Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:49, дипломная работа

Краткое описание

Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем, которые, казалось бы, ушли далеко в прошлое, или не имели отношения к нашей стране. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, нехватка средств на прожиточный минимум, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа тех, кто употребляет наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирует отклоняющееся (девиантное) поведение, остается без надзора взрослых [15].

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения подростков 9

1.1. Характеристика девитантного поведения подростков 9

1.2. Профилактика девиантного поведения подростков 22

2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков 38

2.1. Программа работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков 38

Блок 1. Теоретический. 40

2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов 49

Заключение 54

Список использованных источников 57

Вложенные файлы: 1 файл

Работа социального педагога по профилактике.docx

— 105.27 Кб (Скачать файл)
  1.  
    Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). -М. : Академия, 2003.

  1.  
    Иванцова А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2000, №8. - С.12-16.

  1.  
    Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

  1.  
    Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы дезадаптации и некоторые пути ее профилактики // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста, - М.: Вагриус, 2001. - С. 172-176.

  1.  
    Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144 с.

  1.  
    Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Мысль, 1984.

  1.  
    Кондрат Е. Профессиональное самоопределение старших подростков с девиантным поведением Е.Кондрат // Alma Mater: Вестник высшей школы .- 2003 .- N4.-С.16-18 .

  1.  
    Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростка: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Народна Асвета, 1988.

  1.  
    Конончук Н.В. Роль семейных отношений в формировании отклоняющегося поведения //Семья и личность. Тез. докл. конф. в г. Гродно. М.: Отд-ние психологии и возр. физиологии АПН СССР, 1981. – С. 51-53.

  1.  
    Короленко Н.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии - М.: Академия, 2000. – С. 204-209.

  1.  
    Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997.

  1.  
    Кудрявцев В.Н., Нересянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Наука, 1998.

  1.  
    Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. – С. 41-44.

  1.  
    Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. - СПб.: ООО Издательский дом «Ars Longa», 2002.

  1.  
    Лебедева Н. Н. Игротерапия в контексте различных парадигм психологического знания. // Практическая психология, 1997. – N2. – С. 96– 107.

  1.  
    Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

  1.  
    Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

  1.  
    Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 1999. 176 с.

  1.  
    Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

  1.  
    Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы. / Под ред. А.Е.Личко - М.: Просвещение, 1995.

  1.  
    Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи: Сборник материалов конференции. - Самара, 2003.

  1.  
    Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М.: Сфера, 1996.

  1.  
    Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика,1987.

  1.  
    Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

  1.  
    Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Педагогика, 1994.

  1.  
    Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997 N1, С. 52–61.

  1.  
    Российская энциклопедия социальной работы. В 2т. Т.2 Социальные программы/ Сост. Панова А.Н., Холостова Е.И.-М., 1997.

  1.  
    Селецкий А.И. Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев: Здоровье, 1997.

  1.  
    Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996.

  1.  
    Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике - М.: Генезис, 2001.

  1.  
    Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – 424 с.

  1.  
    Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

  1.  
    Социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. М.Д. Горячев/ Самарский институт управления. – Самара: СИУ, 1996. – 246 с.

  1.  
    Социальная профилактика отключающегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. -М:Ред. -издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 62 с.

  1.  
    Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/под ред Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - Москва-Тула, 1993. в 2-х т.т., Т.2., - 390 с.

  1.  
    Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе. 5-8 классы (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники) /сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 94 с.

  1.  
    Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

  1.  
    Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для вузов / М.В. Шакурова ; Под ред. А.В. Мудрика .- М.: Академия, 2004. – 402 с.

  1.  
    Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

 
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Приложения

 
Приложение А 
 
Тест «Недописанный тезис». 
 
Инструкция. Детям предлагается закончить следующие предложения. 
 
А) «Вредные привычки и их профилактика».

  1.  
    Никотин – это…

  1.  
    Алкоголь – это…

  1.  
    Наркотические и психотропные вещества – это…

  1.  
    Здоровье – это…

  1.  
    Здоровый образ жизни – это…

  1.  
    Вредные привычки – это…

  1.  
    Карьера – это…

  1.  
    Профессиональный успех – это…

  1.  
    Семейное благополучие – это…

 
Б) «Позитивное поведение».

  1.  
    Конфликт – это…

  1.  
    Опасное поведение – это…

  1.  
    Безопасное поведение – это …

  1.  
    Друг – это…

  1.  
    Трудная ситуация – это…

  1.  
    Из трудной ситуации можно выйти следующим образом …

  1.  
    Манипуляция – это…

  1.  
    Реклама – это…

  1.  
     
