Раздельное школьное образование мальчиков и девочек: плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

История совместного и раздельного обучения уходит корнями в социально-политическое, культурное и экономическое развитие общества.
Рассматривая традиции Европы, Северной Америки и Российского государства, мы увидим закономерности:
1. Образование было гендерным. Мальчики получали образование и в семье, и в учебных заведениях вне семьи. До развития христианства (католичества и православия) девочки получали только домашнее образование. При этом оно было направлено на обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, семейной жизни и воспитания детей. Мальчиков обучали навыкам светской и воинской жизни.

Содержание

История образования…………………………………………………...….3
Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы…………………..6
Есть ли будущее у раздельного обучения…………………………...……8
Источники…………………………………………………………...…….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 516.03 Кб (Скачать файл)

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

  • повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
  • выросла работоспособность – можно "пройти" больше, подробнее разобрать сложные темы
  • легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу
  • улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
  • дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
  • на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через "козла", а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

 

Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и "взаимообмен" позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, – потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только "женскими" или "мужскими" предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

 В некоторых странах, например  в Великобритании, раздельное обучение  принято в основном в частных  элитных школах. Так, из стен Итона  вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но  самый самый знаменитый "выпускник" Итона – Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Зарубежный опыт

Что ждет выпускников "однополых" школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах – скорее всего потому, что в отсутствие "сильной" половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

  • приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности
  • широкие возможности для выбора профессии
  • свобода от половых стереотипов
  • развитый соревновательный дух
  • здоровые амбиции и т.д.

Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато... пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок – смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество "однополых" школ снова начинает расти.

 

 

Источники

 

  1. http://polit.ru/
  2. http://pedagogic.ru/
  3. http://deti.mail.ru/
  4. http://radiovesti.ru/
  5. http://www.7ya.ru/

 

 

 


Информация о работе Раздельное школьное образование мальчиков и девочек: плюсы и минусы