Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:49, дипломная работа

Краткое описание

Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем, которые, казалось бы, ушли далеко в прошлое, или не имели отношения к нашей стране. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, нехватка средств на прожиточный минимум, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа тех, кто употребляет наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирует отклоняющееся (девиантное) поведение, остается без надзора взрослых [15].

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения подростков 9

1.1. Характеристика девитантного поведения подростков 9

1.2. Профилактика девиантного поведения подростков 22

2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков 38

2.1. Программа работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков 38

Блок 1. Теоретический. 40

2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов 49

Заключение 54

Список использованных источников 57

Вложенные файлы: 1 файл

Работа социального педагога по профилактике.docx

— 105.27 Кб (Скачать файл)
  1.  
    эмпатическое принятие клиента, которое включает три базовых компонента: безусловное принятие клиента и всех его проявлений и эмоциональная теплота по отношению к нему; понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность «Я» терапевта в процессе коммуникации с клиентом;

  1.  
    стимулирование у клиента рефлексивно-вербализующего типа поведения.

 
Данные принципы позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в технике игровой терапии в работе с детьми, где в центре внимания лежат способы коммуникации. 
 
Программы профилактики девиантного поведения с использованием игротерапии включают несколько основных этапов [39]: 
 
1 этап - ориентировочный, направлен на установление эмоциональных контактов и ориентацию в игровой комнате. Этап длится 1 - 2 занятия и предполагает использование объединяющих игр, направленных на создание атмосферы принятия и доверия, в связи с чем психолог использует недирективные тактики; 
 
2 этап - объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов, решает диагностические задачи, в связи с чем предполагает актуализацию и реконструкцию конфликтных ситуаций и объективирование негативных состояний и трудностей ребенка. Длительность этапа составляет 2 - 3 занятия. Тактика деятельности психолога предполагает сочетание директивных и недирективных приемов, в связи с чем используются направленные ролевые игры, эмпатическое слушание и другие методы, имеющие конкретную заданность содержания, но дающие возможность свободным действиям ребенка внутри этого содержания; 
 
3 этап - конструктивно-формирующий, направлен на решение основных задач коррекции. Этап длится 10 - 12 занятий. Психолог использует специально отобранные игры и упражнения, техники эмпатического слушания, приемы конфронтации, резюмирования, суммирования, методы решения конфликтных ситуаций и др.; 
 
4 этап - обобщающе-закрепляющий, решает задачу обобщения сформированных у ребенка способов деятельности, их закрепления и переноса на практику реальной жизни ребенка. В связи с этим к работе привлекаются родители и ближайшее социальное окружение, которые могут принимать реальное участие в занятиях, в выполнении домашних заданий, а также предоставляют психологу сведения о новых возможностях и способностях ребенка. Используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместная деятельность детей с родителями и др.  
 
Близкой к игровой терапии, но не тождественной ей в силу ряда специфических особенностей и самостоятельного статуса в зарубежной и отечественной практике признается арттерапия, основная цель которой состоит в самовыражении и самопознании ребенка с помощью искусства и самостоятельной творческой деятельности. Исследователи отмечают важное значение продуктов детского художественного творчества (например, рисования) и самого процесса создания изображений в диагностике актуального уровня эмоционально-личностного и социального развития детей. 
 
При профилактической работе с подростками арттерапевтические методы (рисуночная терапия, драмотерапия, библиотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, хореотерапия и т.д.), как правило, органично сочетаются с игрой и дополняют, обогащают ее возможности [50].

Таким образом, игровые методы терапии, с одной стороны, просты по технике, а с другой - результативны с точки зрения воспитания адекватных поведенческих установок и самооценки подростков, нормализации их отношений между собой, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности и т. д., что составляет содержание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.

Итак, анализ проблемы девиантного поведения подростков, мнений различных ученых, проведенных ими исследований, а также существующих средств профилактики девиантного поведения подростков позволил нам сделать следующие выводы.

 
Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья; 
 
Классификация отклонений в поведении проводится в двух направлениях: по форме проявления нарушений и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе; 
 
Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику девиантного поведения.  
 
Работа социального педагога с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности.  
 
Роль игры в профилактике девиантного поведения очень велика. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения, предоставляет существенные возможности для организации условий личностной и интеллектуальной децентрации подростка. Программы профилактики девиантного поведения с использованием игротерапии включают несколько основных этапов: ориентировочный, объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов; конструктивно-формирующий, обобщающе-закрепляющий,

2. Опытно-экспериментальная  работа социального педагога  по профилактике девиантного  поведения подростков

2.1. Программа работы  социального педагога по профилактике  девиантного поведения подростков 

 
Актуальность социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения подростков обусловлена все возрастающим количеством подростков с нарушениями поведения и разнообразием их проявлений.  
 
Разрабатывая программу работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков, мы исходили из следующих определений программы: «Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели» [37, 317-321]. «Программа – нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности педагога, учреждения, объединения и целого региона. Образовательная программа – документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации» [50, 92].  
 
Нами были разработаны и подобраны цель и задачи; принципы работы, план занятий; краткое описание предлагаемой новой информации; перечень необходимых для занятий форм, методов и материалов для проведения исследования. 
 
Целью данной программы является формирование высокой сопротивляемости подростков негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний, навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения. 
 
Неотъемлемой частью программы является создание спокойной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, в которой новые навыки изучаются, апробируются на практике и применяются в жизни, т.е. внутренне перерабатываются и проверяются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений и поведения. 
 
По длительности работы программа рассчитана на 6 месяцев. Выделяются этапы: подготовительный, диагностический, профилактический (основной), аналитический (заключительный). 
 
Разработка задач работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков была осуществлена с учетом специфики форм девиантного поведения, а именно: нарушение социальных норм, обычно сопровождается употреблением алкоголя, курением и игнорированием здорового образа жизни, появлением других вредных привычек. На этом основании были определены следующие задачи работы социального педагога в рамках программы по профилактике девиантного поведения подростков:  
 
1) способствовать осознанию и усвоению подростками основных человеческих ценностей;  
 
2) обучить подростков способам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без нарушения социальных норм и применения психоактивных веществ; 
 
3) информировать подростков о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях девиантного поведения подростков; 
 
4) формировать у подростков умения и навыки: критически мыслить, эффективного общения, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями; 
 
5) сформировать установку на здоровый образ жизни; 
 
6) повысить самооценку подростков. 
 
В соответствии со спецификой девиантного поведения социально-педагогическая деятельность основывается на следующих принципах [13]: 
 
- комплексности (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности), 
 
- адресности (учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик), 
 
- массовости (приоритет групповых форм работы), 
 
- позитивности информации, 
 
- минимизации негативных последствий, 
 
- личностной заинтересованности и ответственности участников, 
 
- устремленности в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения). 
 
Кратко опишем содержание каждого из блоков профилактической работы.

Блок 1. Теоретический.

 
Цель: ознакомить подростков с последствием курения, алкоголя и употребления наркотических веществ и их влияния на здоровье человека. 
 
Тема 1. «Последствия влияния курения на организм подростков».

Основные понятия: здоровье, никотин.

Содержание работы социального педагога:

Определение с подростками вреда курения на растущий организм. Прослушивание магнитофонных записей об отношении детей к лицам курящим. Просмотр видеозаписей об организме курящего человека. Обсуждение социальных неблагоприятных последствий курящего человека.

Домашнее задание: составить поэтапно план отказа от курения для курящих родственников.

 
 
Тема 2. «Последствия злоупотребления алкогольной продукции на организм подростков».

Основные понятия: здоровье, алкоголь.

 
Содержание работы социального педагога:  
 
Обсуждение домашнего задания. Определение с подростками вреда злоупотребления алкоголя на растущий организм. Прослушивание магнитофонных записей об отношении детей к лицам страдающим алкоголизмом. Просмотр видеозаписей об организме пьющего человека. Обсуждение социальных неблагоприятных последствий пьющего человека.

Домашнее задание: подготовить рассказ о влияние алкоголя на работу головного мозга.

 
 
Тема 3. «Здоровый образ жизни». 
 
Основные понятия: спорт, путешествия, туризм. 
 
Содержание работы социального педагога: 
 
Обсуждение домашнего задания. Определение с подростками необходимости вести здоровый образ жизни, формирование интереса к проведению досуга без употребления алкоголя и курения. Прослушивание рассказов известных спортсменов, обсуждение образа жизни людей увлекающихся туризмом и путешествиями. Просмотр видеозаписей путешественников о разных странах.  
 
План:

  1.  
    значение знаний о механизмах действия токсических веществ на организм человека в профилактике вредных привычек;

  1.  
    физический труд и спорт как важные факторы укрепления здоровья;

  1.  
    несовместимость вредных привычек с занятием спортом;

  1.  
    влияние природной среды на психическое состояние человека.

 
Домашнее задание: побеседовать с родителями о возможных вариантах организации досуга. 
 
 
Тема 4. «Экономические и социальные последствия употребления наркотиков». 
 
Основные понятия: наркотики, виды, дилеры. 
 
Содержание работы социального педагога: 
 
Обсуждение домашнего задания. Определение с подростками вреда наркотиков. Определение негативных последствий на экономическую сторону употребления наркотиков, определение негативных последствий на социальную сторону употребления наркотиков как на личность в целом, так и на ближайшее окружение.  
 
Методы: лекция, беседа, круглый стол. 
 
Домашнее задание: подбор вырезок из газет о последствиях употребления наркотиков. 
Тема 5. «Почему мы говорим НЕТ наркотикам». 
 
Основные понятия: молодежные движения, история молодежных движений, здоровье нации. 
 
Содержание работы социального педагога:  
 
Обсуждение домашнего задания. Рассмотрение ценности здорового образа жизни, истории молодежных движений, которые борются за здоровье нации. 
 
Методы: встреча с самарскими молодежными движениями «молодежь против наркотиков», беседа о здоровье. 
 
Домашнее задание: Подготовить речевку на тему «Мы против наркотиков». 
Тема 6. «Молодежь против преступности. Мы хотим жить в безопасном мире». 
 
Понятия: преступление, Уголовный кодекс. Воровство. Хулиганство. Проституция. 
 
Содержание работы социального педагога: 
 
Разбор современно ситуации с молодежной преступностью. Проблемы с преступностью в Самаре. Опасностьи преступной молодежной среды. Разбор сюжетов о нарушителях закона. Просмотр милицейских репортажей. Встреча с сотрудниками милиции. 
 
Домашнее задание: разработать проект молодежного Уголовного кодекса. 
Тема 7. «Успешная карьера в рамках закона». 
 
Понятия: Карьера, профессиональный рост, жизненный успех. 
 
Содержание работы социального педагога: 
 
Обсуждение проблемы самоопределения. 
 
Какую карьеру можно построить в современном мире? Спортивная карьера, финансовая карьера, политическая карьера, предпринимательская карьера. Влияние судимости на карьеру, влияние проституции на карьеру. 
 
Домашнее задание: составить план карьеры до 30 лет. 
Блок 2. Практический.  
 
Занятие 1. Знакомство. 
 
Упражнения на знакомство. «Американское приветствие», «Имена по кругу», «Ассоциации», «Шаг вперед все, кто…», «На тебе надето…» и т.д. 
 
Цель: знакомство участников группы друг с другом и с ведущим, установление правил поведения в группе.  
 
Упражнения на синхронизацию. «Ладушки», «Перехват», «Колпак», «Волна», «Электрический ток», «Массаж», «Прими подарок», «Догнать впереди идущего» и т.д. 
 
Цель: установление контактов, развитие навыков совместной игры.  
 
Упражнение на доверие. «Доверяющее падение», «Слепой и повадырь», «Передай апельсин», «Клубочек», «Прими подарок» и т.д. 
 
Цель: научиться быть открытым перед участникам игр.  
Упражнения на взаимодействие. «Сиамские близнецы», «Прорвись в круг», «Карусель» и.д. 
 
Цель: повышение активности участников группы.  
 
Упражнения на реакцию. «Я - луноход», «Слоник-утка-зайчик», «Японская машинка», «Отвечает сосед с права», «Третий лишний», «Гуси-лебеди», «Тюрьма» и т.д. 
 
Цель: выявление поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов.  
Занятие 2 и 3. «Правильный выбор – Нет курению! Нет алкоголю!» 
 
Цель: формирование личной ответственности за свое поведение. 
 
Формирование умений конструктивного способа решения трудных ситуаций. 
 
Упражнение «Выход из конфликта».  
 
Цель: выявление поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов.  
 
Инструкция: ведущий предлагает разбиться на пары. Одна пара проигрывает обычное для подростков развитие конфликта. Другая пара проигрывает эту же ситуацию, но с Я-высказываниями: 
 
Упражнение: «Вырази свое чувство» (ключевая фраза: «Я . . .»). 
 
Цель: выявление своих чувств и чувств других людей. 
 