    Приложение Б 
    Памятка родителям 
    С проблемой девиантного поведения человек может столкнуться в любом возрасте. В последние годы эта проблема стала особенно актуальной для подростков, родители которых часто даже не подозревают, что их дети совершают действия, направленные на нарушение социальных норм, а узнают об этом лишь тогда, когда у подростков появляются вредные привычки, развивается алкоголизм, наркомания, дети совершают правонарушения, попадают в милицию или больницу. Опрос родителей показал, что прежде всего их загруженность сокращает возможность общения с детьми, приводит к их отчуждению и поиску авторитетов, что не всегда способствует успешной интеграции детей в современное общество. 
     
    Отношение общества к девиантному поведению сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Это приводит к резкой социальной реакции отторжения, а порой, и изгнания таких детей из образовательных учреждений. В этом случае формируется особая подростковая субкультура со специфическими образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами.  
     
    Сокращение числа детских досуговых учреждений, свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, бедность способствуют преждевременному уходу детей из школы, их включенности в неблагополучные группы, где их статус может возрасти.  
     
    Слабо контролируемые потоки зарубежной субкультуры искажают представления об успешной деятельности, способствуя формированию в сознании подростков популярных стереотипов криминального поведения, иллюзий по поводу успешности в обществе, благодаря социально неприемлемым видам деятельности, асоциальным инициативам.  
     
    Этими и многими другими факторами обусловлена, прежде всего, необходимость работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков. К сожалению, социальному педагогу чаще приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оказывает негативное на них воздействие, в результате которого появляются отклонения в поведении. 
     
    Проведенный нами опрос подростков показал, что большинство опрошенных никогда не получали никакой-либо конкретной информации о девиантном поведении от каких-либо специалистов. Однако именно социальные педагоги являются теми людьми, к которым большинство опрошенных детей обратилось бы при появлении каких-либо проблем (с алкоголем, наркотиками, насилием). Таким образом, у социальных педагогов есть возможность распространять информацию и расширять свою деятельность по предупреждению подобных проблем, так как они считаются у подростков источником поддержки. 
    Тезаурус понятий по проблеме девиантного поведения подростков 
     
    Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. 
     
    Антисоциальное поведение – противоправное поведение человека, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. 
     
    Асоциальное поведение – поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий.  
     
    Конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений. 
     
    Конфликт- это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция , и как ответная эмоционально окрашенная реакция.  
     
    В основе возникновения конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности: противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки). Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство. Таким образом, конфликт - это противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей. 
     
    Бедность – категория, отражающая абсолютный на (основе прожиточного минимума) или относительный (как отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления) уровень удовлетворения минимальных жизненных стандартов. Выступает важнейшим социальным индикатором. 
     
    Бездомный – человек, не имеющий постоянного жилища, что сопровождается отсутствием определенных занятий, оседлого образа жизни. В РФ именуются также бомжами (без определенного места жительства). Состав бездомных неоднороден: мужчины, женщины, дети, подростки. 
     
    Безнадзорный – в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. 
     
    Беспризорный – в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. 
     
    Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп; система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил, противоречия правовым и нравственным нормам. 
     
    Девиации – отклонение от нормы. 
     
    Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. 
     
    Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях - уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям. 
     
    Дети – особая социально-демографическая группа населения с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права; объект особой социальной заботы со стороны государства. 
     
    Детская наркомания – форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологической зависимости их от наркотиков, постепенно приводящая организм к физическому, психическому истощению и социальной дезадаптации детей. 
     
    Детская проституция – форма девиантного поведения детей, выражающаяся в беспорядочных половых отношениях, осуществляемых за плату. 
     
    Детский алкоголизм – форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности. 
     
    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютно жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. 
     
    Институты социализации – система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на социальное становление человека, формирование его сущности. 
     
    Информационная среда - совокупность источников информации, в которую «погружена» конкретная аудитория (отдельный человек, семья, региональная, профессиональная, национальная или иная группа). Также: система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения. 
     
    Компетентность ребенка – совокупность способностей и достижений ребенка данного возрастного уровня, которая позволяет ему определенным образом действовать в различных ситуациях. Ярко проявляется при вхождении в новую для ребенка социальную ситуацию (поступление в детский сад, школу, поездка и т.п.). Характеризует степень его адаптивности- дезадаптивности, определяется общим уровнем интеллектуального развития, широтой социального опыта, основанными на нем навыками общения, а также конституциональными нейро-динамическими особенностями (например, темперамент).  
     
    Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению обычно предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. 
     
    Критическое мышление – аналитический процесс; суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой, объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. Также: использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. 
     
    Метод «прививка установок» - это слабая атака на установки людей, подготавливающая почву для сопротивления более сильным атакам в дальнейшем. 
     
    Механизм протекания отклонений в поведении - последовательность социально-психологических состояний ребенка, соответствующих конкретному этапу отклонения в поведении. 
     
    Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых в данном обществе поведенческих норм; взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. 
     
    Патологическое отклоняющееся поведение – поведение, обусловленное наличием у человека явной или скрытой психопатологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты.  
     
    Подростки – групповая общность, выделяемая по возрастному признаку и занимающая пограничное положение между детством и юностью. В более узком значении – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения (статуса) интересов и ценностей, возрастной слой в составе молодежи; это характеристика эмоциональных и поведенческих состояний, связанных с процессом взросления; специфическая подростковая субкультура. Возраст ограничивается периодом 14-18 лет (психиатрия); от 10-11 до 15 лет (психология); 13-19 лет (педагогика). 
     
    Правонарушение – любое деяние, нарушающее какие-либо права. Правонарушения подразделяются на проступки и преступления. 
     
    Преступление – форма делинквентного поведения, представляющая собой предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на личность, а также на иные охраняемые уголовным законом объекты и причиняющие им существенный вред. 
     
    Преступность детская – негативное социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех фактически совершаемых несовершеннолетними деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность. 
     
    Психологически нормальное отклоняющееся поведение – поведение, осуществляемое психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание и последствия своей деятельности.  
     
    Ситуация риска - конкретное стечение обстоятельств в определенный момент пространства и времени, приводящее к срыву адаптационных механизмов. 
     
    Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. 
     
    Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой. 
     
    Социальная компетентность ребенка – способность общаться с представителями различных возрастных и социальных групп. 
     
    Социальная среда – непосредственное социальное окружение человека – семья, трудовой, учебный и др. коллективы и группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. 
     
    Социальное отклонение – социальное развитие человека, поведение которого не соответствует не только общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности), но и ролевым предназначениям. 
     
    Социально-педагогическая профилактика – организационно-воспитательные мероприятия, направленные на предупреждение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера в поведении детей. 
     
    Социально-педагогическая реабилитация – система мер, направленная на восстановление разрушенных или утраченных ребенком общественных связей вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма (дети-инвалиды), изменением социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющимся поведением ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-правонарушитель и др.). 
     
    Социальные нормы – правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. 
     
    Среда – окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий». 
     
    Среда человека – окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.е. те из окружающих их условий, от которых зависит их существование и продолжение рода.  
     
    Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. 
     
    Типы делинквентного поведения: агрессивно-насильственное поведение (оскорбления, побои, поджоги, садистские действия), корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и др. имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду), распространение и продажа наркотиков. 
     
    Трудновоспитуемость подростка – это сопротивление педагогическим воздействиям, которое в науке рассматривается через явление «девиация». 
     
    Условия риска – совокупность факторов различной природы (социальных – воспитание в детдоме, психологических – систематические избиения ребенка родителями, биологических – систематическое недоедание, голод), длительное негативное воздействие которых на человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут быть поведенческие нарушения.  
     
    Приложение В 
    Рекомендации специалистам для работы в направлении 
     
    профилактики девиантного поведения подростков  
    Л.Б Филонов предлагает использовать в работе с подростками с девиантным поведением методику контактного взаимодействия, которая, по его мнению, может оказать помощь в общении специалиста и ребенка, снять коммуникативные барьеры между ними.  
     
    Контактное взаимодействие – это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. В этом случае взаимодействие социального педагога с девиантным подростком предполагает шесть стадий: 
     
    1. Расположение к общению. Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости. Одобрение, согласие, безусловное принятие. Принятие согласия. 
     
    2. Поиск общего интереса. Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам. Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности. 
     
    3. Выявление предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств. Положительный эмоциональный фон, согласие. Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск качеств у себя. Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием. Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности. 
     
    4. Выявление предполагаемых опасных для общения и демонстрируемых качеств. Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах. Принятие позитивного без осуждения, сомнения, возражения. Ситуация доверия, открытости. 
     
    5. Стремление к положительным установкам в поведении партнеров. Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям др. 
     
    6. Установление оптимальных отношений. Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению. Общие намерения. Согласие на выполнение принятого плана.Избран.психол.труды. – М., 1989. С. 60-78.

 


Информация о работе Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков