Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 14:14, реферат
Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделяют психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психология народов, инстинктивизм, интеракционизм. Выделяют также развитие психологической социологии в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Психологический эволюционизм в социологии (Л.Уорд, Ф.Гиддингс)
2. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл)
3. «Психология народов»
4. Групповая психология и теория подражания
5. Зарождение интеракционизма
6. Психологическое направление в российской социологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Инстинктивизм
Психологический эволюционизм
Уорда и Гиддингса не оставил заметного
вклада в истории социологической мысли.
Гораздо более влиятельным оказалось
такое направление, как инстинктивизм.
Проблема «социальных
инстинктов» возникла в 19 веке не случайно.
Конструируя общество по образу и подобию
индивида, психология 19 века стремилась
найти внутриличностную психологическую
детерминанту или ряд детерминант, которые
могли бы одновременно объяснить и индивидуальное,
и групповое поведение.
Социальные явления
начинают трактоваться в терминах неосознанных «инстинктов», «импульсов», «стремлений». Понятие «инстинкта» употреблялось
в широком общежитейском смысле, обозначая
и биологические потребности организма,
и наследственные программы поведения,
и даже просто желания.
Появляется теория
инстинктивизма, основателем которой
был Уильям Мак-Дугалл (1871 - 1938), английский
психолог, с 1921г. работавший в США, автор
весьма популярной книги «Введение в социальную
психологию» (1908).
Мак-Дугалл стремился
создать такую психологическую систему
общественных наук, в которой базисом
была бы психология, а все остальное, включая
социологию, историю, философию и др., надстраивались
над ней. При этом главной надстроечной
наукой он считал социологию. «Смешивая» ее с психологией, он разрабатывал
социально-психологическую теорию личности.
По мнению Мак-Дугалла,
теоретической основой всех социальных
наук должна стать «психология инстинкта». Под
инстинктом Мак-Дугалл понимал «врожденное
или природное психофизическое предрасположение,
которое заставляет индивида воспринимать
или обращать внимание на определенные
объекты и испытать при этом специфическое
эмоциональное возбуждение и действовать
по отношению к этим объектам определенным
образом или, по крайней мере, испытывая
импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту
соответствует, по Мак-Дугаллу, определенная
эмоция, которая как сам инстинкт, является
простой и неразложимой. Так, например,
инстинкту бегства соответствует эмоция
страха, инстинкту любопытства - эмоция
удивления, родительскому инстинкту -
эмоция нежности.
Распространяя свою
психологическую теорию на общество, Мак-Дугалл
под каждое общественное явление подводит
инстинкт или группу инстинктов. Наибольшее
значение Мак-Дугалл придавал стадному
инстинкту, который удерживает людей вместе
и лежит в основе большинства институтов
общества. Непосредственное проявление
стадного инстинкта - рост городов, коллективный
характер человеческого досуга, массовые
сборища и т.д.
Дальнейшему развитию
инстинктивизма способствовали работы
последователей Мак-Дугалла. Грэм Уоллас
(1858 - 1932)гг. распространяет психологический
анализ на сферу политики, уделяя особое
внимание инстинкту лояльности, который
должен обеспечивать функционирование
государственной власти.
Инстинктивизм в развитии
социологии сыграл свою роль. Он пробудил
интерес к изучению психики и стимулировал
внимание к не поднятым до того времени
проблемам сознания. В теориях инстинктивизма
делался аспект на важных сторонах человеческой
психики как основы поведения людей. Более
того, эти теории привлекали внимание
исследователей к неосознаваемым аспектам
психики и их роли в общественной жизни.
Однако его собственная теоретическая
основа была шаткой.
3. «Психология народов»
Все вышеперечисленные
теории были субъективистскими. Но в науке
19 века существовала и иная трактовка
общественного сознания, уходившая своими
идейными корнями в теорию «объективного духа» и
концепции «народного духа» немецких романтиков.
Немецкие ученые Мориц
Лацарус (1824 - 1903)гг. и Гейман Штейнталь
(1823 - 1899)гг. провозгласили в 1860г. создание
новой дисциплины - «психологии народов». Согласно
Штейнталю, благодаря единству своего
происхождения и среды обитания все индивиды
одного народа носят отпечаток особой
природы народа на своем теле и душе, причем «воздействие
телесных влияний на душу вызывает известные
склонности, тенденции, предрасположения,
свойства духа, одинаковые у всех индивидов,
вследствие чего все они обладают одним
и тем же народным духом». Народный дух он понимает
как психическое средство индивидов, принадлежащих
к определенной нации, и одновременно
как их самосознание; содержание народного
духа раскрывается при изучении языка,
мифов: морали и культуры в рамках «исторической
психологии народов».
Хотя М.Лацарус и Г.Штейнталь
не смогли выполнить этой программы, их
идея была подхвачена и развита Вильгельмом
Вундтом. По его мнению, реальное содержание
зрелого сознания не охватывается физиологической
психологией. Высшие психические процессы,
и, прежде всего, мышление, являются результатом
исторического развития общества людей
и потому должны изучаться особой наукой.
Вундт возражает против прямой аналогии
индивидуального и народного сознания,
имевшей место у его предшественников.
Как сознание индивида не сводится к исходным
элементам ощущения и чувства, а представляет
собой их творческий синтез индивидуальных
сознаний, в результате которого возникает
новая реальность, обнаруживающаяся в
продуктах сверхличностной деятельности
- языка, мифах и морали. Их исследованию
Вундт посвятил последние 20 лет своей
жизни.
Как и его предшественникам,
Вундту не удалось реализовать своих программных
установок. Отдельные формы общественного
сознания Вундт рассматривает как «психологические», а
не как «социологические» явления.
Так, законы языка раскрываются им по аналогии
с законами ассоциации представлений,
мифы - как результат обработки представлений
чувствами, а мораль - как следствие подключения
воли к первичным элементам сознания.
Следует отметить,
что «психология
народов» в
целом сыграла положительную роль, поставив
ряд социологических проблем духовной
жизни этносов и сумев привлечь к их изучению
лингвистов, историков, этнографов, филологов,
а главное - психологов и социологов. Это
была одна из первых попыток изучения
взаимодействия культуры и индивидуального
сознания. В «психологи народов» не
без основания находят свои истоки и историческая
психология, и этнопсихология, и даже социо-
и психолингвистика. Но как раз в социологии
ее влияние было минимальным.
4. Групповая психология
и теория подражания
В конце 19 века становится
все яснее, что ни психология индивида,
ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к
пониманию социальных явлений. Следовательно,
вырос интерес к изучению группового массового
поведения и тех психологических и социальных
механизмов, которые делают возможными
передачу социальных норм и верований
и адаптацию индивидов друг к другу.
Большую популярность
приобрели на рубеже 19 века книги французского
публициста Гюстава Лебона (1841 - 1931)гг.
- «Психология
толп» (1895), «Психологические законы
эволюции народов»
(1894). По мнению Г.Лебона,
европейское общество вступает в новый
период своего развития - в «эру толпы», когда разумное критическое
начало, воплощенное в личности, подавляется
иррациональным массовым сознанием. «Толпа
или масса - это группа людей, собравшаяся
в одном месте, воодушевленная общими
чувствами и готовая куда угодно следовать
за своим лидером. Г.Лебон подчеркивал,
что ход мыслей каждого человека в толпе
направляется ее общим настроением. Чем
дольше человек в толпе, тем дольше человек
пребывает в толпе, тем слабее у него чувство
реальности и тем больше он подвержен
влиянию лидера. Среди лидеров часто встречаются
люди с резко выраженными чертами психических
отклонений. С этих позиций Лебон резко
осуждал всякое революционное движение,
и особенно социализм.
Поставленные Лебоном
теоретические проблемы - анонимности,
психологического заражения и внушаемости «человека
толпы» - дали
толчок серьезным социально-психологическим
исследования. Однако собственная теория
Лебона была реакционно и научно несостоятельна.
Прежде всего, неверно проводимое им отождествление
народной массы и иррациональной «толпы». «Идеальная
толпа Лебона», то есть совершенно случайное
и аморфное скопление индивидов, практически
встречается сравнительно редко. «Это
самая низшая и всего лишь исходная форма
социально-психологической общности».
Современные социальные
психологи отмечают и ряд других пороков
лебоновской концепции: крайнюю расплывчатость
исходных понятий; необоснованное противопоставление
иррациональной толпы идеализированному
образу рационального индивида и др.
Групповая психология
конца 19 начала 20 века не исчерпывалась
на этом. Исследованию подвергается не
только аморфная толпа, но и конкретные
человеческие группы, диады и триады, а
также сами процессы межличностного взаимодействия
- такие, как психическое заражение, внушение
и подражание.
Эта ориентация черпала
вдохновение в весьма разнородных источниках,
включая наблюдения за подражательной
деятельностью детей, этнологические
исследования и наблюдения за такими явлениями
массовой психологии, как мода или паника.
Одни авторы (Н.К.Михайловский) склонны
были считать фундаментальным процессом,
обеспечивающим единообразие социального
поведения людей и их объединения в группы,
психическое заражение; другие (В.М.Бехтерев,
Г.Лебон) отводят эту роль внушению; третьи
(Г.Тард и др.) отдают предпочтение подражанию.
Соотношение этих процессов также определялось
по-разному. Однако во всех случаях предметом
исследования были групповые процессы.
Крупнейшим представителем
этой школы был французский юрист и социолог
Габриэль де Тард (1843 - 1904)гг., автор книг «Законы
подражания» (1890), «Социальная логика» (1895), «Социальные
законы» (1898), «Этюды по социальной психологии» (1898), «Мнение
и толпа» (1901). На протяжении многих лет
Г.Тард вел ожесточенную полемику со своим
младшим современником и интеллектуальным
соперником - Эмилем Дюркгеймом. Оба мыслителя
придавали большое значение этнографическим
данным и сравнительному методу, оба интересовались
природой социальных норм, видя в них силу,
интегрирующую общество.
Тард выступал с позиций
номинализма, для него общество лишь продукт
взаимодействия индивидов. Сознание, по
его словам, постулат механики. Отвергает
Тард и эволюционную модель общества.
Беда социологии, по Тарду, в том, что она
смешивает «законы общества» и «законы
истории»; Это
два разных класса законов, причем вторые
гораздо сложнее и могут быть сформулированы
на основе первых.
Таким образом, эволюционный
подход заменяется аналитическим. Теперь
социология - это «просто коллективная психология», которая
должна ответить на два вопроса:
1.«Что составляет причину
изобретений, успешных инициатив, социальных
адаптаций, аналогичных биологическим
адаптациям и не менее сложных по своему
происхождению?
2. Почему именно эти,
а не другие инициативы вызвали подражание?
Почему среди множества примеров, не нашедших
подражания, именно эти получили предпочтение?
Другими словами, каковы законы подражания?»
Информация о работе Развитие психологической социологии (конец 19века)