Инструкция: Ты можешь быть сердитым, огорченным, разочарованным или испытывать другие чувства. Очень важно установить как для себя, так и для других то, что ты испытываешь. Например, если твой десятилетний сын возвращается домой из школы слишком поздно, ты чувствуешь скорее волнение, чем гнев. Зная о твоем волнении, сын быстрее поймет, почему нежелательно позднее возвращение из школы и впредь постарается не допускать такого рода поступков. 
 
Упражнение: «Установить событие, какое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза: «Я... потому что...»). 
 
Цель: выявление ситуаций вызывающих определенные чувства и эмоции. 
 
Инструкция: Будь точным и конкретным. Воспользуйся ситуацией, чтобы попытаться изменить конкретный поступок, а не целиком личность своего ребенка. 
 
«Я волнуюсь, потому что ты не подготовился к контрольной работе». 
 
«Я огорчен, потому что видел тебя с бутылкой пива». 
 
Упражнение: «Объясни, которое вызвало у тебя это чувство» (ключевая фраза: «Когда ты..., то я почувствовал...»). 
 
Цель: рефлексия событий вызывающих те или иные чувства. 
 
Инструкция: Разъяснение, почему то или иное событие вызывает у тебя конкретное чувство, позволяет подростку узнать, что твои чувства имеют причину, и это подтолкнет твоего ребенка к решению проблемы. 
 
Упражнение. «Учимся говорить «Нет!» 
 
Цель: найти выход из трудных ситуаций 
 
Инструкция: Предлагается набор ситуаций, провоцирующих опасное поведение и ролевое проигрывание отказов от опасного поведения. После этого предлагается обсудить все, что записано, и выбрать самый эффективный отказ. Обсуждается, почему эти фразы оказались самыми действенными. Обсуждение качеств человека, который умеет отказаться от сомнительных предложений. 
 
Упражнение. «Человек в трудной ситуации» 
 
Цель: найти выход из трудных ситуаций 
 
Инструкция: Работа в группах по поиску оптимального решения. Обсуждение возможностей выхода из трудных ситуаций. Конструктивные и неконструктивные способы решения трудных ситуаций. Кто может помочь в трудной ситуации. 
 
Упражнение «Конфликт».  
 
Цель: найти выход из конфликтных ситуаций 
 
Инструкция: Участники делятся на три группы: первая команда, вторая команда и два эксперта игры. Перед началом игры ведущий просит, чтобы внутри первой и второй команды учащиеся поделились на пары. Игра состоит из нескольких раундов (по числу пар в играющих командах). Ведущий на каждый раунд задает проблемную ситуацию, связанную с «острыми» коммуникациями между подростками («выбивание» денег, шантаж, угроза физической расправы, вовлечение в драку, оскорбление и т.п.). От каждой команды в игре принимает участие по одной паре, т.е. раунд состоит из «выяснения отношений» между двумя парами, защищающими интересы своих команд. Перед началом «выяснения отношений» ведущий определяет, какая из пар будет «нападать» и «отвечать» (кто нападающий и кто защищающийся в инсценируемой ситуации). Игру оценивают два эксперта, которые засчитывают баллы по двум пунктам: за конструктивный способ разрешения проблемы; за находчивость в деле обострения конфликта. 
 
В начале игры только один представитель от каждой пары принимает участие в «завязке» проблемы. Интрига игры состоит в том, что эксперт в любой момент разыгрывания ситуации может хлопнуть в ладоши, и участники пар должны сменить друг друга. Эксперты между собой договариваются, какой из команд они будут сигнализировать о смене участника игры. Таким образом, сюжетная линия «выяснения отношений» может состоять из взлетов и падений, успехов и неудач. 
 
При каждом новом раунде команды меняются ролевыми позициями - кто был нападающим, теперь должен отразить противоположный характер «выяснения отношений». 
 
В конце игры эксперты суммируют баллы, полученные командами, и определяют победителя. 
 
Обсуждение: впечатление от игры, трудности в выполнении задания. 
 
Упражнение. «Антиреклама». 
 
Цель: профилактика курения. 
 
Инструкция: учащимся предлагаем сделать антирекламу для сигарет «Мальборо». 
Занятие 4. «Нет наркотикам!» 
 
Упражнение: «Статистика»:  
 
Цель: профилактика употребления наркотиков подростками. 
 
Инструкция: анализ статистических данных, задающих, увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей от потребления наркотиков.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков