, в дореволюционной России профориентации
как самостоятельного научно-практического
направления еще не было, но условия создавались.
В СССР проблемы труда, трудовой политики,
а в дальнейшем и профориентации стали
важнейшими темами марксистской идеологии.
При Центральном институте труда по приказу
Ленина была создана лаборатория, занимавшаяся
профориентации.
В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассм о создании
для подростков бюро по выбору профессии.
Активно профориентации молодежи занималась
Кркпская.
1 бюро проф консультации появилось в 1927
при Ленинградской бирже труда. Сразу
же стали готовить профонсультантов. В
школах профориентации занимались педологи.
В 1930-е началась разработка системы школьной
профориентации. Активное развитие!
1936 — Постановление О педологических
извращениях в системе Наркомпроса. В
1937 — отмена трудового обучения в школе
и резкое свертывание профориентац работы.
В период сталинского тоталитаризма профориентацию
запретили!
В период хрущевской ттепели в стране
наблюдалось явное возрождение профор-и..но
на примитивном уровне. При Брежневе уровень
разработок еще понизился. Деградация
профор-и.
При Горбачеве — сделано много! Создано
более 60региональных Центров проф ориен
молрдежи, в школах ввели курс Основы производства.
1992 Закон Об обр-ии, сократилось финансирование
профор-ии.
На рубеже 20-21 вв. появились надежды на
возраждение и развитие профор-ии. Директора
школ привлекают психологов и педагогов
В итоге получается, что в 1930-е гг. развитие
профор-ии ограничивалось политич способами,
в 70-80 — бюрократическими, а сейчас — экономическими
мерами.
П. как элемент гос кадр политики.
главным богатством любой сраны является
человеческий потенциал. Процветание
страны зависит от того, насколько люди
данной страны будут реализовывать свои
таланты на благо общества. В этом главный
смысл руководства гос-ва. Сегодня таланты
многих наших соотечественников направляются
не на создание, а на разрушение. Это, прежде
всего, профориентационная проблема!
Продуманной кадровой политики в России
не ведется, сотни тысяч молодых людей
приобретают в коммерческих вузах профессии,
кот уже давно на рынке не востребованы.
Никто не изучает потребности в кадрах
нынешней российской экономики и не пытается
спрогнозировать такие потребности на
ближайшее будущее. В итоге в службах занятости
новая проблема — трудоустройство выпускников
вузов. Пример: ради экономии средств сокращают
рабочие места, но для уволенных людей
места не создаются. А это еще больше обостряет
проблемы РФ.
10. Система среднего общего
5-7 классы. Профориентац работа находит свое продолжение через
деловые игры, профориентац игры, игры-погружения,
игры-путешествия. Данные формы работы
позволяют учащимся более подробно изучить
мир профессий, представить себя в этом
мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие
рабочих профессий, делают первые шаги
в проектной деятельности. В ходе данной
работы собран материал о профессиях родителей
учащихся. Формируется осознание учащимися
своих интересов, способностей, общественных
ценностей, связанных с выбором профессии
и своего места в обществе. При этом будущая
профессиональная деятельность выступает
как способ создания определенного образа
жизни, как путь реализации своих возможностей.
8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную
профориент работу среди учащихся, направленную
на содействие осознанному выбору профиля
обучения, а в дальнейшем — и профессии.
Учащиеся изучают профессии, которые наиболее
востребованы на рынке труда, знакомятся
с профессиями, требующими повышенной
моральной ответственности. На данном
этапе активизируется диагностическая
работа, проводимая
психологом, проводятся уроки выбора
профессии. В этот период учащиеся начинают
заниматься исследовательской д-тью, делают
первые шаги в составлении профессиограмм,
участвуют в создании банка данных Азбука профессий в школьном информационном
центре. Формируется представление о проф
навыках, перспективах проф роста и мастерства,
правилах выбора профессии, умение адекватно
оценить свои личностные возможности
в соответствии с требованиями избираемой
профессии.
Основное внимание уделяется консультационной
помощи в выборе профессии, определяется
стратегия действий по освоению запасного
варианта.
10-11 классы. В системе профориентационной
работы является самым
Используются различные формы работы
с учащимися старшей ступени: беседы, консультации
по вопросам выбора профиля обучения,
информирование о способах получения
желаемого образования, требованиях профессии
к человеку, оплате труда. Продолжается
работа по созданию профессиограмы, в
которых отражены психофизические особенности
профессий, расширяется база данных об
учебных заведениях, о редких профессиях,
гностических профессиях.
Проблемы: — профориент работа носит бессистемный,
эпизодический характер.
- список выбираемых профессий очень беден,
выбор не осознан